Категория падежа в русском языке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: описание особенностей падежной системы русского языка, выявление специфики способов преподнесения данного грамматического материала на уроках русского языка в начальных классах.
Цель обусловила следующие задачи: 1. Проследить развитие падежной системы в истории современного русского языка и описать существующие подходы к ее определению; 2. Проанализировать особенности оформления категории падежа в именных частях речи русского языка; 3. Выявить особенности подачи материала о падежах русского языка в начальных классах; 4. Проиллюстрировать примерами методических разработок возможности современного учителя при преподнесении материала о падежной системе.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 374.00 Кб (Скачать файл)

 

Множественное число

И.

портные

насекомые

столовые 

Р.

портных

насекомых

столовых 

Д.

портным

насекомым

столовым 

В.

портных

насекомых

столовые 

Т.

портными 

насекомыми 

столовыми

П.

(о) портных 

(о) насекомых 

(о) столовых 


 

Смешанный тип склонения  объединяет парадигмы мужского и женского родов личных имен существительных, называющих фамилии.

Общей особенностью этих парадигм является объединение субстантивных  и адъективных окончаний (адъективная  флексия в ед. числе у мужского рода в Т. п., у женского рода в Р., Д., Т. и П. падежах; во мн. ч. во всех падежах, кроме именительного).

Парадигмы смешанного типа склонения

 

 

Единственное число 

Множественное число 

И.

Гусев

Птицына

Гусевы 

Птицыны

Р.

Гусева 

Птицыной 

Гусевых

Птицыных 

Д.

Гусеву 

Птицыной 

Гусевым

Птицыным 

В.

Гусева 

Птицыну

Гусевых

Птицыных 

Т.

Гусевым

Птицыной 

Гусевыми 

Птицыными

П.

(о) Гусеве 

(о) Птицыной 

(о) Гусевых 

(о) Птицыных 


 

     Иноязычные мужские фамилии типа Дарвин, Вирхов, а также гео- графические названия, омонимичные с мужскими русскими фамилиями, имеют в Т. п. субстантивное окончание мужского рода: с Дарвином, Вирховом, под городом Калинином.

     Несклоняемые существительные.

К разряду несклоняемых существительных относятся:

1) многие иноязычные слова (пальто, рагу, такси), в том числе и имена собственные: Гете, Гарибальди, Шоу. Осло, Токио. Хельсинки, Перу, Чили, Душанбе;

2) многочисленные аббревиатуры (МАДИ, ЦДРИ, ООН, МТС), сложносокращенные слова типа завкафедрой, помдиректора;

3) фамилии на –ых/-их, -аго/-яго, -ово (Черных, Долгих, Красных, Дурново);

4) женские имена и фамилии на согласный (Элен, Элизабет, Гинзбург, Ирина Волк, Зегерс);

5) украинские по происхождению фамилии на -ко (Ляшко, Франко),

6) обнаруживают тенденцию к утрате падежа наименования мест на –иво/ево-, -ино/-ыно (от Тушино, до Шереметьево);

7) отдельную группу несклоняемых слов образуют сложные слова типа полвторого, полтретьего, полчетвертого полдвенадцатого. Эти слова обозначают время суток и употребляются в разговорном языке. В отличие от слов типа полдома, полпути они не изменяются по падежам. Исключение составляет позиция дательного падежа, в которой может появляться просторечная форма с аффиксом -ому: к полвторого и полвторому.

В последнее время  несклоняемые существительные стали объединять в так называемое нулевое склонение с омонимичными падежными формами.       Думается,что выделение нулевых флексий у несклоняемых существительных не соответствует определению морфологического падежа как изменяемой формы лексемы. Неизменяемые существительные морфологического падежа не имеют. Падежные значения в них выражаются неморфемным, аналитическим, способом [АГ-80; 511-530].

    Категория падежа у прилагательных выступает как словоизменительная категория прилагательного, выражающаяся в системе противопоставленных друг -другу рядов падежных форм в составе словосочетания и обозначающая согласование данного прилагательного с определяемым им существительным  Категория падежа прилагательного организуется шестью рядами падежных форм, каждый из которых обозначает, что данная форма прилагательного определяет собою сущ. в соответствующем падеже: форма красивому обозначает, что прил. красивый определяет собою сущ. муж. или сред. р. ед. ч. в форме дат. п. (красивому дому или красивому месту); форма красивую обозначает, что прил. красивый определяет собою сущ. жен. р. ед. ч. в форме вин. п. (красивую девушку); форма красивыми обозначает, что прил. красивый определяет собою сущ. в тв. п. мн. ч. (красивыми домами, красивыми местами, красивыми девушками).

