Контрольная работа по "Риторике и культуре речи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 20:46, контрольная работа

Краткое описание

Под культурой речи понимается совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей. Понятие «культура речи» тесно связано с закономерностями и особенностями развития и функционирования языка ,а так же с речевой деятельностью во всем ее многообразии. Оно включает в себя еще и определенную, предоставляемую языковой системой возможность находить для выражения конкретного содержания в каждой реальной ситуации речевого общения

Вложенные файлы: 1 файл

КЛЬТ.РЕЧИ КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

Приемы  привлечения и удержание внимания

№ п/п

Название приема

Описание приема

1

Голосовая и  эмоциональная модуляция.

Изменение интонации, тембра, высоты, громкости голоса (от крика до шепота)

2

Модуляция темпа  речи.

Выдерживание  паузы; изменение темпа речи от медленного до скороговорки. Резкое изменение  скорости речи.

3

Прерывание речи, использование антиципации (догадки)

Прерывание  речи на словах, достаточно очевидных  с требованием произнести их вслух  все, кто догадался, на каком слове  прервана речь. Активность слушателей поощряется словесно либо отметкой.

4

«Провалы  памяти»

Якобы забывание достаточно очевидных для аудитории элементов сообщения: дат, имен, терминов, названий и т.п., — с просьбой помочь вспомнить, поощрение активных.

5

Жестикуляция

Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию эмоциональной и иллюстративной жестикуляцией. Ладони открыты, жесты широкие и свободные.

6

Риторические  вопросы

Повторение  основных моментов сообщения в форме вопроса, на который, после небольшой паузы дает ответ сам докладчик.

7

Контрольные вопросы

Задается  вопрос по только что изложенному материалу с требованием исчерпывающего ответа: поощрение активных.

8

Наводящие вопросы

В случае затруднения ответа на контрольный вопрос,   задается   вопрос,   косвенно   описывающий смысл изложенного ранее фрагмента сообщения.

9

Вопрос-предложение. Смысловая антиципация. Выводы

На  основании изложенного задается вопрос-предложение, требующий для ответа смысловой догадки, о чем далее пойдет речь, и какие выводы можно сделать по изложенному материалу.

10

Уточняющие  вопросы. Встречные вопросы

Слушателям предлагается после каждого смыслового фрагмента задавать уточняющие вопросы по изложенной теме или встречные вопросы на догадку: о чём пойдет речь далее. Активность поощряется оценкой.

11

Свободное конспектирование.

 -  Пересказ

Предлагается  слушателям составлять по ходу изложения конспект в свободной форме. Контроль в виде поочередного пересказа темы с использованием личного конспекта.

12

Конспектирование  опорных (ключевых) слов.

Слушателям  предлагается записывать опорные (ключевые) слова сообщения. Один из слушателей может это делать на доске. Контроль зачитывания по очереди опорных слов с подчеркиванием повторяющихся у слушателей слов; объяснение отличия опорных слов от слов контекста.

13

Конспект-рисунок. Ассоциативный рисунок

Слушателям  предлагается зарисовывать возникающие по ходу изложения ассоциации, раскрывающие их понимание сути. Контроль в виде конкурса рисунков, их обсуждение.

14

Активное  ассистирование. Усвоение. (Конвейер.)

Преподаватель    начинает   чтение    материала,    затем передает  учебник   одному   из   слушателей  (можно   в случайном порядке), который продолжает чтение. Затем  учебник передается другому слушателю и т.д.

15

Активное  ассистирование. Закрепление. (Эстафета.)

Преподаватель начинает пересказ материала, затем передает эстафету пересказа (карандаш, указку и т.п.) одному из слушателей, тот по команде преподавателя (например, хлопок ладонями) следующему слушателю.

16

Активное  ассистирование. Контроль. (Бейсбол.)

Преподаватель задает вопрос и бросает мячик  одному из слушателей. Тот отвечает (исчерпывающий ответ - 3 балла, правильный - 1 балл), задает свой вопрос и бросает мяч другому слушатели или преподавателю. Кто первым наберет 10 баллов, тот получает оценку (зачет).

