Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:50, курс лекций
1. Предмет и задачи словообразования. Отношение словообразования к другим разделам языкознания. 2
2. История изучения словообразования и морфемики в отечественном языкознании. 5
3. Структура русского слова (морфемная, формообразовательная, словообразовательная). 6
4. Структурные типы слов с точки зрения формообразования и словообразования и морфемной членимости. 9
5.Типы основ: основные словоформы, основа формообразования, основа словообразования (производящая). Производная и производящая основы. 10
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
В 60-70 гг теория словообразования получила развитие в трудах Арутюковой, Азарх, Лопатина, Соболевой, Немченко, Тихонова.
Предметом словообразования
является слово с точки зрения
его структуры: морфемной и словообразовательн
Термин словообразование имеет несколько значений:
Задачи:
В отличие от лингвистики
нет общепринятого решения
1. многие ученые, начиная с Ломоносова, считают, что словообразование относится к грамматике, но включают его туда по разному.
А) жива традиция включать словообразование в состав морфологии ( труды Ломоносова, Востокова, Буслаева).
Б) сущ-ет традиция рассматривать словообразование как особый раздел грамматики, наряду с морфологией и синтаксисом.
Русская грамматика морфология
? словообразование ( Щерба, Винокур, Лопатин, Арутюнова)
2. Некоторые ученые считают, что словообразование раздел лексикологии (Смирницкий, Шмелев).
3. 50 гг 20 века. Словообразование не входит ни в грамматику, ни в лексикологию, это особый раздел языкознания (Головин, Купрякова, Земская, Сахарный).
Причины разногласий ученых обусловлены структурой русского языка т.к. словообразование тесно связано с лексикологией и морфологией. Отношения между этими уровнями языка носят сложный характер.
Словообразование и морфология:
Задачи словообразования
и морфологии пересекаются. В
словообразовании исследуется
* Он белит потолок
Белит – основа
бел, окончание ит: с точки зре6ия
морфологии указывается на
Белить←белый
Каждая часть речи имеет свою словообразовательную подсистему и свои, характерные только для данной части речи, ресурсы.
* тель, ник, ок (суффиксы для сущ муж рода).
Таким образом, словообразовательные средства – морфемы, связаны с определенными частми речи и имеют определенную грамматическую нагрузку.
* с помощью суффикса
«и» образуются переходные
В русском языке большое количество синкретичных аффиксов.
Словообразование и лексикология:
В лексикологии слово изучается с точки зрения его значения, стилистической окраски, с точки зрения происхождения и один из способов появления новых слов.
Без словообразования невозможно изучить появление новых слов. Чтобы разобрать слово, определить мотивировочную словообразовательную базу, нужно обратить внимание на значение.
Словообразование и синтаксис:
На эту связь ученые обратили внимание недавно: Соболева, Гинзбург, Апресян.
Синтаксические отношения, характерные для данного слова, отражаются в его словообразовательных возможностях, семантике производных от него слов.
* учить – в предложении является сказуемым
Соответственно от этого глагола образуется:
- имя действия
- имя действующего (учитель)
- имя прямого обстоятельства действия (ученик)
- имя косвенного обстоятельства действия (учебник)
- имя места действия (училище).
Связь между синтаксисом
и словообразованием
* Он сидел и молчал. Молчание длилось более часа.
Словообразование и фонетика:
Фонетический и
Морф - конкретный представитель одной морфемы в слове.
* холод, охлаждение, охладить
(корни «холод», «хлажд», «
Это изучается в спец.разделе морфонологии. Наука образовалась в 20 веке. Это пограничный раздел словообразования и фонологии, изучает морфемную и фонетическую структуру слова. Основоположник Трубецкой.
Словообразование и деривация:
Последние 20 лет вместо «словообразование» употребляют синоним «деривация». Науку о словообразовании называют дериватологией.
Деривация – сам процесс образования языковых единицы любого уровня (морфемы, слога, слова и тд).
Дериватология – наука о процессах образования единиц языка в целом.( слов, словосочетаний, предложений).
В таком случае словооразование является разделом деривации.
Мурзин занимался деривацией.
Разделы словообразования:
Собственно словообразование:
-способы с\о
-типы с\о
- с\о имен собственных
- с\о лексикография
Виды анализа: морфемный (разбор по составу); словообразовательный.
1 период с 18 до конца 19 века – время создания 1ых рус.грамматик (Ломоносов). Во всех грамматиках используются термины корень, приставка, суффикс, окончание. Они были заимствованы из западно-европейских грамматик. Там они использовались с 16 века.
Однако словообразование не рассматиривался как особый раздел науки. Несовершенна методика вычленения морфем.
