Культура речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 06:59, реферат

Краткое описание

Русское литературное произношение складывалось на протяжении долгого времени. До XVII в. практически не было единых для русского языка произносительных норм. На разных территориях были распространены диалектные разновидности русского языка. На этих диалектах: ростово-суздальском, новгородском, тверском, смоленском, рязанском и т.д. – говорило все население соответствующих феодальных земель независимо от социальной принадлежности

Содержание

Введение
1. Орфоэпические нормы
История русского литературного произношения
Варианты орфоэпической нормы
Орфоэпические нормы в области гласных
Орфоэпические нормы в области согласных
Орфоэпические нормы в области ударения (акцентологические нормы)
Нормы ударения в отдельных частях речи
Задания
2. Лексические нормы
Употребление слова без учёта его семантики
Нарушение лексической сочетаемости
Ошибки в употреблении синонимов
Неразличение (смешение) паронимов
Ошибки в употреблении многозначных слов и омонимов
Речевая избыточность
Речевая недостаточность
Немотивированное употребление заимствований
Разрушение фразеологизмов
Задания
3. Морфологические нормы
Особенности употребления в речи именных частей речи
Грамматический род имён существительных
Вариативность падежных окончаний имён существительных
Образование и употребление форм имён прилагательных
Образование и употребление форм имён числительных
Ошибки в употреблении форм местоимений
Задания
Особенности употребления в речи глагола и его форм
Категория вида глагола
Категория наклонения глагола
Категория времени глагола
Категория лица глагола
Образование и употребление причастий
Образование и употребление деепричастий
Категория залога
Категория вежливости в глагольных формах
Задания
Особености употребления в речи некоторых предлогов
Предлоги-синонимы
Предлоги-антонимы
Употребление предлога по
Отымённые (производные, вторичные) предлоги
Задания
4. Синтаксические нормы
Управление
Согласование
Порядок слов в предложении
Нанизывание падежей
Координация главных членов предложения
Однородные члены предложения
Оформление деепричастного оборота
Построение сложных предложений
Задания
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

рефер.docx

— 174.62 Кб (Скачать файл)

ждать телеграммы (некой) – Р.п.

ждать телеграмму (о которой известно, что она  должна прийти) – В.п.

В винительном  падеже также употребляются существительные  со значением лица, так как здесь  всегда ясно, что речь идёт о лице вполне конкретном, определённом, например, ждать подругу, искать Машу.

Вместе  с тем существуют глаголы и  отглагольные существительные (достичь, достигать, достижение, домогаться, жаждать, жажда (=желание), добиваться), выступающие  в роли стержневых слов в словосочетании, где существительные могут выступать  только в форме родительного падежа, например, достичь цели, домогаться любви, жаждать славы, добиваться справедливости. Эти глаголы относятся к высокому стилю речи и, следовательно, употребляются в образном контексте. Поэтому и управляемые ими существительные всегда имеют абстрактное значение.

Выбор падежа управляемого существительного бывает затруднён в тех случаях, когда  в языке существуют две формы, различающиеся характером, сферой употребления:

 

родительный падеж

стилистическая окраска

винительный падеж

стилистическая окраска

бояться матери

нейтрально

бояться мать

разг.

слушаться сестры

нейтрально

слушаться сестру

разг.

судно типа крейсера

нейтрально

судно типа крейсер

проф.

одолжить карандаша

разг.

одолжить карандаш

нейтрально 

по пяти рублей

устар.

по пять рублей

нейтрально 


 

Особое  внимание следует уделить падежу прямого дополнения (существительное  или местоимение в винительном  падеже без предлога) и дополнению при переходных глаголах с отрицанием (родительный падеж с отрицанием). Самое общее правило состоит  в том, что форма родительного падежа усиливает отрицание, а форма  винительного – ослабляет. Однако есть случаи, когда выбор формы прямого  дополнения при глаголе с отрицанием зависит и от других факторов. Причинами  выбора падежа дополнения являются:

Родительный падеж

Винительный падеж

Указание на часть объекта (чаще существительное  с вещественным значением): выпил  молока (стакан)

Указание на весь (целый) объект (чаще существительное с вещественным значением): выпил молоко (всё имеющееся)

