Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 22:20, реферат
Публичная речь — это не изящная словесность, не риторическое упражнение. Она является средством достижения деловых целей, а не самоцелью. И тем не менее она должна отвечать ряду требований, которые делают ее убедительной, доказательной, логичной, продуманной, а то и просто красивой.Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание.
Введение ……………………………………………………......…………………3
Глава 1. Понятие публичного выступления ………………………......………...4
Глава 2. Подготовка к выступлению……………………………………….....…7
2.1.Начало выступления ………………………………………….....…………..17
2.2.Как завоевать и удержать внимание аудитории…………….....…………..19
2.3. Завершение выступления…………………………………….....…………..23
Заключение…………………………………………………………....………….24
Список используемой литературы……………………………………...………26
2.2.
Как завоевать и удержать
С. Джонсон, один из великих сатириков, как-то сказал о своем современнике: "Он не только скучен сам по себе, но и одним своим видом нагоняет тоску на окружающих". Это высказывание можно считать справедливым по отношению ко многим выступающим. Очень часто все становится ясно уже после первого произнесенного предложения, и если оно неудачное, то привлечь внимание слушателей невозможно.
При чтении связь между докладчиком и слушателем обычно пропадает после пяти минут чтения. Некоторые сложные места или цитаты можно зачитывать, но их не должно быть много, так как на слух такие вещи воспринимать сложно. Хорошо, если выступление выглядит как рассказ. Говорить нужно просто и ясно, недлинными предложениями -- будто рассказываешь. Говорить достаточно громко, чтобы всем было слышно. Можно переспросить, хорошо ли вас слышно, всем ли видны демонстрируемые вами рисунки или таблицы. В пояснение своих мыслей приводить примеры. Смотреть на людей, улыбаться , не бояться пошутить или скаламбурить. Не пугаться, если вдруг потеряешь нить рассуждений или что-то забудешь. Это нормальные перерывы в речи человека.
Если трудно смотреть на людей в зале, сделать следующее. Выбрать среди слушателей симпатичного тебе человека и рассказыватьбудто ему одному.
Важно помнить о видах внимания аудитории. В том случае, когда внимание возникает независимо от воли, сознания, говорят о непроизвольном внимании. Непроизвольное внимание возникает всякий раз, когда:
1) человек
сталкивается с чем-то
2) в поле
зрения или слуха человека
попадает то, что его волнует,
заботит, соответствует
3) действует
сильный, меняющий свою
Очень важно
обращение к слушателю. Контакт
со слушателями устанавливается
в откровенной и дружеской
манере, однако, в зависимости от
ситуации, с преобладанием
Довольно часто употребляемое обращение "уважаемые присутствующие" достаточно бесцветно. На его основе можно сделать вывод о том, что слушатели всего лишь "присутствующие". Обращение не обязательно в начале речи, его можно использовать в любой ее части. В особенно выразительных местах оно служит для улучшения контакта со слушателями. В ходе речи обращение нужно иногда варьировать.
Нужно всегда ставить себя в положение слушателя, особенно если в речи выражается определенное мнение. Оратору важно не только представить слушателя, но и почувствовать его.
Все, что говорит оратор, может быть и хорошо, и правильно, однако слушателю это неинтересно. Слушателю всегда интересны факты и мысли, которые относятся к нему самому.
Обычно вступление способно захватить и увлечь слушателей. Но как сохранить и поддержать их внимание в течение всего выступления, чтобы, как справедливо замечал О. Эрист, "избежать ситуации, когда четверть слушателей занята "перевариванием" содержания выступления, а три четверти борются со сном"? Важнейшее условие поддержания внимания к выступлению - его содержательность, т.е. новая, неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы.
Изложение
должно быть доступным, необходимо учитывать
культурно-образовательный
Не остаются равнодушными слушатели и к доверительности, когда оратору удается связать предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями.
Лучше всего,
когда поза при выступлении спокойная,
а жесты свободные и
Есть жесты приглашающие, отвергающие, повелительные, вопросительные.
При этом необходимо считаться со следующими правилами:
Жесты - первооснова любого языка.
Наконец, очень важны убежденность и эмоциональность оратора. Если он искренен, эти качества не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но позволяют ему заразить собравшихся своим отношением к ней. Необходим умеренный темп речи, такой, чтобы слушатели успевали следить за ходом мыслей оратора, усваивать сказанное, записывать.
2.3. Завершение выступления
Считается, что лучше закончить выступление на минуту раньше, чем позже отведенного времени. Если выступление подходит к концу и слушатели проявляют признаки утомления, лучше подумать о завершении выступления. Подготовить заключение надо заранее, но так как ни одно выступление не проходит, как предполагалось (ведь реакцию аудитории в точности предсказать невозможно), то заключение может отличаться от заготовленного.
Заключение должно быть связано с главной идеей выступления, быть мажорным, оптимистичным по духу.
Хорошо
воспринимаются выступления, конец
которых перекликается с
Чтобы правильно реагировать на заданный вопрос, необходимо уяснить его суть. Если вопрос сформулирован неясно, многословно, переформулируйте его и повторите вслух. Если вопрос задан четко, но тихо, его необходимо повторить, чтобы было слышно всем.
На разъяснительные вопросы отвечать следует обязательно. Недопустимы реплики: "Я же об этом говорил!" или "Как же вы не поняли!"
На дополнительные вопросы отвечать желательно, по крайней мереподсказать источник информации.
Никогда не стоит уходить от вопросов, которые звучат как своеобразный вызов и связаны с желанием проверить позицию выступающего. Ответ должен быть обязательно, только нужно сохранять выдержку и чувство юмора.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важно уметь работать с аудиторией. Успех выступления в первую очередь зависит от нас самих: от умения преподнести себя, от нашего психологического состояния и от желания донести до слушателя нужную информацию.
Очень
важно, чтобы каждый человек
творчески подходил к
Таким
образом, чтобы выполнить свою
задачу и донести до слушателя
слово, выступающий должен
правила поведения на трибуне и используя обратную связь с аудиторией;
Перечисленные основные знания, умения и навыки выступающего приобретаются в результате упорного труда и постоянных тренировок. Пренебрегать этими знаниями – значит не понимать особенностей ораторского искусства как сложного вида деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