Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:50, курс лекций
1. Предмет и задачи словообразования. Отношение словообразования к другим разделам языкознания. 2
2. История изучения словообразования и морфемики в отечественном языкознании. 5
3. Структура русского слова (морфемная, формообразовательная, словообразовательная). 6
4. Структурные типы слов с точки зрения формообразования и словообразования и морфемной членимости. 9
5.Типы основ: основные словоформы, основа формообразования, основа словообразования (производящая). Производная и производящая основы. 10
В русском языке существуют морфемы переходного типа - аффиксоиды, т.е. корневые морфемы, аналогичные по своим функциям в слове аффиксам. Аффиксоиды встречаются в сложных словах, среди них различаются префиксоиды и суффиксоиды.
Префиксоиды - корни аналогичные по своим функциям приставкам: полдень, полумесяц.
Суффиксоиды - корни, аналогичные по своим функциям суффиксам: садовод, литературовед.
Структура производного слова
может подвергаться двум видам анализа:
словообразовательному и морфемному.
Цель морфемного анализа -
определить количество и значение морфем,
составляющих слово.
Выделение в составе слова морфем производится путем подбора к данному слову однокоренных и одноструктурных слов и сопоставления с ними данного слова. При выделении в слове морфем, при их характеристике необходимо учитывать также принадлежность слова к определенной части речи, рассматривать его в совокупности всех присущих ему грамматических форм. Например, при морфемном анализе слова подарок, являющегося склоняемым именем существительным в форме именительного падежа единственного числа, сопоставляя данную словоформу с формами косвенных падежей этого же слова (подарка, подарку, подарком и т. д.), выделяем в составе анализируемой словоформы нулевое окончание. Следовательно, слово подарок составляет основу этой словоформы. При сопоставлении слова подарок с родственными, близкими по значению словами дарить, одаривать, дарственный в основе слова подарок выделяется корень дар-. При сопоставлении с одноструктурными словами заработок, набросок, отпечаток в основе слова подарок выделяется суффикс -ок, а при сопоставлении со словами покупка, постройка, похвала выделяется приставка по-. При морфемном анализе основа слова членится на несколько морфем, количество которых может быть различным, например: о-свобод-и-тельн-ый (четыре морфемы), у-глубл'-эниj-э (три морфемы), стар-ик (две морфемы).
Морфемный анализ, произведенный на базе словообразовательного,
позволяет ясно увидеть значение каждой
морфемы в составе слова. Например, в слове
горняцкий на основе последовательного
словообразовательного анализа в словообразовательной
цепочке (горняц-кий - горн'-ак - гор-н-ый - гора) устанавливаем
следующий
морфемный состав: -ий - флексия
с грамматическим значением рода, числа,
падежа, -к- -
суффикс относительного прилагательного,
имеющий значение 'относящийся к горняку',
-ац\\ак- суффикс существительного со значением
лица (словообразующий в звене горн'-ак,),
-н - суффикс относительного прилагательного
со значением 'относящийся к горе' (словообразующий
в звене гор-н-ый, гор- - корневая морфема.
План морфемного анализа слова:
1) Часть речи
2) Способность к изменению (измен./неизмен.)
3) Основа словоизменения и формообразование
4) Характеристика окончания: по характеру форменного выражения, по хар-ру варьирования, по функции, по хар-ру грамм. значения.
5) Характеристика основы: членимая/нечлинимая, степень членимости, простая/сложная (прерывистая), производная/непроизводная.
6) Корень: алломорфы, свободный/связный, значение корня (признаковость и т.п.)
7) Выделение всех служебных морфем и обоснование их выделения (цепочка словообразования).
8) Характеристика аффиксов по отдельности: по характеру выражения, варьирование, значение, функция (словообразов., формообразов., синкрет.), продуктив./непродуктив.
Цель словообразовательного
анализа - определить, как слово образовано,
т. е. какова его словообразовательная
структура и каков способ образования.
состава слова.
При словообразовательном анализе
определяется, от какого слова образовано
данное слово, т. е. устанавливаются производящее
слово и производящая основа, указывается,
с помощью каких словообразовательных
средств оно образовано, определяются
способ и тип словообразования. Например,
при словообразовательном анализе слова
подарок важно то, что оно образовано от
глагола подарить, что производящая основа
в этом слове подар-, что образовано оно
суффиксальным способом, что суффикс -ок
выражает словообразовательное значение
'предмет, являющийся объектом действия'
(ср. отпечатать - отпечаток). Различают
минимальный и полный словообразовательный
анализ. При минимальном анализе в слове
выделяются производящая основа и средство
словообразования. При полном анализе
выделяются все предшествующие звенья
словообразовательной цепочки до установления
исходного слова с непроизводной основой:
подарок - подарить - дарить.
