Культура повседневного общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 19:40, контрольная работа

Краткое описание

Общение дает возможность человеку раскрыть свои чувства, переживания, рассказать о радостях и горестях, о взлетах и падениях. Общение для человека – его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта. Овладение искусством общения, искусством слова, культурой устной и письменной речи необходимо для каждого человека.
Личность человека формируется в процессе повседневного общения с окружающими. Культура определенного общества принимается человеком как состоящая из моделей соответствующего поведения, которые возникают в коммуникации и постоянно укрепляются постольку, поскольку люди сообща взаимодействуют с условиями жизни.

Содержание

Введение………….………………………………………………………….…3
Культура повседневного общения
Культура речи…………………………………………………………....5
Умение слушать…………………………………………………………7
Жесты, мимика и позы в повседневном общении………………….…9
Заключение……………………….………………………………………..…..12
Аннотация по статье Фуражевой Н.С. К вопросу о культуре общения. Прошлое и современность // Вопросы культурологии. № 7. 2009. С. 85 – 88…………………………………………………………..……………13
Глоссарий……………………………….……………………………………....14
Список используемой литературы……….……………………………..…….15

Вложенные файлы: 1 файл

к.р.русский язык 2.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Нижневартовский экономико-правовой институт (филиал)

Кафедра гуманитарно-правовых дисциплин

НАПРАВЛЕНИЕ «ЭКОНОМИКА»

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «РУССКИЙ ЯЗЫК и кульура речи»

НА ТЕМУ

«КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОГО ОБЩЕНИЯ»

 

 

ВЫПОЛНИЛ:

студент I-го курса

направления

«Экономика»

  Макаренко Анастасия

 

 

 

ПРОВЕРИЛ:

доктор культурологии, профессор

                                                                                                                                         Жукоцкая З.Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижневартовск

2013

 

План

Введение………….………………………………………………………….…3

  1. Культура повседневного общения
    1. Культура речи…………………………………………………………....5
    2. Умение слушать…………………………………………………………7
    3. Жесты, мимика и позы в повседневном общении………………….…9

Заключение……………………….………………………………………..…..12

Аннотация по статье Фуражевой Н.С.  К вопросу о культуре общения. Прошлое и современность  // Вопросы культурологии. № 7. 2009.                 С. 85 – 88…………………………………………………………..……………13

Глоссарий……………………………….……………………………………....14

Список используемой литературы……….……………………………..…….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

«Язык – орудие мышления.

 Обращаться  с языком кое-как –

 значит, и мыслить кое-как:

 неточно,  приблизительно, неверно». 

А. Н. Толстой

Общение дает возможность  человеку раскрыть свои чувства, переживания, рассказать о радостях и горестях, о взлетах и падениях. Общение для человека – его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта. Овладение искусством общения, искусством слова, культурой устной и письменной речи необходимо для каждого человека.

Личность человека формируется в процессе повседневного  общения с окружающими. Культура определенного общества принимается  человеком как состоящая из моделей  соответствующего поведения, которые  возникают в коммуникации и постоянно  укрепляются постольку, поскольку люди сообща взаимодействуют с условиями жизни.

Умеем ли мы общаться? Думаю, что все скажут: «Да, конечно». Но в какой форме проходит это общение? Чаще всего это просто разговор, обмен информацией. В тоже время, всем известно, что понятие «общение» намного обширнее, чем наше обычное: «Привет!» – «Пока».

Предполагая, что «умею общаться» – означает: «умею правильно общаться», а только так и надо понимать поставленный вопрос, то ответ на него можно посчитать, как недостаточно скромный.

Хотя речь и играет огромную роль в общении людей, но ведь все прекрасно знают, что люди, например, любящие, не нуждаются в словах, чтобы выражать свои чувства, мысли. Им вполне достаточно видеть друг друга.

Общение, или  как часть определяют этот процесс, коммуникация – чрезвычайно широкое и емкое понятие. Это осознанная и неосознанная вербальная, невербальная и паровербальная связь, передача и прием информации, что наблюдается повсюду и везде.

Целью моей контрольной  работы является выявление культуры общения, как одного из главных компонентов повседневного общения.