2 период конец 19 – 20 гг 20 века – складываются известные лингвистические школы: казанская, московская, харьковская.
Бодуэн де Куртене (какна.л.школа)
дал понятие морфемы как
Богородицкий описал основные типы исторических изменений в структуре слова: опрощение, переразложение, диффузия, размещение.
Фортунатов, пешковский (Моск.л.школа) включают понятие нулевой морфемы. Поставлены и четко обозначены словообразующие и формообразующие функции морфем в слове.
Потебня (Харьк.л.школа) развил
учения о внутренней форме слова,
тем самым заложил
3 период 20-50 гг и 20 век – скаладывается системный подход к словообразованию.
Винокур, Щерба, Виноградов, Смирницкий и др.
1952г – «Русская
грамматика» Виноградова.
Развивается также функциональный подход при описании морфеики.
4 период 60-70гг и 20 век – «Академическая грамматика» Шведова. Описал словообразовательные типы. Так была последовательно изучена словообразовательная система. Началась работа по составлению специального словаря.
5 период 80гг 20 века- 21 век – Сидорова. Работа над словарями.
Тихонов «Школьный словообразовательный словарь русского языка» М., 1991.
Тихонов «Словообразовательный словарь русского языка» в 2х томах, М., 1985.
Появление системно-функционального подхода.
Структура слова отражает процессы словоизменения формо- и словообразования.
Белизна - белый
↓
Сущ., может грамматически изменятся по падежам
Белизна \ы\е\у\ой\е →в структуре этого слова выделяется изменяемая часть слова – окончание (флексия а).
белизна←белый суффикс «изн», окончание «а». суффикс – показатель словообразования (бел - основа словообразования, белизн-основа формоизменения).
бел-корень, изн-суффикс, а-окончание, белизн – основа.
Таким образом, структуру слова можно рассматривать в 3х аспектах:
- формообразующем
- словообразующем
- морфемном
Формообразовательная структура слова.
Формообразование – процесс образования грамматических форм слова.
* дом (сущ) имеет 12 форм = в падежеах ед.числа+ падежи множ.числа→12 словоформ 1 слова.
Глаголы насчитывают более 70 форм.
Словоформа – конкретная грамматическая форма изменяемого слова в тексте.
Словоформы одной лексемы имеют одно и тоже языковое и различные грамматические значения, которые выражаются служебными морфемами. (грам.значение – род, число, падеж).
Словоформы одной лексемы образуют парадигму этой лексемы.
Парадигма – система словоформ.
Основа словоформы – часть словоформы без флексий.
2 вида основ словоформы:
1. у неизменяемых грамматич.форм основа = словоформе ( читая – все слово основа).
2. у изменяемых грамматич.форм
к основе словоформы
Основа формоизменения – это часть словоформы, к которой присоединяется окончание; это неизменяемая часть слова, которая является общей для всех грамматически противопоставленных словоформ, образованных с помощью флексий.
Формоизменение, т.е. образование грам.форм с помощью флексий, является 1ой из разновидностей формообразования, наиболее характерной для рус.языка. однако формообразование в рус.языке может осуществляться также с помощью других грам.средств, формообразующих суффиксов, приставок, перемены места ударения. В таком случае основа формообразования ≠ основе словоформы и словоизменения.
* сильнее ( сильн – основа формообразования; сильнее – основа словоформы).
* узнав (узна – основа формообразования; узнав – основа словоформы).
Основа формообразования – это та часть словоформы, к которой присоединяются формообразующие средства – формативы.
* стульjа ( стул –
основа формообразования, стульj
– основа словоформы и
* лежащий – от основы наст.времени лежать ( леж – формообразующая основа; лежащ – основа словоформы и формоизменения; ий – окончание; формообразующий суффикс «ащ»).
Основа формообразования – это более широкое понятие, чем основа словоформы и основа словоизменения.
Если формативом явл-ся окончание, то основа словоформы = основе словоизменения и совпадает с основой формообразования.
Морфемная структура:
Корневая морфема – это общая часть родственных слов, является носителем основного элемента лексического значения. Обязательная часть слова. Существуют корни с предметным значением (книг-а), с процессуальным значением (прыг-ать), со значением непрцессуального признака (остр-ая), с количественным значением (шест-ой). Значения корневых морфем более конкретны, чем у аффиксальных. Корни, которые могут употребляться в слове самостоятельно или в сочетании с флексиями, называются свободными. Таких корней в языке 6ольшинство. Те корни, которые могут употребляться только в сочетании с аффиксами, называются связанными, например: об-у-ть — раз-у-ть, агит-ирова-ть — агит-ациj-я.