Средством выражения  падежных значений у прилагательных служат падежные формы ед. и мн. ч.; в ед. ч. – формы муж., сред. и жен. р., во мн. ч. – формы мн. ч., общие для прил. муж., сред. и жен. р. В том случае, если прилагательное определяет собою несклоняемое существительное, падежные формы прил. ед. и мн. ч. служат синтаксическим выражением значений падежа и числа этого существительного: Нет осеннего пальто; Обратился к известному конферансье; Принят на определенное амплуа; Располагает неопровержимым алиби; События в негритянском гетто; На озере живут розовые фламинго.

Что касается имен числительных, то по отношению к  категории падежа (склонению) они  разделяются на склоняемые и несклоняемые. К несклоняемым относятся слова  мало и немало, к склоняемым –  все остальные числительные. Категория падежа у числительных – это словоизменительная морфологическая категория, представленная шестью рядами падежных форм, по флексиям совпадающих с падежными формами существительных или прилагательных.

Таким образом, статус падежа у имен существительных, прилагатель-ных и числительных как словоизменительной категории позволяет говорить о многообразии функций, выполняемых данными частями речи.

 

Глава II. Особенности подачи материала о падежной системе русского языка в начальных классах.

2.1 Теоретические  аспекты изучения падежей в начальной школе.

    В программе русского языка для начальных классов изучению имени существительного отводится значительное место [Методика грамматики ..., 1979; 148 - 164]. Ведь имя существительное – разряд слов, который имеет богатые семантические возможности и выполняет разнообразные синтаксические функции.

Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет (книга, тетрадь, человек), признак (высота, ширина, белизна), действие (чтение, подготовка, хождение, переписка), состояние (сон, бодрость, лежание, гнев, радость) и т.п.

Имена существительные  представляют предметность в формах рода, числа и падежа. Программа  для начальных классов предусматривает  ознакомление учащихся с родом, числом и падежом имен существительных.

Категории рода и числа для младших школьников в плане обучения относительно легки  и понятны. Наибольшую трудность  для них представляет категория  падежа имен существительных.

Падеж – это  форма имени существительного, выражающая его отношение к другим словам в составе предложения или словосочетания, например: открыл дверь (В.п.), открыл ключом (Т.п.), ключом от двери (Р.п.); связка ключей (Р.п.). Формы слов ключ и дверь выражают различные отношения к словам; падежи имеют разнообразные значения.

Конечно, учитель не будет с учащимися начальных классов специально рассматривать разнообразные значения падежей, но помочь детям понять, как изменяется имя существительное в зависимости от того, с каким словом и как оно соединяется в предложении, - задача учителя начальной школы.

Изменение существительных  по падежам – склонение, это изменение  осуществляется при помощи падежных окончаний. При этом падежные окончания  не смешиваются между собой и  образуют определенные системы, характерные  для определенных групп существительных.

           Типы склонений выделяются в  зависимости от различия падежных  окончаний  в единственном  числе и связаны с делением  имен существительных по родам. Совокупность этих сведений и составляет сущность содержания знаний учащихся по грамматике об именах существительных.

Знакомство  учащихся с изменениями имен существительных по падежам (склонение) происходит в III классе.

Сначала учителю  целесообразно познакомить учащихся с падежами, не соотнося их с каким-либо определенным склонением (1, 2 и 3-м). Дети знакомятся с названиями падежей, с падежными вопросами. Они учатся ставить вопросы к именам существительным при определении падежа. Как правило, вопрос к существительному ставится от глагола или от существительного: читает ч т о? книгу; спросили к о г о? Ваню; ветка ч е г о? клена; тетрадь к о г о? ч ь я? Коли.

На этой, первоначальной ступени знакомства с падежами учащиеся не соединяют падеж существительных  с конкретными окончаниями.

