Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 18:26, реферат
Речь — важная составляющая бытия человека, необходимое условие существования общества, она является наилучшей формой, способом общения людей: используется в процессе трудовой, познавательной деятельности человека, является эмоционально-экспрессивным средством, средством воздействия на сознание, средством выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов, то есть играет важную роль в становлении и развитии личности. Речь помогает определить принадлежность человека к какой-либо социальной или возрастной группе, полу, роду деятельности, выявить уровень его мышления и общей культуры.
РЕЧЬ, РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Речь и виды речи. Понятие культуры речи
Речь — важная составляющая бытия человека, необходимое условие существования общества, она является наилучшей формой, способом общения людей: используется в процессе трудовой, познавательной деятельности человека, является эмоционально-экспрессивным средством, средством воздействия на сознание, средством выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов, то есть играет важную роль в становлении и развитии личности. Речь помогает определить принадлежность человека к какой-либо социальной или возрастной группе, полу, роду деятельности, выявить уровень его мышления и общей культуры.
Изучением речи, речевого общения занимаются теория речевой деятельности, прагматика, психолингвистика, логика, стилистика, риторика и другие науки.
Под речью понимается психологически обусловленная деятельность человека с помощью средств языка (речевая деятельность) — конкретное говорение, происходящее в звуковой или письменной форме, а также результат этой деятельности — речевое произведение.
Речь как деятельность представляет
собой совокупность отдельных актов
говорения и понимания — речевы
Речевой акт включает в себя несколько речевых действий:
1) ориентировку говорящего в речевой ситуации (где буду высказывать мысль),
2) формирование мотивов, потребностей и целей речевого действия (для чего, зачем буду совершать речевую деятельность),
3) планирование речевой деятельности — составление внутреннего плана (что буду говорить),
4) подбор грамматических и лексических средств оформления мысли, структурирование высказывания (как, с помощью каких языковых средств буду высказывать мысль, каким образом буду строить высказывание),
5) звуковое или графическое оформление высказывания,
6) восприятие речи, то есть прослушивание или чтение её,
7) обратную связь — реакцию слушающего или читающего на речь, произведённую речевую деятельность, оценку речевой деятельности (фазу контроля), или самоанализ речевой деятельности, самооценку (самоконтроль). — ориентировки в речевой ситуации (где буду высказывать мысль).
Речь (речевая деятельность) может быть внутренней и внешней.
Внутренней речью называется оформление мысли с помощью языковых средств без её высказывания. Такая речь характеризуется: сжатостью, свёрнутостью, большой скоростью протекания, предназначенностью для самого себя, отсутствием функции общения, функционированием в качестве средства теоретико-познавательной деятельности.
Внешняя речь — это речь кодированная, оформленная в виде высказывания (устного или письменного). Может быть представлена в виде
- монолога — развернутого вида речи, произносимого одним говорящим, подчиненного одной теме, определенному замыслу, имеющего свою композицию, обладающего относительной законченностью, иногда и значительными размерами (доклад, лекция, рассказ, статья, ответ на экзамене, сочинение и т. д.), часто готовящегося заблаговременно (составляется его план, подбирается материал и располагается в определенной последовательности, иногда редактируется, совершенствуется);
- диалога — разговора двух или более человек (в последнем случае принято говорить о полилоге), который состоит из реплик, обращенных к собеседнику, и характеризуется их сменой, как правило, ситуативного, то есть связанного с обстановкой, в которой протекает (реплики диалога связаны друг с другом по содержанию: каждая новая реплика вытекает из предыдущей), часто сопровождается невербальными средствами.
Особенностями внешней речи являются:
- двусторонность процесса: в ней участвуют две стороны — говорящий и слушающий (пишущий и читающий);
- основная ее функция — коммуникативная;
- внешняя речь включает в себя:
- по способу кодирования выступает в двух формах — устной и письменной.
Устная речь оформляется в виде звуковых комплексов, более непосредственна, менее подготовлена, с более простым синтаксисом, обладает средствами звуковой выразительности (интонацией, тембром, высотой, темпом, паузами, логическими ударениями, громкостью), может сопровождаться невербальными средствами (жестами, мимикой, указаниями и т. д.), в результате чего имеет сильное воздействие на слушателей. В устной речи требуется соблюдение орфоэпических, интонационных норм.
Письменная речь оформляется графически, более подготовлена и более правильна, сложна по форме и полна по содержанию, строга, подчинена литературной норме, имеет более объемные, сложные предложения. К письменной речи предъявляются также орфографические, пунктуационные и каллиграфические требования.