Частица ни или отрицательное местоимение (наречие) с приставкой ни: не слышал ни одного рассказа

Двойное отрицание: нельзя не похвалить  этот спектакль; не могу не прочитать  книгу

Глаголы восприятия, мысли, желания, ожидания (видеть, понимать, думать, знать, хотеть и др.): я не ожидал такого поворота дел

Совпадение омонимичных падежных форм (во избежание неясности): не читал  сегодня газету (конкретную, а не все/ газеты

Глаголы обладания (иметь, получать, приобретать, доставать): весь семестр не получал  стипендии

 

Существительные с абстрактным значением: не даёт оснований; не упускает возможности

Указание на конкретный объект: не передвинули  шкаф; так и не видел Эльбрус 

Причастия и деепричастия: не получив  ответа; не выяснивший всех причин

Отрицание относится не к глаголу-сказуемому, а к другим членам предложения: не вполне уяснил задачу; не очень люблю  скульптуру

Безличные императивные предложения с главным членом – инфинитивом: Окон никому не открывать

Побудительные предложения: не смеши  народ; не облизывай ложку


 

Согласование

 

Согласование  – такой способ связи, при котором  зависимое слово (имя прилагательное, порядковое имя числительное, притяжательное местоимение, причастие) ставится в  тех же формах, что и главное  слово (согласуется с главным  словом). поэтому нельзя забывать ставить  вопрос от главного (определяющего) слова  к зависимому (определяемому), например, Праздник закончился концертом (каким?), проходившим на площади.

Определение при существительном, зависящем  от простых и составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре (при количественно-именном сочетании), может согласоваться различно с учётом ряда условий.

 

Именительный падеж

Родительный падеж 

Счётный оборот с числительными

два, три, четыре

Существительное женского рода, определение в интерпозиции (стоит между сущ. и числит.): в аудиторию вошли три молодые девушки; телефон имеет двадцать четыре встроенные мелодии.

Существительное мужского или среднего рода, определение в интерпозиции (стоит между сущ. и числит.): два молодых офицера прибыли из штаба округа; Во время путешествия туристы увидели тридцать четыре солёных озера.

Определение стоит препозитивно (перед  сочетанием числительного с существительным), не зависит от рода сущ.: каждые четыре минуты с конвейера сходит новый  автомобиль; завершающие три удара  решили исход встречи.

Определение выражено прилагательными целый, добрый, полный, лишний или местоимением какой-нибудь: ещё целых два дня до поезда! – до отъезда осталось каких-нибудь две недели.

Определение стоит постпозитивно (после  количественно-именного сочетания), не зависит от рода сущ.: К колхозному амбару подкатили два грузовика, груженые мукой.

 

Во всех других сочетаниях существительных с числительным

(кроме два, три, четыре) независимо  от формы рода

Определение стоит в препозиции:

последние пять страниц,

светящиеся восемь окон,

первые семь столов

Определение стоит в постпозиции  или в интерпозиции:

пять последних страниц,

десять новых столбцов.


 

В речи могут встречаться некоторые трудности, связанные с использованием в качестве приложений существительных общего рода. Приложение – это особое определение, выраженное существительным. В качестве приложения в предложениях могут встречаться имена собственные, вставные конструкции, части сложных слов. Необходимо учитывать, что определение при существительном-приложении общего рода ставится в форме мужского или женского рода в зависимости от того, какого пола лицо обозначается в данном случае. Это – смысловое согласование, например, Неутомимый заводила класса Сережка мог организовать ребят для любого дела. Неутомимая заводила класса Катя всегда старалась найти интересное для всех ребят занятие.

От существительных  общего рода следует отличать существительные, обозначающие лиц обоих полов чаще по профессии или роду занятий и присоединяющие определение на основе грамматического согласования:

– определение  ставится в форме рода существительного-приложения (м. или ж. рода): В журнал пришёл молодой автор Н. Петрова;

– определение ставится в форме мужского рода при приложении-существительном, не имеющем пар женского рода (педагог, мастер и т.п.): один из лучших педагогов-пианистов Любовь Петровна Игнатова подготовила группу юных исполнителей;

– определение ставится в форме женского рода при приложении-существительном, не имеющем пар мужского рода (персона, личность, знаменитость): Приезжая оперная знаменитость Дмитрий Хворостовский остановился в частной гостинице;

– обособленное определение ставится в форме женского рода, если оно стоит после имени собственного женского рода: Автор Н. Петрова, уже известная читателям, подготовила к изданию статью;

– определение-причастие ставится в форме женского рода независимо от порядка слов: Предложившая новую статью автор Н. Перова уже известна читателям.

