Особенности речевых ошибок школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 13:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель данного исследования заключается в рассмот¬рении и анализе существующих классификаций речевых ошибок и недоче¬тов, определении типичных речевых ошибок школьников в письменных творческих работах, создание комплекса специальных упражнений для их устранения.
Задачи исследования:
1) изучить методическую, лингвистическую, педагогическую литературу по теме исследования;
2) проанализировать существующие классификации речевых ошибок и не¬дочетов;

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 106.09 Кб (Скачать файл)

      В более узком понимании связной речью является только такая речь, которая расчленяется на более или менее значительные части, которая предполагает наличие определенной внутренней (смысловой) и внешней (языковой) конструктивной (структурной) связи ее частей. К таким видам связной речи относятся развернутые ответы на вопросы, изложения, сочинения и т.д.

      Работа по предупреждению речевых ошибок должна быть организованной, целенаправленной, вестись систематически и по плану.

      Речевые ошибки в устной и письменной речи отличаются большой устойчивостью. При анализе письменных работ необходимо оценивать их содержание, выразительность языка (словарь, стилистические достоинства), правильность с грамматической точки зрения, грамотность. Надо также иметь в виду, отвечает ли написанное теме, все ли необходимые факты использованы, достоверны ли они, доказательны ли высказываемые мысли, как использован иллюстративный материал. При этом принимаются во внимание такие недочеты, как случаи неточности, неясности мысли, недоговоренности, пропуск важного, ненужные повторения.

       Удачная композиция письменной речи предполагает стройность, четкость, логическую последовательность и связь его частей, правильное их соотношение.

Выразительность языка – это умелый, уместный набор наиболее нужных в данной ситуации слов, изобразительных средств, наилучшее использование стилистических возможностей языка (эмоционально-оценочных, образных).

     Методика письменной речи разрабатывалась значительно обстоятельнее, чем методика развития устной речи. А между тем в практической деятельности человеку приходится пользоваться значительно чаще устной речью, чем письменной. Замечено, что хорошо говорящие, как правило, хорошо излагают мысли и на письме, и, наоборот, значительно реже хорошо пишущий и говорит хорошо. С другой стороны, методический опыт показывает, что многие недостатки письменной речи бывают тесно связаны с неправильностями устной речи. Между тем устная и письменная речь – это два равноправных способа выражения средствами языка одного и того же содержания.

      При разработке системы упражнений в устной речи необходимо учитывать специфические особенности этого вида речи по сравнению с другими. Устная речь требует от говорящего быстроты в подборе нужных слов, в конструировании предложений и построении речи в целом. Устная речь не допускает поправок, возвращения назад. Она несколько экономнее, поскольку говорящий при этом пользуется такими дополнительными средствами выражения мысли, как интонация, пауза, жест, мимика.

      Письменная же речь по своей конструкции отличается от устной большей многословностью, большей книжностью, не допускает, как правило, «вольностей» стиля, часто вполне уместных в разговорной речи.

      В отличие от письменной, устная речь обладает рядом таких признаков, как интонационная выразительность, интонация целого текста, отдельного предложения, что связано с логическим членением текста, местом логического ударения и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           

 

 

 

 

 

2.2. Виды упражнений по исправлению и предупреждению речевых ошибок

      Анализ методической и педагогической литературы показал, что речевые ошибки детей исправляются посредством включения в уроки русского языка специальных упражнений.

      При этом упражнение в дидактике определяется как «планомерно организованное повторное выполнение действия (умственного или практического) с целью овладения им или повышения его качества».

      По мнению Т. А. Ладыженской, «в процессе речевой деятельности всегда присутствует творческое начало. Методика развития речи оперирует не только упражнениями в указанном понимании, но и задачами. Однако в силу традиции, сложившейся в методике русского языка, разные виды работ, ориентирующие и на воспроизводящую, и на творческую деятельность учащихся, недифференцированно называют упражнениями». В связи с этим большое значение приобретает типология упражнений9.

       Анализ методической литературы показал, что в практике обучения русскому языку и развитию речи сложились различные подходы к типологии упражнений, направленных на устранение и предупреждение речевых ошибок.