17

Тренировка  кратковременной (слуховой) памяти. (Эхо.)

Преподаватель прерывает рассказ буквально  на полуслове и требует от любого слушателя повторить последнее предложение без искажений: «Как эхо».

18

Экстрараздражители (звуки или световые сигналы, не связанные с содержанием сообщения). Неожиданные раздражители вызывают ориентировочную реакцию и активизируют внимание

Главное условие - внезапность: как бы случайно уронить книгу, указку, опрокинуть стул, включить на мгновение магнитофон, радиоприемник, включить или выключить свет, проектор, опустить (поднять) шторы (занавески); громко захлопнуть дверь (окно) и т.п.

19

Тренировка  внимания. (Карта острова сокровищ).  Неспецифическая активация внимания косвенно помогает удерживать внимание на изложении учебного материала

Преподаватель предлагает слушателям нарисовать план класса и во время урока отмечать его передвижение по классу: линии - движение, кружки с крестиком внутри - остановки. Там где он будет останавливаться реже всего, спрятано «сокровище» (сувенир, лакомство). Приз получит тот, кто назовет это место и чья карта аккуратнее и подробнее.

20

Тренировка  внимания. (Соколиный глаз.)

Преподаватель предлагает следить во время урока  за его жестами. Можно составить  список жестов. Один из этих жестов - контрольный. Кто правильно подсчитает, сколько раз использовался этот жест поправление волос, очков, руки за спину получает приз. Преподаватель записывает название контрольного жеста и количество его повторов на листочке и кладёт себе на стол. В конце урока проводится опрос слушателей и выявляется победитель, который награждается призом и титулом «Соколиный глаз».

21

Активация внимания.

(Будильник). Рекомендуется

для вечерних занятий и во

всех  случаях, когда в группе

слушателей  ощущается

усталость.

Перед уроком преподаватель пишет числовой ряд на листочке, разбивая время урока на интервалы, кратные 3 минутам, а напротив них пишет в случайном порядке фамилии слушателей. Кидается жребий среди слушателей: кому быть «будильником». «Будильник» получает листочек с временными интервалами и фамилиями. Ему нужно будет следить за часами и по истечении каждого временного интервала громко говорить фразу: «Иванов (Сидоров; Петров), вставай, нас ждут великие дела!». Названный слушатель должен встать и ответить: «Уже стою», - затем вновь сесть на свое место. Преподаватель должен продолжать изложение материала,  не обращая внимания на их диалог.


 

Советы слушателю.  1.Меньше говорите, больше слушайте

Ральф Николс однажды  сказал: "Самая важная из всех человеческих потребностей - потребность понять и быть понятыми. лучший способ понять человека - выслушать его". Общение - это не игра в "твоя очередь, моя очередь", а процесс, в котором все стороны должны действовать непрерывно.

2.Храните открытость.

Чаще всего мы идем на поводу у нашего предвзятого мнения. Старайтесь внимательно, не перебивая, слушать человека, даже если вы в корне не согласны с ним или он критикует вас. Подобная практика хорошо повлияет на ваше умение слушать.

3.Не отвлекайтесь

Шум телевизора, посторонние  движения, другие люди могут помешать вам услышать и понять вашего собеседника. Однако отвлечь вас могут не только внешние факторы, упомянутые выше. Существуют также внутренние отвлекающие факторы, например, голод, жажда, другие проблемы...Если вам предстоит важный разговор, а единственное, о чем вы можете думать, это бутерброды и оплата кредита, этот разговор не принесет ничего хорошего.

4.Следите за основной идеей

Все мы, разговаривая с  кем-то, считаем необходимым подробно разобраться во всех деталях. Будьте внимательны, не запутайтесь и не будьте поверхностны. Определите для себя главные идеи разговора.