При написании контрольной  работы были использованы следующие  источники: Ефремов В. А., Мартьянова И. А. Риторика. Учебник. М., 2013. С. 123 – 133.,  Синцов Е. В. Русский язык и культура речи. Учебное пособие М., 2009. С. 21 – 22., Кашаева Е.Ю., Введенская Л.А., Павлова Л.Г.  Русский язык и культура речи. Учебное пособие. Ростов-на-Дону,  2005. С. 69 – 71.

В учебнике Ефремова В.А. и др. представлены базовые теоретические сведения по истории риторики, ее основам, сформировавшимся на протяжении столетий, а также по основам современной коммуникации. Он преследует цель формирования коммуникативной и риторической компетенций.

В основе пособия Синцова Е.В. положена новая научная трактовка стилей русского литературного языка, основанная на выявлении форм мыслительной активности как основания каждого из стилей.

В пособии Кашавевой Е.Ю., Введенской Л.А., Павловой Л.Г. описываются основные свойства современного русского литературного языка, рассматриваются различные аспекты речевой культуры, говорится об организации эффективной речевой коммуникации, излагаются основы ораторского искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

КУЛЬТУРА  ПОВСЕДНЕВНОГО ОБЩЕНИЯ

Культура речи

Вербальное общение в повседневной жизни заключается в том, что в процессе общения мы должны обращать внимание не только на то, что говорит наш собеседник, но и как он это делает, какие слова и фразы он для этого применяет. Речь может вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции, что приводит к изменению настроения и работоспособности.

Общение представляет собой словесное взаимодействие сторон и осуществляется с помощью знаковых систем, главной среди которых является язык. Язык как знаковая система является оптимальным средством выражения человеческого мышления и средством общения.

Система языка  находит свою реализацию в речи, т.е. язык присутствует в нас постоянно  в состоянии возможности.

Термин «речь» используется в двух значениях.

Во-первых, речью  называется один из видов коммуникативной  деятельности человека: использование языка для общения с другими людьми.

Во-вторых, речью  называется результат деятельности в зависимости от условий и  целей коммуникации (деловая речь, официальная речь и т.д.).

Отличия речи от языка состоят в следующем.

Во-первых, речь конкретна, неповторима, актуальна, развертывается во времени, реализуется в пространстве.

Во-вторых, речь активна, в отличие от языка менее  консервативна, более динамична, подвижна.

В-третьих, речь отражает опыт говорящего человека, обусловлена  контекстом и ситуацией, вариативна, может быть спонтанна и неупорядочена.  
        Культура речи – один из главных показателей общей культуры человека. А потому нам всем необходимо постоянно совершенствовать свои манеры общения и речь. Культура речи заключается не только в умении избегать ошибок в речи, но и в стремлении постоянно обогащать свой словарный запас, в умении слушать и понимать собеседника, уважать его точку зрения, в способности подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации общения.

Помимо всего  прочего, культура речи оказывает огромное влияние на манеру поведения самого говорящего. Ведь всем известно, что манера речи и выбор слов при диалоге не только настраивают собеседника на нужный лад, но и программируют наше собственное поведение. Мы следим за своим речевым этикетом, взвешиваем каждое сказанное и услышанное в ответ слово. 

Существует несколько правил культуры речи: 

-Избегайте многословия в любой ситуации общения. Если Вы хотите донести до слушателя какую-то мысль, не нужно лишних слов, отвлекающих внимание от главного предмета речи.

-Перед тем как вступить в разговор, чётко сформулируйте для себя цель предстоящего общения.

-Старайтесь всегда говорить кратко, понятно и точно.

-Стремитесь к речевому разнообразию. Для каждой конкретной ситуации общения вы должны находить подходящие слова, отличные от тех, которые применимы в других ситуациях. Если человек не умеет подбирать слова, отвечающие требованиям той или иной ситуации общения, значит, он не владеет культурой речи.

-Научитесь находить общий язык с любым собеседником. Независимо от манеры общения вашего собеседника, соблюдайте принципы культуры речи, будьте вежливы и дружелюбны.

-Никогда не отвечайте грубостью на грубость. Не опускайтесь до уровня своего плохо воспитанного собеседника, вы продемонстрируете только отсутствие собственной культуры речи.

