Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:34, реферат
Оратор обращается к слушателям с определенной целью и при определенных обстоятельствах. В соответствии с целями сообщения выделяются следующие типы устных публичных выступлений: информационная речь, аргументирующая, эпидейктическая (торжественная). Цели выступления могут сочетаться, но всегда есть преобладающая.
Введение............................................................................................................3
Начало выступления.........................................................................................4
Способы удержания внимания........................................................................6
Способы поддержания внимания....................................................................8
Как завершать выступление?.........................................................................10
Искусство оратора..........................................................................................12
Заключение......................................................................................................18
Список используемой литературы..........
Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации
Федеральное
государственное
высшего профессионального образования
«Сибирский
государственный университет
и спорта»
Гуманитарный факультет
Кафедра
«Связи с общественностью»
Реферат
по
дисциплине «Русский язык и культура речи»
Мастерство
устного выступления
Выполнил:
студент гуманитарного факультета
дневного отделения
кафедры «Рекламы и
связей с общественностью»
1 курса
группы Г11СО
Проверил:
Валитова
Н.Р.
ОМСК- 2011
Содержание
Введение.
Устное публичное выступление – это речь продуманная, подготовленная, намеренно выстроенная и произнесенная с определенной целью.
Оратор обращается к слушателям с определенной целью и при определенных обстоятельствах. В соответствии с целями сообщения выделяются следующие типы устных публичных выступлений: информационная речь, аргументирующая, эпидейктическая (торжественная). Цели выступления могут сочетаться, но всегда есть преобладающая.
Начало выступления.
Обычно у оратора есть возможность оказаться заранее в том месте, где ему предстоит выступать, оценить наполненность аудитории, расположение собравшихся и мысленно выбрать то место, где его будут видеть все и он всех, где ему удобно будет пользоваться вспомогательным материалом, если он есть. Прийти заранее важно и для того, чтобы оценить состояние слушателей и решить, нужно ли использовать какой-либо способ установления эмоционального контакта с ними или же собравшиеся готовы воспринимать информацию и будут вполне удовлетворены доброжелательной интонацией.
В
любом случае, уверенной походкой
выйдя к месту, выступления, следует
сделать начальную паузу. Пауза
позволяет собрать взгляды
Первая фраза всегда содержит приветствие. Оно не должно быть формальным. Если оратор рад встрече с аудиторией, ему есть что сказать людям, это отразится во взгляде, которым он окинет, собравшихся, в улыбке, в приветливой интонации. А, если нет... тогда ему лучше вообще не брать слово. После начальной паузы и приветствия обычно в зале еще есть некоторое напряжение, подобное тому, которое бывает, когда в комнату входит посторонний человек. "Какой он? Что скажет? Чего от него ожидать?" — думают присутствующие. Представьте теперь, что вошедший заговорил официальным тоном, стоит как деревянный и ни на кого не смотрит. Все убегут от такого гостя. А что делают в таком случае слушатели? Замыкаются в своих мыслях или находят себе какое-нибудь занятие. Поэтому "первые слова лектора, — говорил выдающийся судебный оратор А.Ф. Кони, — должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны отвлечь, зацепить внимание)" Причем произносить их надо не в пустоту, а глядя на какого-нибудь симпатичного вам слушателя. Как только вы увидите его ответный доброжелательный взгляд, • нужно перевести свой взгляд на другого человека и установить контакт c ним. Атмосфера в зале потеплеет. Начало взаимоотношений положено!
Первые
фразы, которые позволяют установить;
эмоциональный контакт с
Зачинов, этих своеобразных зацепляющих "крючков" выступлении, существует множество: "...что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая- нибудь странность, как будто не идущая к делу (но на самом деле связанная со всей речью), неожиданный и неглупый вопрос и т.п.".
Зачином может служить обращение к непосредственным интересам слушателей, привлечение внимания к рекламному названию выступления, оригинальная цитата, интригующее описание, интересный факт, впечатляющая цифра, вопрос или даже цепочка. Чувствуя, что внимание слушателей завоевано, можно переходить к введению в тему.
Образец плавного перехода от зачина, которым служит красочное описание, к введению в тему, в котором сообщается о плане предстоящего выступления — вступление к популярной лекции профессора М.А. Мензбира "История Средиземного моря, рассказанная его берегами, волнами и их обитателями", которую он прочитал 13 декабря 1884 г в Политехническом музее: "Представьте себя путником, который впервые приезжает к Средиземному морю, впервые видит, синеву его волн, окутанные дымкой далекие береговые скалы, пышную зеленую растительность, и позвольте дать вам краткую характеристику современного нам средиземного побережья, начавши с его географического очерка".