затруднения вызывают приложения - географические названия (топонимы). названия городов, рек, сёл, выраженные склоняемыми именами существительными, изменяются вслед за родовым понятием: Каникулы студенты провели в городе Анапе. Однако не согласуются с родовым наименованием топонимы, имеющие форму множественного числа (Это произошло в городе Шахты) или представляющие собой составные названия (Экскурсия проводилась по городу Нижний Новгород). Также не согласуются названия городов и деревень, оканчивающихся на -о при наличии сходных названий мужского рода: ср. Родом он был из города Пушкино (город Пушкино) и Родом он был из города Пушкина (город Пушкин). Названия озёр, проливов, заливов, портов, станций употребляются в начальной форме: Поезд прибывает на станцию Шахтная.

Названия  улиц, переулков, площадей согласуются  в роде, числе и падеже с именами  собственными, если имеют форму женского рода: на улице Берёзовой, этот проезд называют улицей Пролетаркой, через площадь Победы. Если названия улиц, проспектов имеют форму мужского рода, представляют собой застывшую форму родительного падежа или являются составными наименованиями, то они не склоняются, а остаются без изменения: от переулка Крутой спуск, на улице Балчуг, улица Кирова (из «имени Кирова»), по проспекту Карла Маркса (из «имени Карла Маркса»).

 

Порядок слов в предложении

 

В структуре  русского предложения относительно свободный порядок слов. Вместе с  тем нормой является прямой порядок  слов: в предложении на первом месте (в препозиции) находится или подлежащее, или сказуемое. Есть различия для  функционально-смысловых типов речи: в повествовании используются предложения, в которых на первом месте стоит  подлежащее, а в описании – сказуемое. Для предложений, начинающихся со сказуемого, характерна вопросительная или восклицательная  интонация: Летите, голуби, летите! Нравится ли Вам этот фильм?

Слова, связанные  подчинительной связью, должны располагаться  как можно ближе друг к другу. Если глагол подчиняет себе в предложении  прямое и косвенное дополнения, а  также обстоятельства, то ближайшим  к глаголу должно быть прямое дополнение, затем косвенное и последним  – обстоятельство (независимо от группы по значению): ср. Мастера представили  для детей на выставке из натуральных  материалов новую интересную игрушку  вместо на выставке мастера представили  для детей новую интересную игрушку  из натуральных материалов.

Необходимо  учитывать, что отличительной чертой письменной литературной речи является падающее на конец предложения (фразы) логическое ударение. При одном и  том же содержании смысловые акценты, расставленные в предложениях, могут  быть различными: На лекции присутствовало двадцать пять человек – Двадцать пять человек на лекции присутствовало – присутствовало двадцать пять человек на лекции. в устной разговорной речи (вследствие экспрессивной окрашенности) самое важное всегда выносится в начало предложения и выделяется интонационно: Автомобиль обогнал поезд – поезд обогнал автомобиль.

 

Нанизывание падежей

 

Домкого племянникакого женыкого кучеракого братакого докторакого. (А.М. Пешковский). Разобраться во всех этих связях здесь трудно, потому что ошибка состоит в так называемом «нанизывании падежей» (каждое последующее слово связано с предыдущим одной и той же формой падежа). Чаще всего происходит «нанизывание» родительного падежа; реже – творительного: Вопрос обсуждаетсякем назначеннойкем дирекцией комиссией. Следует «разбить» цепочку падежей, используя инфинитивные конструкции, придаточные конструкции или конструкции с производными предлогами.

Кроме того, рекомендуется избегать падежных форм с одинаковыми предлогами: ср. Между  группами студентов состоялась беседа о дружбе между народами вместо Студенты нескольких групп провели беседу о дружбе между народами.