-Научитесь быть внимательным к собеседнику, слушать его мнение и следовать ходу его мыслей. Непременно отвечайте собеседнику, если видите, что он нуждается в вашем совете или внимании. Помните, когда вы не отвечаете на слова собеседника, вы грубейшим образом нарушаете речевой этикет.

-Следите за тем, чтобы во время разговора или публичного выступления эмоции не пересиливали ваш разум. Сохраняйте самоконтроль и самообладание.

- Ни в коем случае нельзя опускаться до употребления нецензурных слов. В противном случае, ни о какой культуре речи не может быть и разговора.

-Общаясь с собеседником, не перенимайте его стиль общения: придерживайтесь своих положительных речевых привычек.

Речевая культура помогает собеседникам установить контакт, наладить взаимопонимание, создать благоприятную психологическую обстановку, поддерживать общение в определенной тональности.

 

Умение слушать

Нетрудно заметить, что когда мы мысленно не соглашаемся  с говорящим, то, как правило, прекращаем слушать, и ждем своей очереди высказаться, подбираем доводы и аргументы, готовим достойный ответ. А когда начинаем спорить, то увлекаемся обоснованием своей точки зрения и тоже не слышим собеседника.

Между тем умение слушать  – это необходимое условие  правильного понимания позиции оппонента, верной оценки существующих с ним разногласий, залог успешного проведения переговоров, беседы, существенный элемент культуры повседневного общения.

Умение слушать  – непременная составляющая культуры повседневнего общения. Если Вы проявляете неподдельное внимание к мыслям и чувствам того, с кем говорите, если искренне уважаете, мнение своего собеседника, можете быть уверены в том, что вы хороший собеседник и людям приятно с вами общаться. Умение слушать является залогом вашего успеха в любой жизненной ситуации и в любом обществе.

Слушание представляет собой  процесс восприятия, осмысления, и  понимания речи говорящего. Это возможность  сосредоточиться на речи партнера, способность выделить из его сообщения  идеи, мысли, эмоции, отношение говорящего, умение понять своего собеседника.

Также умение слышать – есть умение слышать именно собеседника, а не свои разные соображения по поводу сказанного им, и умение слушать так, чтобы ваш собеседник хотел вам рассказывать, говорил открыто и с удовольствием.

Манера слушать, или так называемый стиль слушания, во многом зависит  от личности собеседников, от характера, и интересов слушателей, от пола, возраста, служебного положения участников общения.

Существует несколько  правил умения слушать:

-Уделяйте внимание к собеседнику, внимание к тому, что он говорит.

- Погружайтесь в мысли и чувства собеседника, поддерживайте ход его мыслей и разделяйте его чувства.

- Хорошо ли, слушая собеседника, говорить о себе? – Лучше расспрашивать собеседника о нем: о его интересах и предпочтениях. О себе и о своем – тоже можно и хорошо, но в первую очередь для того, чтобы разговорить собеседника.

- Подстраивайтесь под собеседника. Подстройки по жестам, по выражению лица и глаз, темпу речи, словарю и ценностям, подстройки по дыханию – все это создает ощущение «мы вместе, мы свои» и улучшает контакт в общении.

-Вчувствуйтесь в собеседника – создает все нужные подстройки между вами, плюс дает вам максимально возможное чувствование того, что сейчас чувствует ваш собеседник, что ему сейчас сказать можно, а что будет неуместно.

-Не используйте в своем общении категоричные негативные оценки и возражения, упреки и обвинения, жалобы и оправдания.

- Применяйте использование знаков слушания: кивки, «угу», вспышки глазами на те или иные интересные или важные моменты в речи собеседника.

-Не навязывайте собеседнику свою точку зрения по поводу темы разговора; пытайтесь вникнуть в доводы, которые приводит наш собеседник.

Необходимое условие эффективного слушания – зрительный контакт между собеседниками. Нормы русского этикета требуют, чтобы говорящие смотрели друг на друга внимательно и заинтересованно.

Зрительный  контакт (взгляд) – это зеркало  души человека, он может говорить о многом. Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит глазам, а не языку.

Взгляд, его  направление, частота контакта глаз – еще один компонент культуры повседневного общения. Когда человек стремится к более теплым взаимопониманиям, он ищет взгляд собеседника.

Информация о работе Культура повседневного общения