Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 16:37, курсовая работа
Цель работы: описание особенностей падежной системы русского языка, выявление специфики способов преподнесения данного грамматического материала на уроках русского языка в начальных классах.
Цель обусловила следующие задачи: 1. Проследить развитие падежной системы в истории современного русского языка и описать существующие подходы к ее определению; 2. Проанализировать особенности оформления категории падежа в именных частях речи русского языка; 3. Выявить особенности подачи материала о падежах русского языка в начальных классах; 4. Проиллюстрировать примерами методических разработок возможности современного учителя при преподнесении материала о падежной системе.
- Что объединяет эти
записи? Выпишите из каждого
Запись на доске: кто? друг кого? друга
кого? друга кем? другом
кому? другу о ком? о друге
- Скажите, что менялось
в существительном «друг»? Почему
изменялась форма слова и его
окончание? Как называется
4. Изучение нового материала.
а) Знакомство с названиями падежей русского языка: - В русском языке 6 падежей (показ по таблице): именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Слово «падеж» пришло к нам из латинского языка и переводится «падение». Ещё древние учёные заметили, что слова, употреблённые в речи «падают» той или иной формой.
- Ребята, как вы думаете, а есть ли в других языках, например ,в немецком, падежи? Сколько падежей в нашем языке? В других языках мира иначе: в немецком-4, а у финнов-15. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. И ваша задача - выучить и понять свои 6, чтобы говорить и писать легко, грамотно, красиво. В этом вам может помочь стихотворение о падежах, послушайте наших учеников.(6 учащихся читают стихи наизусть)
Физминутка: Именительный подпрыгнул,
А родительный – летал.
Дательный полез на горку,
А винительный – устал.
Наш творительный поплавал,
А предложный – убежал.
Падежи нам все нужны
И при этом все важны!
б) Фронтальная работа с таблицей падежей. Учебник: стр. 8 урок 78, тема «Падежи имён существительных».
- Найдите рубрику «Тайны русского языка», прочитайте самостоятельно.
- Работаем вместе. Рубрика «Давай подумаем». Сравните таблицы в учебнике и на доске, похожи ли они? Учимся задавать падежные вопросы: я читаю название падежа, а вы хором – падежные вопросы. Знакомы вам эти вопросы? К какому члену предложения они относятся?
- Подумайте, к каким
словам мы будем задавать вопро
- Перед письменной
работой прочтём материал
Найдите эти вспомогательные слова в таблице.
в) Выполнение упр. 2(письменно), с комментированием у доски.
Образец: пишу (чем?) карандашом (Т. п.)
г) – А теперь посмотрим, как же правильно определить падеж имени существительного в предложении. Чтение алгоритма в учебнике стр. 10.
5. Работа в парах.( карточки : 1 и 2 вариант)
- Спишите предложения и определите падеж выделенных существительных.
Проверка.
6. Словарная работа.
П.льто - Запишите слова в столбик, поставьте ударение,
Адр.с обозначьте безударные гласные. Проверка.
Д.вочка - Выделите в столбике первые буквы. Какое слово
Ед.ница получилось? Верно, «падеж» - это ключевое слово
Ж.лтый нашего урока.
7. Рефлексия урока.
- Подходит к концу сегодняшний урок. Всем ли легко сразу определять падеж имени существительного? Конечно, вы ещё испытываете затруднения. На последующих уроках русского языка мы продолжим знакомство с падежами потому, что для грамотного письма важно знать и уметь определять падеж имени существительного.
- Пожалуйста, вспомните, как вы работали на уроке, как работали ваши друзья-одноклассники. Назовите самых активных учащихся. Да, эти ребята работали хорошо (выставляются оценки).