 

Координация главных членов предложения

 

Подлежащее  и сказуемое обычно имеют одинаковые грамматические формы числа, рода или лица, например:

 

Мчатся  тучи, вьются тучи,

Невидимкою  луна

Освещает  снег летучий,

Мутно небо, ночь мутна…

А.С. Пушкин

 

Грамматическая  связь главных членов предложения  рассматривается как координация, которая чаще всего осуществляется по грамматическим признакам. Однако соответствие грамматических форм главных членов предложения не обязательно, возможно их неполное соответствие в поэтической  речи: Вся жизнь моя была залогом  свиданья верного с тобой (П.). как видно, координировать и подлежащее, и сказуемое могут слова, порой имеющие разные формы. Здесь явно просматривается взаимосвязь синтаксических конструкций и семантики слов.

Следует помнить, что координация подлежащего, выраженного собирательным существительным (детвора, учительство, крестьянство, малышня, юношество, молодёжь, народ и под.), и сказуемого происходит не по реальным признакам, а именно по грамматическим: Студенчество веселилось. Народ работает. А существительные с количественным значением большинство, меньшинство, множество, ряд, часть и подобные, несмотря на грамматическую форму единственного  числа, обозначают не один предмет, а  много, поэтому сказуемое при  них может принимать форму  не только единственного числа, но и  множественного.

 

Единственное число 

(грамматическое согласование)

Множественное число

(согласование по смыслу)

Подлежащее не имеет при себе управляемых  слов: Меньшинство голосовало за предложенную кандидатуру.

Подлежащее отделено от сказуемого причастным, деепричастным или другим оборотом: ряд студентов, сдавших сессию досрочно, могут поехать во время каникул  в путешествие.

Подлежащее имеет при себе управляемое  слово в родительном падеже единственного  числа: большинство (кого? чего?) населения  недовольно ходом приватизации.

Подлежащее имеет при себе управляемое  слово в родительном падеже множественного числа: большинство (кого?) профессоров  высказались в поддержку докладчика.

 

Перечисление однородных членов в  составе или подлежащего, или  сказуемого: Большинство редакторов, корректоров, авторов тщательно  изучают нормативные документы. Часть редакторов получили приказ, ознакомились с его содержанием и сделали необходимые выводы.

 

Именное сказуемое: Большинство уцелевших  были измождённые и больные.


 

Сказуемое при подлежащем, являющемся количественно-именным  сочетанием (счётным оборотом), координируется не только по реальному числу лиц  или грамматической форме слова, но и по смыслу.

 

Единственное число 

Множественное число 

При числительных, оканчивающихся на числительное один: Двадцать один студент успевает по русскому языку и культуре речи.

При числительных, оканчивающихся на числительное один, но если глагол указывает на совместное действие: Двадцать один студент встретились  на конференции.

При приблизительном или уточняющем обозначении количества: В кружок записалось всего пять человек.

В состав подлежащего входят числительные два, три, четыре, двое, трое, четверо: какие-то три солдата стоят у самого спуска и молчат.

Сказуемое-глагол подчёркивает совместное, одновременное или длительное действие (общую совокупность) предметов: Пять солдат отправилось в разведку (группой).

Сказуемое подчёркивает индивидуальное, раздельное или кратковременное  действие субъекта: Десять студентов  окончили институт с отличием (каждый в отдельности).

При обозначении веса, пространства, времени, так как в этом случае имеется в виду единое целое: На покраску крыши ушло двадцать килограммов  олифы.

При счётном обороте со словами  все, эти или другими в роли определения: И эти семь домов  остались недостроенными.

При словах тысяча, миллион, миллиард (ед. ч.) сказуемое координируется с подлежащим относительно рода: Тысяча книг поступила в продажу.

При словах тысячи, миллионы, миллиарды (мн. ч.) сказуемое координируется с подлежащим: Тысячи книг поступили в продажу.

При подлежащем, выраженном сложным  существительным с корнем пол-: Полчаса  пройдёт незаметно.

При подлежащем, выраженном сложным  существительным с корнем пол- и  имеющем определение: Первые полчаса  прошли незаметно.

Информация о работе Культура речи