Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:09, контрольная работа
Рецензия — жанр журналистики и художественной критики. Рецензия информирует о новом произведении, содержит его краткий анализ и оценку. В переводе с латинского "recensio" означает "просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чем-либо". Особой разновидностью рецензии является научная рецензия, или рецензия на научную работу. Предметом рецензии выступают информационные явления - книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Вариант № 1
1. Рецензия и отзыв как жанр. Языковые конструкции при рецензи-ровании.
Рецензия — жанр журналистики
и художественной критики. Рецензия
информирует о новом
Рецензия - это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего - критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т.п.
Цель отзыва - поделиться впечатлением, например, о прочитанном, привлечь внимание к произведению литературы или искусства. Отзыв - этап постижения текста - «эмоциональное погружение в текст». Это попытка разобраться в собственных чувствах, вызванных прочитанным произведением, рассуждение о своих переживаниях, настроении. Поэтому в содержание отзыва включаются только те элементы, которые затронули автора лично, вызвали в его душе отклик. Субъективный подход в выборе содержания отзыва раскрывает нам не существенные стороны литературного произведения, а личность автора отзыва. Из отзыва мы узнаем о жизненной позиции автора сочинения, его личностных качествах, отношении к тем или иным сторонам жизни, нашедшим воплощение в литературном произведении. Оценочная составляющая в отзыве имеет большее значение, чем информационная. Оценка, сформулированная в начале сочинения-отзыва в виде тезиса, аргументируется в основной части. При этом доказательства, раскрывающие мысли и чувства автора сочинения, носят эмоционально-оценочный характер.
Рецензия создается не только для того, чтобы поделиться впечатлением от прочитанного. Цель рецензии - дать аргументированное истолкование и оценку идейно-художественного своеобразия произведения. Рецензент старается раскрыть смысл названия (аллюзии, ассоциации), описывает способ организации повествования (особенности композиции произведения), ставит перед собой задачу охарактеризовать художественный конфликт и проследить его динамику в развитии сюжета. Автор сочинения-рецензии особое внимание уделяет мастерству писателя в создании и раскрытии характеров персонажей, выражении авторской позиции, особенностям стиля и метода художника слова. Все утверждения рецензент подкрепляет убедительными примерами из текста. Поэтому более важной будет информационная составляющая. Оценка в структуру сочинения-рецензии может быть включена так:
1) оценочное предложение
находится вначале, далее
2) предложения-рассуждения
являются аргументами,
3) рассуждение состоят
из цепи оценочных и
Объем рецензии — средний
или маленький. Большая рецензия
перерастает в критическую
Редко рецензия выступает сама по себе — как правило, их несколько. Вместе они формируют рецензионный блок, представляя своеобразную литературную (кинематографическую, книгоиздательскую, другую тематическую) повестку за определенный промежуток времени. Предметом анализа в рецензии является отраженная действительность, то есть реальность, уже нашедшая отражение в творческих произведениях – искусства, науки, публицистики и т.п. Главные задачи рецензента - ориентация аудитории в тех проблемах, о которых говорят создатели книги, спектакля или живописного полотна, формирование у читателя эстетических представлений о действительности, объяснение сути творческого процесса, содействие аудитории в выработке самостоятельных оценок подобных произведений.
Приблизительная структура рецензии:
· тема или наименование рецензируемой работы;
· ее автор;
· актуальность и правильность выбранной темы;
· удачность обзора литературы;
· использование системы доказательств;
· полнота раскрытия проблемы;
· результаты анализа экономической целесообразности, если необходимы;
· наличие четких выводов;
· использование научного аппарата;
· качество оформления работы;
· недостатки, имеющиеся в работе;
· вывод о возможности допуска работы к защите (или предоставлении иного права).
Итак, работа над отзывом
и рецензией как оценочными высказываниями,
с одной стороны, позволит обогатить
словарный запас и
2. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи.
Возникновение связано с развитием разных областей научного знания, разных сфер деятельности человека. Отделение научного стиля от художественного произошло в александрийский период, когда в греческом языке стала создаваться научная терминология. Впоследствии она была пополнена из ресурсов латыни, ставшей интернациональным научным языком европейского средневековья. В эпоху Возрождения учёные стремились к сжатости и точности научного описания, свободного от эмоционально-художественных элементов изложения как противоречащих абстрактно-логическому отображению природы. Однако освобождение научного стиля от этих элементов шло постепенно. В дальнейшем образцом научного языка стало логическое изложение Ньютона. В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII века, когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию. Во второй половине этого века благодаря работам М. В. Ломоносова и его учеников формирование научного стиля сделало шаг вперед, но окончательно он сложился во второй половине XIX века вместе с научной деятельностью крупнейших учёных этого времени.
