Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 20:35, лекция
Публичная речь была наиболее распространенным жанром в среде образованных людей античности. Знания, дающие людям владение устной речью, занимающей умы и сердца людей, называлось риторикой. По месту, занимаемому в искусстве художественного слова древней Эллады, риторика была сопоставима с такими жанрами искусства, как героический эпос или классическая греческая драма.
Семинарское занятие №1
Ораторское искусство древнего мира и в Средние века.
Публичная речь была наиболее
распространенным жанром в среде
образованных людей античности. Знания,
дающие людям владение устной речью,
занимающей умы и сердца людей, называлось
риторикой. По месту, занимаемому в
искусстве художественного
Особенности греческой культуры во многом определялись политическим устройством Эллады, которая представляла собой не единое государство, а совокупность городов-полисов. Управлялись они народными собраниями, где в открытых спорах принимались важнейшие решения. Также гласно вершились и суды. Это придавало большую ценность устному слову.
Греки издавна поняли, что мастерство оратора не только божий дар, оно заключено в особых приемах, которым можно научиться. Так родилась риторика – теория и практика красноречия, которой принадлежит важная роль в античной культуре. Родоначальниками риторики стали софисты (от греч. «софос» - «мудрый»). Для них аксиомой было утверждение: «Истинно то, что убедительно», а главной мудростью считалось умение убеждать. Плоды этой науки софисты охотно демонстрировали публике: например, произносили хвалебные речи совершенно неожиданным предметам (лысине, супружеской неверности и т. п.) или, доказав сперва одно утверждение, тут же искусно доказывали обратное. Своим премудростям они обучали за плату всех желающих, для чего и создали первые учебники по риторике.
Однако со временем софистическая риторика превратилась в своеобразное словесное фехтование, задачей ее стало не искание и обоснование истины, а достижение победы в словесном состязании любой ценой. Для этой цели использовались любые приемы и средства, начиная от преднамеренного нарушения законов и правил логики, получивших впоследствии название логических софизмов, и кончая различными психологическими уловками и недопустимыми с нравственной точки зрения методами ведения полемики. Заманчивая цель — выйти победителем в любом споре – привлекала в многочисленные школы риторики большое число учеников, что давало возможность организаторам и учителям школы зарабатывать большие деньги. Таким образом, несмотря на известные заслуги в распространении и пропаганде знаний о приемах ведения полемики и искусстве красноречия, софистическая риторика к концу V в. до н.э. пришла в упадок и сошла с исторической сцены.
Одним из первых греческих философов выступил против софистики и основанной на ней риторики Сократ, о взглядах которого мы можем судить по диалогам его ученика Платона, так как сам он предпочитал излагать свое учение в устных беседах и не оставил никаких письменных сочинений. Что касается Платона, то его отношение к софистике и даже к прежней риторике вообще было отрицательным. Он считал, что эта риторика приспосабливается к вкусам публики, не заботится об истине и поэтому представляет собой не искусство, а скорее сноровку. По его мнению, новую риторику необходимо строить на фундаментальных принципах диалектики и психологии: с их помощью оратор будет разбираться, с одной стороны, в идеях, на которые он должен опираться в процессе убеждения, а с другой — в свойствах души и индивидуальных особенностях людей, к которым он обращается с речью. Само риторическое искусство Платон сравнивает с врачебным искусством. “И в том и другом, — пишет он, — нужно уметь различать природу — тела во врачебном искусстве, души — в риторическом, если хочешь — не при помощи рутины только и натасканности, но по всем правилам искусства — телу предлагать лекарства и пищу … душе — речи и надлежащие занятия, которые вселили бы в нее желательное для тебя убеждение и добродетель”. Однако главная заслуга Платона заключается в разработке и усовершенствовании того метода ведения беседы, полемики и диспута, который широко практиковал его учитель Сократ. На этом основании этот метод часто называют сократическим, или диалогическим. Многие даже полагают, что именно отсюда берет свое начало и диалектика, если, конечно, руководствоваться этимологическим происхождением древнегреческого слова “диалего”, означающего вести беседу, полемику, спор.
Опытный оратор обязательно вставлял в речь указания на ее план: слушатель должен был чувствовать, почему от одной темы выступающий перешел к другой и куда он клонит. Начало и конец отдельных разделов и всей речи выделялись различными способами – например, краткими и четкими обобщающими формулировками, которые скрепляли сказанное, придавая ему целостность.