5.Слушайте, чтобы понять, а не чтобы быть понятыми

Сколько раз с вами случалась подобная ситуация: у вас  есть история или идея, которую  вы очень хотите обсудить, но как  только вам предоставляется такой  шанс, ваш собеседник перебивает вас рассказами в духе "А вот я!..', "А у меня!.."?  Вы же продолжаете пытаться перехватить инициативу разговора. В итоге получается, что никто никого не слышит. Вместо того, чтобы обдумать услышанное, собеседники просто дожидаются своей очереди высказаться. Подобный вид разговора не выгоден никому. Такие разговоры можно отнести к вредным привычкам.

6.Уважайте оратора.

Важно быть искренним  слушателем. Поддерживайте беседу вопросами, уточняйте, комментируйте, просите прояснить непонятное. Например, если кто-то говорит вам: "Сегодня был трудный рабочий день!" Спросите: "Почему? Чем ты занимался?" Дайте понять вашему собеседнику, что у него есть возможность высказаться. Поддакивайте, таким образом вы даете собеседнику понять, что вы слышите и поддерживаете его. Обратная связь при общении очень важна. Уважайте рассказчика. Начните слушать людей и они начнут слушать вас.

7.Язык тела.

Язык вашего тела может  дать понять собеседнику, насколько вы внимательно слушаете его. Если вы сутулитесь, ваши руки скрещены, а взгляд устремлен вдаль, несложно догадаться, что вам скучно.  Старайтесь поддерживать зрительный контакт. Не ерзайте, не теребите ничего в руках, не поправляйте слишком часто волосы. Это признаки того, что вам скучно и неудобно. Будьте внимательны, склонитесь к собеседнику, если это необходимо, примите открытую позу, в некоторых моментах вы можете кивать головой.

8.Никакого телефона!

Отвлечения на мобильный  телефон - явный признак неуважения к рассказчику и незаинтересованности в теме разговора. Во время важных бесед старайтесь держать ваш телефон в кармане.

9.Сопереживайте.

Взгляните на ситуацию, рассказанную вам, не со своей точки зрения, а  с точки зрения рассказчика. Вы не обязаны во всем его поддерживать и соглашаться с ним, просто представьте, как он себя сейчас чувствует. Конечно вы никогда не сможете понять его настоящие чувства, но сделать попытку очен

Правила бесконфликтного общения


 

Не упрекай! Не демонстрируй чувства  превосходства! Критикуя, не обвиняй  и не унижай! Будь требователен больше к себе, чем к другим! Будь терпим! Щедро дари знаки уважения! Не допускай реакции типа «Сам дурак»! Не давай советы, если тебя о них не просят! Прости партнеру раздражительность. Постарайся понять и оправдать его. Не сердись, даже если он не прав. Дай выговориться и заведи дружелюбный разговор. Чаще говори супругу о его достоинствах! Заинтересованно спрашивай, но не будь бесцеремонным! Решай вместе с человеком, а не вместо человека! Проси совета - это знак уважения! Ищи в людях хорошее! Споры, а не ссоры! Выиграв конфликт, не разыгрывай роль победителя! Чаще улыбайся, даже если тебе невесело. Не делай злое лицо!

Этика(греч. ethiká, от ethikós — касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения, ethos — привычка, обыкновение, нрав)    философская наука, объектом изучения которой является Мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни. Э. выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную её систему.

Эстетика — это наука о развитии и становлении человеческой чувственности. Воспитание чувства прекрасного в отношении природы, искусства, взаимоотношении людей. Эстетика в переводе с греческого означает чувство, чувственное восприятие. Основным предметом изучения является весь спектр чувств - возвышенное, трагическое, комическое и т.д.

 Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы; спор. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, в которой каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.

Полемика - (от греч. polemikos - воинственный), острый спор в процессе обсуждения чего-нибудь, дискуссия, столкновение мнений по какому-либо вопросу.


Правила поведения  в полемике

Хорошие манеры.Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не цениться окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности другого

человека. Причина  здесь в том ,что мы недооцениваем  культуру поведения

человека, его  манеры.

      Манеры - способ держать себя, внешняя  форма поведения, обращения с

другими людьми ,употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные

для человека походка, жестикуляция и даже мимика.