Факторами, определяющими характер
и результат речевой
1) говорящий и адресат (кто говорит и кому), которые
- обладают какими-то общими знаниями и представлениями о мире, фондом общих речевых навыков (речевой компетенцией),
- исполняют определенные социальные роли (учитель — ученик, больной — врач, руководитель — подчиненный и т. д.),
- выполняют определённые, согласованные между собой функции: функции отправителя речи — адресанта (говорящего или пишущего) и воспринимающего — адресата речи (слушающего или читающего);
2) конкретная обстановка речи (речевая ситуация), то есть такое стечение жизненных обстоятельств, которое побуждает человека к совершению речевого действия;
3) объект, о котором говорится, тема общения (что говорят, о чем говорят);
4) способ осуществления речевых действий (как, каким образом осуществляет говорящий речевые действия);
При подготовке к речевому общению
нужно учитывать и национальные
особенности, систему социально-
Результатом речевой деятельности
является речевое произведение — высказывание (
Текст — это цельное, завершенное по смыслу устное или письменное речевое произведение, состоящее, как правило, из нескольких предложений, связанных между собой семантически и грамматически.
Признаками текста являются:
1) смысловая целостность, отражающаяся в опорных словах и словосочетаниях;
2) грамматическая связность, композиционное единство структурных компонентов, которое подчеркивается абзацным членением, связующими компонентами, отражающими причинно-следственные связи между частями текста;
3) завершенность, то есть предметно-смысловая исчерпанность;
4) модальность: а) объективная (соотнесенность содержания речи с действительностью), б) субъективная (наличие концептуальной позиции автора, его определенного отношения к сообщаемому, основной мысли, идеи);
5) коммуникативная целостность
По функции и содержанию различают несколько типов текстов (речи): описание, повествование, рассуждение.
Описание — изображение признаков, явлений, предметов или событий, то есть их перечисление, позволяющее ярко, живо, наглядно представить предмет, событие, явление, человека. В связи с этим описания могут быть портретными, пейзажными, событийными и т. д.
Повествование — изображение событий или явлений, которые следуют друг за другом или обусловливают друг друга, иными словами — это рассказ о том, что произошло, случилось. В повествовании используются обычно глаголы прошедшего времени совершенного вида, которые называют действия, происшествия. Они не описывают действия, а повествуют о них, передают само действие, событие.
Рассуждение — это ряд суждений, вытекающих одно из другого, цепь умозаключений, последовательно изложенных в тексте по поводу чего-либо; развитие, доказательство или опровержение какой-то мысли.
Определение — функционально-
В устных или письменных текстах мы обычно наблюдаем объединение нескольких функционально-смысловых типов речи.
Речевое поведение, общение с помощью языка предполагает определенную культуру — культуру речи — одно из важных условий успешной коммуникации. Умение общаться с помощью языковых средств, убеждать становится для человека одним из основных условий профессионального успеха, психологического комфорта.
Культура речи (КР) рассматривается как:
1) «… владение нормами устного
и письменного литературного
языка (правилами произношения, ударения,
грамматики, словоупотребления и
др.), а также умение использовать
выразительные языковые
2) «... совокупность и система её [речи] коммуникативных качеств» (Головин Б. Н. 1988: 9);
3) «… правила пользования языком
как основным средством
4) «умение чётко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей» (Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. 2003: 68);
5) «… такой выбор и такую
организацию языковых средств,
которые в определённой
Культура речи, таким образом, — это не просто следование нормам литературного языка, умение выбирать из существующих в языке вариантов наиболее правильный, точный, выразительный, этичный, целесообразный именно в данной ситуации, но и умение эффективно и рационально организовать свою деятельность в любой сфере своей жизни.
Основные аспекты культуры речи: нормативный,
коммуникативный и этический. С
1) правильность речи (как говорить
правильно, т. е. соблюдая
2) речевое мастерство (как говорить хорошо, эффективно: содержательно, точно, логично, выразительно, разнообразно, ясно),
3) соблюдение этикета — норм речевого поведения, принятых и предписываемых обществом, в различных ситуациях общения.
Языковой вкус нашего современника во многом формируется под влиянием СМИ, общения в интернете, в результате — речь многих молодых людей примитивна, однообразна, небрежна, груба. Возникает необходимость говорить об экологии языка как составной части «экологии культуры», «нравственной экологии», о чём писал Д. С. Лихачёв, отмечая, что «экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы».
Отрадно, что в современном обществе возрастает значимость уровня общей культуры специалиста, его речевой культуры, в частности. Владение нормами литературного языка, умение продуктивно общаться, убеждать с помощью языковых средств становится для человека одним из основных условий профессионального успеха и психологического комфорта. Неумение организовывать эффективное речевое общение, незнание норм русского литературного языка расценивается как признак недостаточной речевой и общей культуры человека.
В связи с существенными
Типология внутринациональных
речевых культур представлена в работах О. Б. Сиротининой и В. Е. Гольдина [Гольдин В. Е.
Сиротинина О. Б. Внутринациональные речевые
культуры и их взаимодействие // Вопросы стилистики. — Саратов,
Информация о работе Речь, речевая деятельность. Культура речи