Проблемы риторики с логической точки зрения особенно тщательно исследовал ученик Платона Аристотель, посвятивший им ряд сочинений, среди которых следует выделить его знаменитую “Риторику”. В ней риторика определяется как учение, способствующее “находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета”.
В Риме, как и в Греции, ораторское слово считалось важнейшим орудием политической борьбы. Но Рим был не демократической республикой, как Афины, а аристократической: власть находилась в руках узкого круга знатных семейств, и секреты ораторского искусства передавались по наследству. Поэтому когда в Риме появились первые преподаватели риторики (разумеется, греки), которые за плату были готовы учить любого, сенат увидел в этом опасность для себя и несколько раз изгонял их из города; также изгоняли и греческих учителей философии – как развращающих нравы.
Однако риторика стучалась в дверь слишком настойчиво. Рим, добившись политического владычества в Средиземноморье, старательно усваивал греческую культуру, стремясь в этой сфере если не к первенству, то по крайней мере к равноправию, а риторика (наряду с философией) была основой этой культуры. Именно под ее влиянием ораторская проза стала не только фактом политической борьбы, но и литературным жанром. Со страстными речами выступали политические деятели, как, например, реформаторы братья Гракхи, особенно Гай Гракх, который был оратором исключительной силы. Увлекая народные массы даром слова, он в своих выступлениях пользовался и некоторыми театральными приемами. Среди римских ораторов широко, например, был распространен такой прием, как показ рубцов от ран, полученных в борьбе за свободу. Как и Греки, Римляне выделяли два направления в красноречии: азианское и аттическое.
Для аттицизма же был характерен сжатый, простой язык, каким писали греческий оратор Лисий и историк Фукидид. Аттическому направлению в Риме следовали Юлий Цезарь, поэт Липиний Кальв, республиканец Марк Юлий Брут, которому Цицерон посвятил свой трактат «Брут».
Именно Цицерон считается
Дошедшие до нас труды оратора имеют исключительную историческую и культурную ценность. Уже в средние века, а особенно в эпоху Возрождения, специалисты интересовались риторическими и философскими сочинениями Цицерона, по последним знакомились с греческими философскими школами. Гуманисты особенно ценили стиль Цицерона.
Короткий взлет ораторского искусства и риторики после Цицерона был связан с именем Марка Фабия Квинтилиана, считавшегося самым знаменитым оратором в последней четверти I века н.э. Хотя Квинтилиан и был большим поклонником Цицерона, но в своей риторике он ориентировался не столько на народ и широкую демократическую публику, а избранный круг ценителей стиля и красоты речи. Поэтому он хотел видеть в ораторе не столько мыслителя, сколько стилиста. Характерно, что он определяет и риторику как искусство говорить хорошо.
Отход от античной традиции в риторике, хотя и обозначился в позднейшей римской риторике, тем не менее, он не был выражен в явной и тем более резкой форме. Поэтому этот этап развития риторики можно охарактеризовать как переходный от античности к средневековью, когда на место убеждения пришла вера, которая, по мысли отцов церкви, должна была заменить и все ранее созданные средства убеждения.
Демосфен (около 384 до н.э., Афины - 322 до н.э., остров Калабрия близ восточного берега Пелопоннеса) – афинский политический деятель, оратор, вождь демократической антимакедонской группировки. Призывал греков к борьбе против захватнической политики македонского царя Филиппа II (речи Демосфена против него - "филиппики"). Добился создания антимакедонской коалиции греческих полисов. Демосфен родился в Афинах, в семье владельца оружейной и мебельной мастерских. С детства он страдал физическими недостатками (косноязычие, слабый голос, нервный тик). В возрасте семи лет мальчик лишился отца, а имущество семьи было растрачено опекунами. Самостоятельную жизнь Демосфен начал в 364 года с успешного судебного процесса против недобросовестных опекунов. В дальнейшем Демосфен стал логографом - зарабатывал на жизнь составлением речей для участников судебных процессов. Упорными упражнениями он сумел преодолеть свои физические недостатки, учился ораторскому искусству у Исея - известного в то время составителя речей. Время жизни Демосфена относится к периоду установления гегемонии Македонии над древнегреческими полисами. Демосфен был решительным противником македонской экспансии, отстаивал независимость Афин. В 351 году он открыто выступил с речью против македонского царя Филиппа II. Речи Демосфена, в которых он страстно разоблачал захватническую политику Филиппа II, получили название филиппик. Демосфену удалось привлечь на свою сторону большинство афинян, он становится главой антимакедонской партии, активно участвует в создании военного союза греческих городов, направленного против Филиппа II..