Научный стиль — сфера деятельности – наука; много речевых жанров: монография, журнальная статья, рецензия, учебник (учебное пособие), лекция, доклад, информационное сообщение (о состоявшейся конференции, симпозиуме, конгрессе), устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.), диссертация, научный отчёт, Научная статья важный жанр.
Черты:
- Точность научных текстах слова используются преимущественно в прямом значении, частотность терминов также способствует однозначности текста - ограничение на использование: метафор, эпитетов, художественных сравнений, пословиц и т. п. Иногда такие средства могут проникать в научные произведения, так как научный стиль стремится не только к точности, но и к убедительности, доказательности. Характерной чертой стиля научных работ является их насыщенность терминами (в частности, интернациональными);
- Абстрактность (экология);
- Логичность— это наличие смысловых связей между последовательными единицами (блоками) текста;
- Объективность изложения.
- Ясность-предполагает понятность, доступность.
- Последовательностью обладает текст, в котором выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.
Стиль научных работ определяется их содержанием и целями научного сообщения – по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выяснить закономерности исторического развития и т. д. Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связей между частями высказывания, стремлением авторов к точности, однозначности, сжатости выражения при сохранении насыщенности содержания.
О языке ученых говорят,
что он «сух», лишен элементов
эмоциональности и образности. Такое
мнение носит обобщенный
Характерной чертой
стиля научных работ является
их насыщенность терминами. В
среднем терминологическая
Ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи. Отсутствие разговорной и просторечная лексика
3. Речевой этикет в документе.
Деловые документы содержат информацию, необходимую для стабильной работы любого предприятия. Она служит основой для принятия соответствующих управленческих решений. Во многих случаях документы выступают главным аргументом в разрешении спорных ситуаций.
Неотъемлемым средством связи предприятия с прочими фирмами и структурами является такой вид документации, как деловая переписка. Причем в большинстве организаций письма преобладают над остальными документами.
Письмо – это обобщенное название документов с различным содержанием, пересылаемых почтой.
Исходя из своего назначения и содержания, письма разделяются на: гарантийные, инструкционные, информационные, коммерческие, рекламные, рекламационные, письма-извещения, письма-запросы, письма-ответы, письма-приглашения.
Текст письма должен быть корректным, убедительным, последовательным и лаконичным. Как правило, в нем объективно представляются события и факты, а излагаемый вопрос всесторонне освещается, ясно и кратко, но с достаточной полнотой.
Чаще всего текст письма состоит из вводной и основной части. Вводная часть служит для указания причин, побудивших к составлению письма, в ней могут содержаться ссылки на документы, даты, факты. Основная цель письма формулируется во второй его части (отказ, предложение, гарантия, просьба и т. д.). Однако в зависимости от назначения письма, а также от того, на что его автор желает обратить внимание получателя, допускается использование другого порядка размещения логических частей текста.
Документальным этикетом
предусмотрена повторяемость
Как известно, встречают
по одежке. Именно поэтому «одежка»
вашего письма, а именно – бумага
и конверт, должны быть безукоризненными.
В противном случае ваше письмо рискует
оказаться непрочитанным в
Если в вашей компании
для написания писем не используются
стандартные бланки, тогда к бумаге
также предъявляются самые
В конце письма выполняйте
свою подпись так, чтобы получатель
был уверен в наличии у вас
приличной авторучки, а также
в вашем уверенном
4. Язык и стиль инструктивно-методических документов.
Официально-деловой стиль – это стиль документов: международных договоров, государственных актов, юридических законов, постановлений, уставов, инструкций, служебной переписки, деловых бумаг и т.д. Документы – это письменные тексты, имеющие юридическую (правовую) значимость. Несмотря на различия в содержании и разнообразие жанров, официально-деловой стиль в целом характеризуется рядом общих черт,(обладает следующими обязательными качествами):
1) Употребление канцелярских
штампов – воспроизводимых
2) Использование слов-
3) Введение специальной терминологии, не имеющий синонимов в общеупотребительной лексике (приказ, протокол, согласовано, сторона, реализация…);