Категория падежа в русском языке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: описание особенностей падежной системы русского языка, выявление специфики способов преподнесения данного грамматического материала на уроках русского языка в начальных классах.
Цель обусловила следующие задачи: 1. Проследить развитие падежной системы в истории современного русского языка и описать существующие подходы к ее определению; 2. Проанализировать особенности оформления категории падежа в именных частях речи русского языка; 3. Выявить особенности подачи материала о падежах русского языка в начальных классах; 4. Проиллюстрировать примерами методических разработок возможности современного учителя при преподнесении материала о падежной системе.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 374.00 Кб (Скачать файл)

- Что объединяет эти  записи? Выпишите из каждого предложения  слово «друг» с вопросом, на  который оно отвечает. Выделите  окончания в его формах.

Запись на доске: кто? друг               кого? друга

                             кого? друга            кем? другом

                            кому? другу          о ком? о друге

- Скажите, что менялось  в существительном «друг»? Почему  изменялась форма слова и его  окончание? Как называется такое  изменение формы имени существительного? Для чего же существительные в тексте изменяют свою падежную форму?

 4. Изучение нового материала.

а) Знакомство с названиями падежей русского языка: - В русском  языке 6 падежей (показ по таблице): именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Слово «падеж» пришло к нам из латинского языка и переводится «падение». Ещё  древние учёные заметили, что слова, употреблённые в речи «падают» той или иной формой.                 

- Ребята, как вы думаете, а есть ли в других языках, например ,в немецком, падежи? Сколько падежей в нашем языке? В других языках мира иначе: в немецком-4, а у финнов-15. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. И ваша задача - выучить и понять свои 6, чтобы говорить и писать легко, грамотно, красиво. В этом вам может помочь стихотворение о падежах, послушайте наших учеников.(6 учащихся читают стихи наизусть)

Физминутка: Именительный  подпрыгнул,

                          А родительный – летал.

                          Дательный полез на горку,

                          А винительный – устал.

                          Наш творительный поплавал,

                          А предложный – убежал.

                          Падежи нам все нужны

                          И при этом все важны!

б) Фронтальная работа с таблицей падежей. Учебник: стр. 8 урок 78, тема «Падежи имён существительных».

- Найдите рубрику «Тайны  русского языка», прочитайте самостоятельно.

- Работаем вместе. Рубрика  «Давай подумаем». Сравните таблицы в учебнике и на доске, похожи ли они? Учимся задавать падежные вопросы: я читаю название падежа, а вы хором – падежные вопросы. Знакомы вам эти вопросы? К какому члену предложения они относятся?

- Подумайте, к каким  словам мы будем задавать вопросы  кто? кого? кому? кем? о ком?, к каким словам - что? чего? чему? чем? о чём?

- Перед письменной  работой прочтём материал рубрики  «Обрати внимание!»

Найдите эти вспомогательные  слова в таблице.

в) Выполнение упр. 2(письменно), с комментированием у доски.

Образец: пишу (чем?) карандашом (Т. п.)

г) – А теперь посмотрим, как же правильно определить падеж  имени существительного в предложении. Чтение алгоритма в учебнике стр. 10.

 

5.  Работа  в парах.( карточки : 1 и 2 вариант)

- Спишите предложения  и определите падеж выделенных существительных.

Проверка.

 

6. Словарная  работа.

П.льто                       - Запишите слова в столбик, поставьте ударение,

Адр.с                          обозначьте безударные  гласные. Проверка.

Д.вочка                     - Выделите в столбике первые буквы. Какое слово

Ед.ница                      получилось? Верно, «падеж» - это ключевое слово   

Ж.лтый                       нашего урока.

 

7. Рефлексия  урока.

- Подходит к концу  сегодняшний урок. Всем ли легко  сразу определять падеж имени существительного? Конечно, вы ещё испытываете затруднения. На последующих уроках русского языка мы продолжим знакомство с падежами потому, что для грамотного письма важно знать и уметь определять падеж имени существительного.

- Пожалуйста, вспомните, как вы работали на уроке, как работали ваши друзья-одноклассники. Назовите самых активных учащихся. Да, эти ребята работали хорошо (выставляются оценки).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Категория падежа в русском языке