После Херонейской битвы, в которой он сам участвовал, Демосфен был вынужден сменить политическую тактику. Продолжая пользоваться репутацией врага македонян, он удерживал афинян от участия в антимакедонских акциях, заведомо обреченных на неудачу. В свою очередь, сторонники македонян прикладывали все усилия для устранения знаменитого оратора с политической арены. В 324 году Демосфен оказался замешан в запутанную историю с деньгами, привезенными в Афины бежавшим от Александра Македонского казначеем Горпалом. Демосфену не удалось доказать свою невиновность и он был принужден покинуть Афины. Смерть Александра Македонского в 323 году изменила политическую ситуацию в Афинах. Демосфен смог вернуться на родину и призвал сограждан к восстанию против господства Македонии. Однако восстание (Ламийская война) закончилась поражением афинян. Демосфен бежал из Афин, но был схвачен на острове Калабрия близ восточного побережья полуострова Пелопоннес. Попросив у настигших его воинов разрешения написать последнее письмо, Демосфен закусил кончик тростникового пера, в котором был быстродействующий смертельный яд.
Современная наука признает принадлежащими Демосфену 41 речь, а также несколько десятков вступлений к речам и писем. Условно его речи разделяют на судебные, судебно-политические и политические. Судебные речи (364-345) Демосфена характерны точной и конкретной аргументацией, в них даны яркие, живые картины современного ему быта. Из судебно-политических речей наиболее яркие - "О преступном посольстве" (343) и "За Ктесифона о венке" (330), направленные против Эсхина. Самым значительным в наследии Демосфена признают политические речи, из которых выделяются 8 речей против Филиппа II, произнесенных между 351-341 годами.
Демосфен тщательно готовил свои публичные выступления, но большое значение уделял живому и непринужденному изложению текстов речей. Поэтому он не придерживался жесткого плана, активно использовал паузы, которым способствовали риторические вопросы: "Что это значит?", "В чем причина?".
Демосфену было важно именно в момент произнесения речи убедить слушателя в своей правоте. Начиная новый раздел речи, он сразу раскрывает его содержание, в процессе изложения подводит итоги сказанному, неоднократно повторяет особо важные мысли. Нередко он строил воображаемый диалог с противником. Большое значение в ораторском искусстве Демосфена имела мимика, жестикуляция, модуляции голоса. В результате его выступления никогда не были монотонными. Стремление убедить рождало страстный пафос речей Демосфена. По преданию даже Филипп II признавался, что если бы слушал речи Демосфена, то обязательно голосовал бы за войну против себя.
Марк Туллий Цицерон родился в 106 году до н. э. в семье провинциалов, которая, благодаря своим консервативным устоям, терпению и трудолюбию, создавала римскую республику, оставаясь долгое время «ядром» нации. Это были крестьяне-землевладельцы, которые, пользовались уважением и достаточным влиянием в округе, имея, даже, кое-какие связи в самой столице. Но один из его предков, предположительно, был из простых крестьян — отсюда это плебейское прозвище будущего великого оратора – Цицеро (род гороха). Но, не смотря на это, Марк этим именем гордился и обещал своим насмешникам прославить его.
Надо сказать, что дед
его был истинным консерватором,
который боялся всего нового. Особенно
боязливо он относился к влиянию
греческой культуры на римскую,
которое имело место в ту пору.
И его опасения были не безосновательны,
ибо его сын — отец Марка
— был человеком совсем другого
склада характера – тихий, склонный
к размышлению и легко
Свою профессиональную деятельность в качестве адвоката по уголовным и гражданским делам, Цицерон начинает в 27 лет. Но история документального подтверждения его первых выступлений, к сожалению, не сохранила. Первой его речью, дошедшей до современного читателя, стала речь «В защиту Росция», обвиняемого в убийстве отца. Успех данного выступления положил начало его ораторской известности. Еще большей популярности Цицерон добился после выступления по делу Верреса, бывшего наместника Сицилии. В 70 году до н. э., подавая против Верреса иск о вымогательстве, сицилийцы обратились к Цицерону за помощью, помня о его ораторских талантах. Преторы, подкупленные Верресом, затянули разбирательство до такой степени, что не оставили Цицерону времени для произнесения обвинительной речи до начала праздников. Однако, он настолько грамотно и ловко доказал судьям виновность наместника, обвиняемого во взяточничестве, прямом грабеже и убийствах сицилийцев и римских граждан, что его выступление решило дело, и Верреса отправили в изгнание.
Информация о работе Ораторское искусство древнего мира и в Средние века