При рассмотрении типологии  могут быть приняты во внимание различные основания. Т. А. Ладыженская основаниями своей типологии определяет:                             «... содержание, на усвоение которого направлены упражнения, и способ деятельности, предопределяемый тем или иным типом задания». Если учитывать каждое из данных оснований в единой типологии упражнений, то это приведет к ее сложной организации. По первому основанию Т. А. Ладыженская представляет следующую систему упражнений для работы в 5-7 классах.

  1.   Упражнения, рассчитанные на освоение норм литературного языка.

― Прочитайте текст, ответьте на вопросы.

       Каждое орудие приносит наивысшую пользу в руках того, кто им владеет, как мастер.

       А мастерски владеть любым из них – стамеской или кистью художника, крошечным чертежным пером или гигантским блюмингом – это значит, до тонкостей узнать, как они устроены, из каких частей состоят, как работают и в чем изменяются во время работы, какого обращения с собой требуют.

Из всех орудий язык самое  удивительное и сложное. Так достаточно ли мы знаем его?

― Как раскрывает писатель понятие «мастерски владеть»?

― Какие слова использует автор для описания орудий труда?

2. Упражнения, предусматривающие обогащение речи учащихся синонимическими средствами языка. К последним примыкают:

• упражнения, направленные на формирование умений отбирать из ряда соотносительных средств наиболее уместные для выражения данного содержания высказывания в соответствии с задачей и обстоятельствами речи.

― С какими из данных слов не сочетается слово «очень» и почему?

Уникальный, высокий, спокойный, патриотичный, обаятельный, замечательный, умный.

•  упражнения, ориентирующие на отработку умений приспосабливать языковые средства друг к другу в связном высказывании.

Устраните повторы, сохраняя содержание высказывания. Летом мы поедем в спортивный лагерь. Лагерь оборудовали для нас шефы. Наши преподаватели – почётные работники системы образования. Мы гордимся и уважаем наших работников системы образования.

      С. Н. Цейтлин иначе подходит к типологии упражнений. Она выделяет несколько типов упражнений для 5-7 классов «по характеру речевых операций»:

1) работа с текстами, содержащими речевые ошибки. Задания могут быть трех видов:

― найти в тексте речевые ошибки;

― исправить речевые ошибки;

― найти и исправить речевые ошибки.

Вернувшись из рейса, я  показал папе свои новые рисунки.

2)      анализ языковых средств:

― подберите фразеологизмы, имеющие следующие значения: дать себя перехитрить, распекать кого-то, хранить упорное молчание (даны фразеологизмы: в рот воды набрать, попасться на удочку, метать громы и молнии).

       В работах Ф. П. Сергеева указана система упражнений по предупреждению ошибок согласно их классификации. Его типология выглядит следующим образом:

 Предупреждение речевых недочетов - объяснение слов и фразеологизмов. К этой группе упражнений относятся:

1)  словарные упражнения:

―  составить предложения с данными словами: покров, жалость, жюри, доверие;

―  выясните значение слов при помощи толкового словаря: соратник, владеть, подчиненный;

― подберите синонимы к словам: тайна, любоваться, бранить;

2)  ознакомление учащихся с основными видами речевых недочетов и правки текста:

― исправьте ошибки в предложениях: На одно время мальчики забылись (растерялись);

― найдите ошибки в предложениях, исправьте их:

Она поборола боязнь и страх. Он негодовал от возмущения;

― исправьте предложения, избежав повторений: Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес. Ребята пошли в лес по полевой дороге;

3)  упражнения на лексическую сочетаемость:

― составить предложения с данными устойчивыми сочетаниями: играть роль, одержать победу;

―  составьте словосочетания, употребив слова в скобках в нужной форме: вести (беседа), (вкусный) яблоко;

      М. С. Соловейчик несколько иначе подходит к типологии упражнений по предупреждению речевых ошибок. Она считает, что «обучение школьников соблюдению требований культуры речи хотя и имеет место на уроках русского языка, но проводится беспорядочно, в слишком малом объеме». Для решения данной проблемы автор предлагает «сочетание работы над тем или иным вопросом культуры речи с изучением основного программного материала». Для накопления опыта использования средств языка М. С. Соловейчик предлагает «обобщенную типологию упражнений, помогающих школьникам 5-7 классов учиться формулировать мысли в соответствии с требованиями культуры речи»10.

