Риторика - это классическая наука и учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:20, реферат

Краткое описание

Важность изучения риторики становиться в наши дни все более очевидной. Старинная наука возрождается, растет всеобщий интерес к ней, все хотят знать, как научиться ораторскому мастерству, умению говорить публично. По-другому, кажется сейчас, и быть не могло: все эпохи социальных обновлений всегда влекут за собой преобразования в теории риторики, поскольку новая общественно речевая практика требует обобщения, научных размышлений и ждет рекомендаций от ученых.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Риторика в древней Руси ………………………………………………..
Риторики Петровского времени………………………………………….
Риторики XIII в………………………………………………………..
Риторики первой половины XIX века. ………………………………….
Заключение……………………………………………………………………18
Список литературы………………………………………………………..….19

Вложенные файлы: 1 файл

риторика др.docx

— 39.64 Кб (Скачать файл)

1710г. Козма написал  собственную «Риторику», в предисловии  которой сообщил, что он «монаходиакон  Афоноиверский» в Чудовом монастыре.  «Риторика» Козмы вполне самостоятельна  и поражает широким знанием  российской истории и культуры, вдохновенным восхвалением в  примерах великих князей, царей, русских святых, воинов, описанием реалий русской жизни.

В настоящее время известны 19 списков «Риторики» Козмы 1710 г. В  отдельных списках сочинения  названа «Книга всекрасного златословия».

В конце XVII – начале XVIII в. на севере Руси было основано Выговское  старообрядческое общежительство. Его  организаторы занимались перепиской и  внимательным изучением священных  книг, с глубоким почтением относились к «внешним мудростям». В целях  прохождения наук основатели Выговской  общины Андрей и Семен Денисовы объезжали  монастыри, скупали книги, насыщались мудростью в беседах с учеными  людьми. Известно, что Семен Денисов  был в Киеве, где наверняка  познакомился с киевскими риторами, а в Новгороде был на долгое время взят под стражу – там  же он вел ученые диспуты. Старообрядцы не только собирали и переписывали существующие учебники риторики, но и  составляли риторически свод. Старообрядческие рукописи, дошедшие до нас в большом  количестве, показывают высокую культуру письма; буквенные заставки, орнамент и миниатюры поражают изысканной красотой.

Самостоятельным старообрядческим сочинением является «Риторика в 5 беседах». Хотя в некоторых поздних списках  оно названо «Риторикой Феофана  Прокоповича», Очевидно, что это  труд самих старообрядцев, а именно краткая гомилетика, не повторяющая  обширной латинской «Риторики» Ф, Прокоповича.

Старообрядцы Выговской  литературной школы, овладевая риторикой, писали «слова» по канонам тогдашнего риторического искусства. Сохранившиеся  сборники таких речей и проповедей показывают, что тематика их была как  религиозно-догматической, так и  нравственно-этической. В начале слова  указывалось название, затем объявлялась  «тема» как основная мысль, к которой  привязывалось все содержание речи. Например: « О любомудрии. Ем же фема: Имущему бо везде дано будет и  преизбудет».

 

 

 

 

3.Риторики XIII в.

М. В. Ломоносов. Руководства  по риторике

Кто хочет иметь дело с  людьми, тот необходимо должен мыслить  хорошо, но говорить еще лучше.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) написал два риторических руководства: «Краткое руководство  к риторике» (1744-1747) и «Краткое руководство  к красноречию» (1747). Летом 1743 г. Ломоносов  был заключен на полгода под стражу вследствие прений с иностранными коллегами  в Академии, где, должно быть, и был  написан первый учебник риторике. В ответ на отсылку Ломоносовым  рукописи великому князю Петру Академии предложено было дать рецензию на книгу  Ломоносова: академики, по рецензии Миллера, пришли к единодушному мнению о предложении  Ломоносову составить руководство  по «Риторике», более соответствующее  нашему веку и притом на латинском  языке, приложив русский перевод».

Первая попытка Ломоносова составить риторическое руководство  интересна тем, что окончательный  замысел создать три книги  о «красноречии» у него еще  не созрел, поэтому в руководство  включены главы о разных жанрах публичной  речи и письмах, и часть 4-ая «произношение»; эти главы и часть будут  отсутствовать в «Кратком руководстве  к красноречию» (1747 г.).

