Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 18:59, реферат
Орфоэпия (греч. orthoépeia, от orthós – ïравильный и épos – речь). Термин “орфоэпия” имеет два основных значения: 1)“совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: морфем, слов, предложений. Среди таких норм различают произносительные нормы (состав фонем, их реализация в разных позициях, фонемный состав отдельных фонем) и нормы суперсегментной фонетики (ударение и интонация)”; 2)раздел языкознания, изучающий правила устной речи.
В 20-е – 30-е
годы ХХ века московские произносительные
нормы были значительно поколеблены
в результате резкого расширения
социальной палитры носителей
Большую нормализаторскую роль в упорядочении русского произношения (и написания, и образования грамматических форм, и толкования семантики слова) сыграл “Толковый словарь русского языка” в четырех томах Д.Н. Ушакова.
В наше время появилось достаточно много словарей и справочников, помогающих уточнить фонетический облик слова или словоформы (см. список литературы в конце параграфа).
Следует отметить две основные тенденции современного этапа развития орфоэпических норм:
· стремление к упрощению трудных орфоэпических правил;
· сближение произношения с написанием (разумеется, это не относится к основным произносительным нормам, но касается только некоторых случаев).
В апреле 1917 года А. Блок пишет в своём письме к матери: “Если история будет продолжать свои чрезвычайные игры, то, пожалуй, все люди отобьются от дела, и культура погибнет окончательно...”
Глубоко любящий свою родину поэт метался в предчувствии гибели русской культуры. Но, преодолевая и время, и самую вечность, не стремясь убежать от жизненных тягот, он всей душой пытался утвердиться в заветных думах и надеждах: ... “и невозможное возможно”...
Но проходят десятилетия – и всё то же “большое проклятие” висит над Россией. “Мы всё те же рабы старого мира.” Худо, очень худо – и впредь, кажется, не предвидится лучшего. “Нищая Россия” нищает ещё больше, а вместе с ней нищает и вырождается её культура и язык.
Очень досадно,
что ушла из нашей жизни потребность
говорить тонким и даже изысканным
языком наших великих классиков.
Нашу словесность сегодня уж никак
не назовёшь изящной. А когда-то... Сама
манера произношения, лексическая тонкость
речи тургеневских и чеховских героев
отличалась особенной деликатностью,
тактом и глубоким уважением к
душевному состоянию
Гармонические
мелодии их слов, внесённые в мир, проявляли
своё неожиданное могущество: своей красотой
и великолепием они испытывали человеческие
сердца и вызывали к жизни поток прекрасных
человеческих чувств.
По отношению к художественному творчеству задачи такого выбора в самом общем виде сформулированы Л. Н. Толстым, указавшим, что искусство писателя выражается в том, чтобы находить "единственное нужное размещение единственно нужных слов". Им же приводится изречение Брюллова относительно работы над тончайшими оттенками: "Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть". Анализ этого "чуть-чуть", т. е. разнообразных незначительных сдвигов в выразительных средствах, и составляет предмет стилистики; она выясняет особенности в значении и экспрессии различных синонимических языковых приемов.
Отличие стилистики от нормативной грамматики и лексикологии и орфоэпии можно иллюстрировать такими примерами из стихотворений Пушкина.
В фразе из "Пророка" И жало мудрыя змеи в уста замершие мои вложил десницею кровавой архаическая форма родительного падежа мудрыя нарушает нормы современного русского языка и ни в каких случаях не может быть употреблена 1. Это отступление в данной форме от норм современного языка и отмечается нормативной грамматикой; недопустимость этой формы делает ненужным ее рассмотрение в стилистике.
Когда же мы знакомимся
с черновыми вариантами стихотворения
"Поэту", то видим, как Пушкин, прежде
чем прийти к окончательной редакции
строки Ты им доволен
ли, взыскательный художник, долго искал
соответствующий содержанию всего стихотворения
эпитет и сменил несколько прилагательных
в такой последовательности: божественный
— увенчанный — разборчивый
— взыскательный. Хотя все они вполне
допустимы по нормам языка и даже уместны
в данном случае, но нетрудно заметить,
каким исключительно ярким и выразительным
— единственно нужным — является последний
(взыскательный), — в этом сказалось
стилистическое мастерство Пушкина. И
стилистика может воспользоваться для
анализа оттенков этих прилагательных
их подбором у Пушкина.
ЛИТЕРАТУРА
Попов Р.Н., Валькова Д.П. и др. Современный русский язык. М., 1978.
Аванесов Р.И. Русское литературное произношение.М., 1984. С.12 – 31, 31 – 36 и далее.
Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1981. С.11-131.
Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. М.,1985.
Касаткин Л.Л., Крысин Л.П. и др. Русский язык. Ч.1. М., 1989. С.237 –246.
Панов М.В. Русская фонетика. М., 1967. С.294 – 350.