Без словообразовательного
анализа мы часто можем ошибиться в определении
морфемного. Например, сравним слова находка
и нарезка, при поверхностном морфемном
взгляде может показаться, что у этих слов
одинаковый морфемный состав: приставки
на-, корень -ход- или -рез-, суффикс -к-, флексия
-а. Словообразовательный анализ, который
покажет, как эти слоим образованы (т. е.
что является производящей базой для каждого
из них), позволит увидеть истинный современный
состав этих слов: наход-к-а от глагола
находить - 'найти', являющегося омонимом
глагола находить - 'ходить', на-рез-к-а
от глагола нарезать, который, в свою очередь,
от глагола резать.
При словообразовательном анализе
основа членится всегда на два структурных
элемента: производящую базу и словообразующий
аффикс. При этом значение аффикса всегда
ясно, так как он выполняет словообразовательную
функцию,
участвуя в формировании значения
слова, тогда как значение морфем, входящих
в производящую базу, - стерто - , поскольку
они лишены словообразовательной функции
в данном звене словообразовательной
цепочки.
План словообразовательного анализа:
1) Производящее слово, производящая база (к кот. присоед. формант). Производящая база - м.б. слово, основа, словосочет., фразеологизм.
2) Характеристика словообразовательного типа: а) формальный уровень слообразовательной структуры: часть речи производного слова, ч. Речи производящей базы, формант, способ словообразования); б) семантический уровень: тип мотивации (прямая, метафорическая, переферийная, фразеологическая), словообразовательное значение; в)тип словообразования (синтаксическая деривация, лексическая деривация.
3) Характер морфологических изменений на морфемном шве (усечение, чередование)
4) Ступень производности (цепочка
к исходному слову)
Образование нового слова на основе уже имеющегося в языке возможно лишь при условии наличия между ними мотивационных отношений, т. е. отношений, в которых одно является мотивирующим для другого - мотивированного. Например, прилагательное осветительный образовано от глагола осветить, так как его значение мотивируется этим глаголом: освети-тельн-ый 'способный осветить'; глагол добреть образован от мотивирующего его прилагательного добрый, так как добреть 'становиться добрым'.
Отсюда первый закон словообразования: слова образуются на основе семантической выводимости.Внутреннее проявление этого закона наблюдается, например, в образовании различных производных от одного, но многозначного слова. Так, большая группа суффиксальных производных: старость, старик, старец, стареть, старить - связана с первым значением исходного слова старый - 'не молодой', которое является семантической производящей для этих слов. Для группы образований способом сложения: стародавний, старомодный, - семантической производящей являлось другое значение слова старый - 'устаревший, несовременный'.
Словообразовательная структура производного слова СОСТОИТ из двух блоков: первый блок - - фундамент слова - , второй - - строительный материал - в виде словообразовательных аффиксов. Для обозначения первого блока традиционно принят термин - производящая основа - . Производящая основа - основа того слова, от которого образовано производное, иначе говоря, это основа мотивирующего слова. Например, в слове ученич-еств-о 'пребывание в положении ученика' производящая основа ученич- - от слова ученик (с чередованием к/ч). При этом в качестве производящей основы необязательно выступает основа начальной формы мотивирующего слова. Так, в роли производящей основы может выступать, например, основа формы родительного падежа мн. числа имени существительного в некоторых типах образований: а) в оценочных именах существительных типа ветка, веток - веточ-к-а; б) в именах прилагательных от отвлеченных имен существителных типа тренировка, тренировок - тренировоч-н-ый.
При префиксальном, постфиксальном, префиксально-постфиксальном способах словообразования в качестве первого блока выступает целое мотивирующее слово. Например: читать - перечитать. Отсюда второй закон словообразования: слова образуются от производящих (мотивирующих) слов или их основ. Производящая основа может быть как непроизводной - учи-тель, так и производной - учитель-ск-ий. В последнем случае она содержит аффикс, не играющий словообразовательной роли для данного производного слова. Например, производящая основа учитель-, от которой образовано прилагательное учитель-ск-ий, сама производна, так как образована от глагола учить. Таким образом, в морфемном составе прилагательного учительский оказываются два суффикса: -тель- и -ск-, однако словообразовательным для него является лишь один -ск-, суффикс -тель- выполнил свою словообразовательную функцию в существительном учитель.
Производящая основа, т. е. основа,
от которой образована любая производная
основа, с семантической точки зрения
может быть названа мотивирующей основой.