«Краткое руководство  к красноречию» 1747 г. на первых порах  ждала также не простая судьба: 5 декабря 1747 г. в здании типографии случился пожар, вовремя которого сшитые листы «Риторики» были сброшены на землю из окна из кровли, причем, «многие  листы разлетелись, иные замараны, затоптаны  и подраны». Часть тиража пришлось набрать заново и печатать в последующие 5 месяцев 1748 г. Вопрос о переиздании  ставился через 2 года.

Значение руководства  Ломоносова состоит в то, что в  нем была отобрана и окончательна, закреплена терминология риторики, начиная  с самого термина красноречия. Однако ломоносов осуществил лишь часть  своего замысла, написав только книгу  первую «Риторику, содержащую правила  обоего красноречия: оратории и поэзии».

Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1769) родился в Астрахани в  семье священника. В1723 г. бежал в  Москву, где поступил в Славяно-греко-латинскую  академию. Через два года пускается  в смелое путешествие за границу, оканчивает в Париже Сорбонский университет. В 1732 г. Тредиаковский вернулся в  Петербург, с 1732 г. служил переводчиком в Академии наук. К 1730 г. относится его перевод романа Поля Тальмана «Езда в остров Любви». Здесь же Тредиаковский приложил собрание стихов и переводов с французского. Книга имела шумный успех.

В начале 30-х годов Тредиаковский  становится знаменит не только как  автор популярных стихов, но и как  теоретик – в 1735 г. он написал «Рассуждение об оде вообще» и «Новый краткий  способ к сложению российских стихов». Необыкновенный труженик Тредиа4овский создал множество переводов(«Аргенида» Барклая, «Прохождение Телемака» Фенолона, изложенные гекзаметром, многотомные  исторические сочинения Роллена).

«Слово о витийстве», произнесенное  в Императорской Академии наук в 1745 г., показывает, какой была прозаическая программа Тредиаковского. Красноречие, витийство, элоквенция – «царствующая»  наука, ибо все другие науки и  художества «токмо через элоквенцию говорят». Традиционны для русской  филологической традиции мысли Тредиаковского о «премудрости» истинного красноречия, значении витийства для счастия  гражданских обществ; понятая как  широкое использование языка  «вся вообще филология… есть токмо  что элоквенция».

Александр Петрович Сумароков (1717-1777) известен более всего как  поэт и драматург. Трудно назвать  жанр, в которой бы Сумароков не трудился: он писал трагедии, драмы, оды (торжественные, любовные, анакреонтические), песни, басни, элегии, эклоги. Сумароков  первым внес в русскую поэзию разговорную  легкость стиха, он – основоположник русского романа, но и Сумароков  же переложил в стихи всю «Пластырь», писал духовные оды о «Божием  величестве», «на суету мира», о  тщетных поисках истины, нравственных совершенствах и добродетелей.

Сумароков много печатался  в различных журналах, в частности, в собственном «Трудолюбивая  пчела», журналах московского университета, издававший под редакцией его  ученика и его последователя  М. М. Хераского. Впрочем, судьба Сумарокого была сложна: он был директором созданного в 1756 г. театра, где ставились его  пьесы, но в 1761 г. был отстранен от театра и целиком придался литературе.

После смерти Сумарокого Н. И, Новиков издал в типографии Московского университета «полное  собрание» его сочинений до сих  пор являющееся единственным.

Амвросий Серебрянников(1745–1792) архиепископ Екатеринославский  и Херсоника-Таврческого. Окончил  Вятскую семинарию, продолжая учиться  в Московской духовной академии. Начал преподавать в 1773 г. в Троицкой духовной семинарии риторику, историю и французский язык, а в 1775 г. назначен префектом и учителем философии. В 1778 г. переведен в Славяно-греко-латинскую академию на те же должности, а в 1782 г. назначен ректором Новгородской духовной семинарии и возведен в сан архимандрита Антониева монастыря; с 1783 г. – епископ Олонецкий, с 1786 г. – архиепископ Екатеринославский.