Итак, в общем случае вступление состоит из двух частей: зачина и введения в тему. Задачи вступления - вызвать интерес к выступлению и овладеть вниманием аудитории, добиваясь при этом, чтобы непроизвольное первичное внимание переросло в сознательную сосредоточенность; установить взаимопонимание и завоевать доверие слушателей.
Способы удержания внимания.
Вступление способно захватить слушателей. Но как же сохранить поддержать их внимание в течение всего выступления, чтобы "...избежать ситуации, когда четверть слушателей занята "перевариванием" содержания выступления, а три четверти борются со сном"?
Прежде всего сохранению внимания способствует логическая организация речи (последовательность, непротиворечивость, обоснованность). В этом случае оратор ведет мысль аудитории за собой. Слушателей привлекает такое построение изложения, по ходу которого возникают вопросы, а ответы на них рождаются в процессе совместного поиска или последующего изложения. Поддержанию внимания аудитории способствует проблемная ситуация в речи, подача фактов или идей в противопоставлении.
Слушатели
с напряженным вниманием следят
за таким выступлением, при котором
в излагаемом материале все время
раскрывается новое содержание. Если
выступление не содержит ничего нового,
оно не только остается без внимания,
но и вызывает у слушателей ощущение
досады и раздражения. Поэтому важнейшее
условие поддержания внимания к
выступлению — его
Изложение
должно быть доступным, что во многом
обусловлено, как уже говорилось,
культурой речи оратора. Включение
терминов, способы определения понятий
продумываются заранее. Сделать
выступление понятным и доходчивым
помогает использование примеров и
наглядных пособий, художественных
средств языка, рациональное сочетание
теоретических положений с
Способна заворожить слушателей выразительность речи оратора — меняющаяся интонация, красочные словесные образы, оригинальные сравнения, меткие выражения.
"Нужно
иметь ловкость выхватывать
О. Эрнст советует применять и драматизацию речи: эмоциональное и наглядное изображение относящихся к теме событий. Этот прием использовал древнегреческий оратор Эсхил в своей речи против Демосфена в знаменитом споре о золотом венке: "...Представьте себе: стены рушатся, град падает, дом в пламени, старцы и жены, забывая навеки, что были некогда свободными, и правильно негодуя не столько на орудия, сколько на виновников бед их, вопиют к вам, молят вас со слезами: не давайте венка губителю Греции..."
Опытные
ораторы, прекрасно владеющие темой,
иногда прибегают к провокации -
заявляют нечто, что вызывает несогласие
аудитории (а, следовательно, привлекает
ее внимание), а затем вместе с
ней приходят к конструктивным выводам.
Способы поддержания внимания.
Поддерживает внимание сопереживание, возникающее, когда оратор увлеченно описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории. В зале при этом возникает заинтересованная тишина.
Не остаются равнодушны слушатели и к доверительности, когда оратору удается связать предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями.
Разговорная речь обычно сочетается с естественной, непринужденной манерой изложения, которая хорошо действует на слушателей, приглашает к совместному размышлению и разговору. Манера изложения проявляется в позе, жестикуляции, выражении лица, звучании голоса. Жесты, идущие "от сердца", усиливают эффект речи, делают ее более выразительной, помогают убедить слушателей.
Наконец, очень важны убежденность и эмоциональность оратора. Если он искренен, эти качества не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но позволяют ему заразить собравшихся своим, отношением к ней. Восточная мудрость гласит: "Ты, говорящий, никого не убедишь, когда нет в сердце у тебя того, что сходит с языка". Необходим умеренный темп речи, такой, чтобы слушатели успевали следить за ходом мыслей оратора, усваивать сказанное, записывать, если есть необходимость. В речи обязательны паузы. Именно во время пауз идет осмысление сказанного, появляется возможность задать вопрос.
Постоянный зрительный контакт позволяет следить за реакцией слушателей и управлять их вниманием. "Глаза не только "слушают" — они и "отвечают", — замечает Р: Хофф. Если почувствуется непонимание или равнодушие в ответном взгляде, есть возможность спасти положение, пояснив сказанное или сказав нечто, что заденет слушателей за живое. Если же оратор смотрит куда-то вдаль, разглядывает носки своих ботинок или уткнулся в свои записи — он и не заметит, что слушатели "отключились" и его выступлению грозит провал.
Говорить и смотреть нетрудно. При условии, что вы свободно владеете материалом и хотите, чтобы этот, и этот, и вон тот человек поняли вас и вам поверили. Если контакт установлен с какой-то частью зала, по закону эмоционального заражения он охватывает всех. А контакт без взгляда не устанавливается. Поэтому из всех перечисленных компонентов хорошего выступления, пожалуй, именно этот больше всего "держит" аудиторию. "Ваши глаза должны помочь в претворении в жизнь главной цели: ваши мысли должны достичь слушателей, ваши глаза должны соединиться с глазами слушателей, как твердое рукопожатие друзей", — советует Ф. Снелл.