      В обществе хорошими манерами  считаются скромность и сдержанность

человека, умение контролировать свои поступки, внимательно  и тактично

общаться с  другими людьми. Дурными манерами принято считать привычки громко

говорить, не стесняясь  в выражениях, развязность в жестикуляции и

поведении, неряшливость в одежде, грубость, проявляемые  в откровенной

недоброжелательности  к окружающим ,в пренебрежении  к чужим интересам  и

запросам ,в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в

неумении сдерживать свое раздражении ,в намеренном оскорблении  достоинства

окружающих  людей, в бестактности, сквернословии, употреблении унизительных

кличек прозвищ.

Вежливость

 Всем известны выражения: "холодная вежливость", "ледяная

вежливость", "презрительная вежливость", в  которых эпитеты, прибавленные к

этому прекрасному  человеческому качеству, не только убивают его сущность,

но превращают ее в свою противоположность.

         Эмерсон определяет вежливость как "сумму маленьких жертв",

приносимых  нами окружающим нас людям, с которыми мы вступаем в те или иные

жизненные отношения, а конкретно в полемику.

         К сожалению, совершенно затерто  прекрасное высказывание

Сервантеса: "Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как

вежливость." Истинная вежливость может быть лишь доброжелательной, так как

она - одно из проявлений искренней, бескорыстной благожелательности по

отношению ко всем другим людям, с которыми человеку приходится встречаться

на работе, в доме, где живет, в общественных местах. С товарищами по

работе, со многими  знакомыми в быту вежливость может  перейти в дружбу, но

органическая  благожелательность к людям вообще - обязательная база

вежливости. Подлинная  культура поведения - там, где поступки человека во

всех ситуациях, их содержание и внешнее проявление вытекают из нравственных

принципов морали и соответствуют им.

         Одним из главных элементов  вежливости считают умение запоминать

имена. Вот  как об этом говорит Д. Карнеги. "Большинство людей не запоминают

имен по той  причине, что не хотят тратить  время и энергию на то, чтобы

сосредоточиться, затвердить, неизгладимо запечатлеть  эти имена в своей

памяти. Они  ищут для себя оправданий в том, что  слишком заняты. Однако они

вряд ли больше заняты, чем Франклин Рузвельт, а  он находил время для того,

чтобы запомнить  и при случае воскресить в памяти даже имена механиков, с

которыми ему  приходилось соприкасаться...Ф.Рузвельт знал, что один из самых

простых, самых  доходчивых и самых действенных способов завоевать

расположение  окружающих - это запомнить их имена  и внушить им сознание

собственной значительности".

Тактичность и чуткость

   Содержание  этих двух благородных человеческих  качеств, внимание,

глубокое уважение к внутреннему миру тех, с кем мы общаемся, желание и

умение их понять, почувствовать, что может доставить  им удовольствие,

радость или  наоборот, вызвать у них раздражение, досаду, обиду.

Тактичность, чуткость - это и чувство меры, которую следует соблюдать в

разговоре, в личных и служебных отношениях ,умение чувствовать границу, за

которой в результате наших слов и поступков у человека возникает

незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль. Тактичный человек всегда

учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста, пола, общественного

положения, место  разговора, наличие или отсутствие посторонних.

         Уважение к другим - обязательное  условие тактичности даже между

хорошими товарищами. Всем, наверное, приходилось сталкиваться с ситуацией,

когда на совещании некто небрежно бросает во время выступлений своих

товарищей "чушь", "ерунда" и т.п. Такое поведение  нередко становится

причиной того, что когда он сам начинает высказываться, то даже его здравые

суждения встречаются  аудиторией с холодком. О таких  людях говорят:

          "Природа отпустила ему столько  уважения к людям, что ему  хватает

его только на себя". Самоуважение без уважения к другим неизбежно

вырождается в  самомнение, чванство, высокомерие.

         Культура поведения в равной  степени обязательна и со стороны

нижестоящего  по отношению к вышестоящему. Она  выражается прежде всего в

честном отношении  к своим обязанностям, в строгой  дисциплинированности, а

также в уважении, вежливости, тактичности по отношению  к руководителю. То

Информация о работе Контрольная работа по "Риторике и культуре речи"