Для выяснения  понятия «падеж» целесообразно  давать учащимся существительные разных склонений (мужского, женского и среднего рода; 1, 2 и 3-го склонения). Тогда падеж будет восприниматься детьми как показатель связи существительных с другими словами в предложении (или словосочетании). На данном этапе важно, чтобы дети поняли, что падеж зависит от слова, с которым связано существительное, и от вопроса который ставится от другого слова. Например, видели к о г о? (ч т о? собаку, медведя, рысь – один падеж (винительный) для всех существительных; купались (в    ч е м ?) в реке, в озере, в заливе – один падеж (предложный) для всех существительных, отвечающих на вопрос где? (в чем?).

При изучении трех типов склонений такое понимание  падежа будет утверждаться и укрепляться.

В результате первоначального  знакомства с падежами учащиеся усвоят, что всего падежей шесть; каждый падеж отвечает на определенный вопрос; любые существительные, если они отвечают на один и тот же вопрос, стоят в одном и том же падеже (например: вижу к о г о? синичку, соловья; делаю ч т о? табуретку, стол).

При склонении  различие между существительными заключается  в окончаниях, а не в падежах. Существительные, принадлежащие к разным склонениям (1, 2, 3-му), отличаются друг от друга окончаниями (Р. к о г о? ч е г о? верблюда, кошки, рыбы, озера, рыси, степи; Д. к о м у? ч е м у? верблюду, кошке, рыбе, озеру, рыси, степи).

Порядок изучения темы «Изменение по падежам» примерно такой. Прежде всего, детям дается понятие о том, что имена существительные изменяются по вопросам в зависимости от других слов. После этого идет ознакомление с отдельными падежами и с падежными вопросами. Каждый падеж сначала берется без предлогов (Р. нет ч е г о? реки). Затем даются падежи с предлогами (Р. был у ч е г о? у реки); учащиеся узнают, какие предлоги соединяются с теми или иными падежами. Помочь детям разобраться в этом помогут наглядные пособия, создаваемые на уроках вместе с учащимися, и специальные упражнения.

Приведем пример таблицы, показывающей взаимосвязь  предлогов и падежей; такая таблица  может быть названа, например, так: «Различай падежи по вопросам и предлогам».

Падежи 

Предлоги 

Вопросы

Примеры

Р.

с, у, до, от, из, без, около, для

к о г о? ч  е г о? о т к у д а?

с березы, из дома, около дома

Д.

по, к 

г д е? к у  д а?

по дому, к  дому

В.

в, за, на, через, под, про

к у д а?

в деревню, за деревню, под гору

Т.

над, за, под, с, перед

с к е м? с ч е м? г д е?

с братом, с березой, под крышей

П.

при, в, о, на

О к о м? О ч ё м? Г д е?

о сестре, о брате, на кровати


 Кроме упражнений, данных в учебнике русского языка III класса, целесообразны также такие упражнения:

1. Ответьте на вопросы, запишите ответы, обозначьте падежи существительных.

а)  откуда возвратились школьники? (музей, экскурсия, поход, лагерь)

б) куда улетели птички? (сад, роща, поле)

2. Закончите  предложения. 

Возьми учебник…., положи учебник….. Паша уехал….  Паша сидит… Паша приехал… .

3. Вставьте подходящие  по смыслу предлоги.

Голубь опустился  … крышу. Голуби поселились… крышей. Голуби гуляют … крыше.

Вся работа по грамматике на этом этапе должна быть тесно связана с разбором предложений и словосочетаний, с установлением связи между словами, составлением словосочетаний и предложений с изученными падежными формами имен существительных, в частности, существительных, отвечающих на вопросы где? куда? откуда?

Все эти упражнения повышают эффективность работы с  падежами, речевую культуру детей  и имеют значение для общего развития учащихся, так как требуют от них  активной мыслительной деятельности, доказательств и рассуждений.

После представления понятия «падеж» следующие уроки посвящаются изучению типов склонения. В первую очередь необходимо научить учащихся определять тип склонения имен существительных по их родовым признакам (III класс). Для этого учащиеся должны, конечно, знать признаки, по которым следует отнести те или иные существительные к определенному типу склонения (1, 2 и 3 – му). Детям вместе с тем необходимо понять, что различие в изменениях по падежам существительных того или иного склонения заключается в разных падежах (-и, -ы – в родительном падеже; -е – в дательном и предложном падежах существительных 1-го склонения; -и – в родительном, дательном и предложном падежах 3-го склонения и т.д.).

Информация о работе Категория падежа в русском языке