      1.    Наблюдение за употреблением средств языка в образцовом тексте.

«Найдите слова, помогающие нам увидеть, представить..., слово, рисующее..., точно называющее..., подчеркивающее...» - вот некоторые из предлагаемых заданий.

Очень эффективным приемом  является лингвистический эксперимент, при котором текст «портится» для того, чтобы путем сопоставления убедить учащихся в точности, выразительности авторского варианта.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце,

Снег лежит…

     Лингвостилистический эксперимент, которым редко пользуются на уроках русского языка, – один из приемов анализа текста. Способы создания экспериментальных текстов разные: устранение данного языкового явления из текста (например, убрать все прилагательные в отрывке из текста И.С. Тургенева «Бежин луг»), замена языкового элемента   синонимическим     или однофункциональным    (например, в       рассказе  А.П. Чехова «Хамелеон» слово «идет» заменить словом «шагает», а слово «шагает» – словом «идет»), развертывание текста (способствует более глубокому пониманию текста), свертывание текста (выявление образных средств),  перестановка слов и других языковых единиц (единственно верное расположение слов, предложенное автором), разрушение связей между компонентами текста (абзацами, предложениями, словами, звуками), сравнение нескольких авторских редакций текста как средства обоснования тезиса о том, что в совершенном тексте «единственно нужное расположение единственно нужных слов» (Л.Н. Толстой). Правильно организованная работа по лингвистическому анализу текста способствует более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся.

 

      2. Редактирование высказывания с точки зрения использования в нем языковых средств. Для подготовки такого упражнения нужна картотека детских ошибок. Учитель обращается к той или иной ее рубрике в зависимости от грамматико-орфографической темы урока.

Практика показывает, что  коллективный разбор связного текста с учётом критериев его оценки является эффективной формой обучения. Коллективному редактированию содержательной и речевой стороны письменных работ необходимо уделять большое  внимание, так как во время таких  занятий класс, по образному выражению  А.М. Пешковского, превращается в мастерскую, в которой куют речь. Совместное выполнение письменной работы над типичными для класса недочётами. Учащимся предлагается задание:

1. Убрать лишнее: Бежал по полянке весёлый ручеёк, а в нём по его воде медленно плавали гуси и утки.

2. Ввести недостающее: Ручей-зазнайка тиной стал покрываться, превратился в болото, лягушки мрачно заквакали.

3. Устранить повторение: Однажды сквозь землю пробился ручеёк. Этот маленький ручеёк вылез на землю.

4. Заменить слово: Но вот однажды сказал ручеёк с зазнайством: «Кому требуется, пусть сам идёт ко мне!»

 

       3. Подбор слов, составление словосочетаний, придумывание предложений с заданным предметом речи, для выражения определенной мысли и т. д. Например, глядя на картинку, подобрать такие слова, которые помогли бы передать...

Упражнения_на_устранение_различных_речевых_ошибок.                                                           Пример. Урок на тему «Знакомство с именем прилагательным».

На доске написаны предложения: По дорожке бежал молодой щенок.

На поляне красуется красавец клен.

― Прочитайте первое предложение.

― Какую ошибку вы заметили?

― Слово «молодой» лишнее.

― Почему?

― Потому что щенок – это молодая собака.

― Запишите исправленное предложение в тетрадь.

― Какая ошибка допущена во втором предложении.

― Сочетание слов «красавец клен».

― Что вам не нравиться в этом примере?

― Два родственных слова стоят рядом друг с другом, и это звучит некрасиво.

― Как можно исправить это предложение?

― На поляне растет красавец клен. На поляне красуется клен. На поляне красуется чудесный клен.

― Какой вариант выберем?

― Запишите это предложение в свои тетради.

Информация о работе Особенности речевых ошибок школьников