Производная основа как мотивированная
всегда содержит в своем составе мотивирующую
основу. Мотивирующая и мотивируемая основы
(слова) составляют словообразовательную
пару основ (слов). Так, слова хлеб и хлеб-н-ый,
роза и роз-очк-а, гора и при-гор-ок составляют
словообразовательные пары, так как первые
являются структурной базой для вторых,
первые являются мотивирующими словами
для вторых (хлеб-н-ый - - относящийся
к хлебу, связанный с хлебом - , роз-очк-а
- - маленькая роза - , при-гор-ок - - небольшая
гора - ). Следовательно, слова хлебный,
розочка, пригорок по форме и по смыслу
соотносятся со словами хлеб, роза, гора
и образуют с ними словообразовательные
пары. Слова же хлебец и хлебница, розочка
и розовый, пригорок и горняк не составляют
словообразовательных пар, несмотря на
то что являются родственными словами
и входят в одно слов ообразовательное гнездо. Отсюда
следует, что родственные слова в гнезде
располагаются не хаотично, а выстраиваются
в определенные пары слов, связанных формально-смысловыми
отношениями. Классификация производных
слов
Центральной единицей классификации
производных слов
является словообразовательный
тип. Словообразовательный тип - формально-семантическая
схема построения производных слов, характеризующихся:
а) тождеством части речи производящих
слов, б) формальным и семантическим тождеством
словообразовательных аффиксов.
Например, производные слова
мор'-ак, рыб-ак относятся к
одному словообразовательному
типу, так как образованы от
|имен существительных с помощью
одного и того же суффикса
-ак- и имеют общее значение
'лицо, имеющее отношение к тому, что названо мотивирующим
словом'. Слова горд-ец
и бор-ец не являются производными
одного словообразовательного типа, так
как не обладают тождеством - для слова
гордец производящей является основа
прилагательного горд-ый, а для слова борец
- основа глагола боро-ться.
Словообразовательный тип может
объединить несколько
разновидностей, вызванных
теми или иными морфонологическими явлениями
при словообразовании. Эти разновидности
представляют другую классификационную
единицу производных и называются морфонологическими
моделями словообразования. Например,
существительные добр-от-а и крас-от-а
относятся к одному словообразовательному
типу, но представляют разные модели словообразования:
крас-от-а - модель с морфонологическим
явлением усечения производящей основы
красивый, доброта - без этого морфонологического
явления; Словообразовательные типы в
свою очередь объединяются в более крупную
единицу - словообразовательный способ.
Таким образом, в словообразовательной системе русского языка устанавливается иерархия классификационных единиц: 1) морфонологическая модель - самая малая единица классификации производных слов, 2) словообразовательный тип - более крупная единица, тип может включать несколько моделей, 3) словообразовательный способ самая крупная единица, объединяющая словообразовательные типы.
производящая основа, т.е. основа от которой образована любая производная основа, с семантической точки зрения может быть названа мотивирующей основой. Производная основа как мотивированная всегда содержит в своем составе мотивирующую основу. Мотивирующая и мотивируемая основы (слов) составляют словообразовательную пару основ.(слов) Так, слова хлеб и хлебный, раза и розочка составляют словообразовательные пары, так как первые являются структурной базой для вторых, первые являются мотивирующими основами для вторых(хлебный – относящийся к хлебу; розочка – маленькая роза) Следовательно, слова хлебный и розочка по форме и по смыслу соотносятся со словами хлеб, роза и образуют с ними словообразовательные пары. Слова же хлебец и хлебница, розочка и розовый не составляют словообразовательных пар, не смотря на то, что являются родственными словами и входят в одно словообразовательное гнездо. Отсюда следует, что родственные слова в гнезде располагаются не хаотично, а выстраиваются в определенные пары слов, связанных формально-смысловыми отношениями. Рассмотрим гнездо с коневой морфемой гор-: гора, горка, горный, пригорок, горняк, горища, горец, плоскогорье, взгорье. межгорье, горянка, косогор и т.д – все эти слова объединены одной корневой морфемой, однако их словообразовательная и семантическая структуры по-разному соотносятся с этой общей корневой морфемой: в одном случае производные прямо и непосредственно выводятся по смысл и по форме из непроизводного существительного гора, например, горка – маленькая гора, горный – относящийся к горе и т.д. Следовательно, слова гора – горный – горняк – горняцкий находятся в отношениях последовательной мотивации. Ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной мотивации, составляет словообразовательную цепь. А т.к. пары слов гора - горный, горный - горняк представляют собой словообразовательные пары, то можно сказать, что словообразовательная цепь – это ряд последовательно расположенных словообразовательных пар.