Преосвященный Амвросий был  известен как ученый и проповедник. Современники отмечали его необыкновенную любознательность, энергию и в  то же время кротость характера. Серебренников  участвовал в составлении словаря  Академии Российской, за что был  избран членом Российской Академии. Но наиболее известен как автор «Краткого  руководства к оратории российской», выдержавший два издания 1778 и 1791 гг. Это было наиболее серьезное  сочинение по риторике после трудов М. В. Ломоносова. Несмотря на безусловное  преклонение перед авторитетом  великого ученого и частные ссылки на него, Амвросий вполне самостоятелен  во многих разделах своего учебника. Прежде всего он классифицирует виды тем  в оратории, что имело практически  педагогический смысл, - этот раздел в  русских риториках развитие не получил. Вполне оригинален Амвросий и в разработке родов и жанров ораторских речей, из которых мы выбираем для публикации все жанры поздравительных речей.

Автор этого сочинения  не установлен, хотя начинается оно  «одобрением» профессора красноречия  и цензора А. Барсова. По-видимому, это самый краткий из имеющихся  учебников. Несмотря на традиционное содержание самой науки риторики, оно представляет интерес по основным определениям, своеобразным примером и способу  выражаться, который неизвестный  автор использовал, желая объяснить  риторику «юношеству». Очевидно, что  автор сознательно действует  по совету М. В. Ломоносова, «удовольствуя» свое сочинение «примерами». Ясные  определения и выразительные  примеры делают « Детскую риторику»  образцом учебной книги. Для публикации избраны6 определение риторики, «свойство  речи» (под ним автор понимает пять традиционных частей риторики), фигуры риторические (перечисление и несколько  «самонужнейших»).

Свойство речи

Оных находится 5 ,и суть следующее:

1)  изобретение,

2)  расположение,

3)  украшение,

4)  память,

5)   произношение.

Первое свойство состоит  в том, чтобы выдумать то, о чем  говорить надобно.

Второе – чтобы изобретенное искусно расположить.

Третие – чтобы изобразить чистым и красивым слогом.

Четвертое – выучить наизусть.

Пятое – сказать или  произнести с приятнотию.

Михаил Михайлович Сперанский(1772-1839) – знаменитый государственный деятель, реформатор российского законодательства. Сын поповича, он окончил Владимирскую духовную семинарию, при чем в  списке учащихся класса риторики за 1784 г. возле его фамилии помечено: «доброго успеха», за 1785 г. – «понятен». Добившегося блестящих успехов  выпускника семинарии 1788г. отправили  в Санкт-Петербургскую семинарию  для продолжения учебы. По окончании  Михайле Сперанскому была предложена должность учителя математики, а  три месяца спустя преподавании физики и красноречия. В1795 г. в дополнение к должности учителя философии  Сперанский назначен префектом семинарии.

Сперанский поступил в  гражданскую службу в 1797 г. и за четыре года сделал блестящую карьеру, став в 1801 г. действительным статским советником. «Действительно Сперанский был совершенно исключительным явлением в насей  высшей администрацией первой половины XIX в. Без особого преувеличения  он может быть назван организатором  бюрократии в России… Сперанский был своего рода Пушкиным для бюрократии; как великий поэт владел думами и  чувствами поколений, так точно  над развивавшимся бюрократизмом  долго парил образ Сперанского», - писал М. С. Середонин в очерке «Граф М. М. Сперанский».

Концепция словесности и  составляющих ее наук сложилось у  Никольского(1755-1834), видимо в начале 90-х годов XVIII столетия, когда им были написаны «Логика и риторика» (1790г.; впоследствии 5 изданий) и «Основание российской словесности» (1792г.; впоследствии 7изданий до 1830 г.). В предуведомлении  к изданию 1807 г. А.С. Никольский пишет, что в риторике он многое заимствовал  из изданной им в1790 г. «Краткой риторики» и перепечатанной без его согласи в Москве под заглавием «Краткая логика и риторика для учащихся в Российских духовных училищах». Окончивший духовную семинарию и служивши в бегколлегии, а затем в адмиралтейском департаменте, А.С. Никольский, тем не менее, был одним из наиболее влиятельных филологов своего времени.

А.С. Никольскому принадлежат  несколько значительных переводов  в частности 1834 г. были изданы «Двенадцать  книг риторических наставлений» Марка  Фабиа Квинтиллиана, ссылки на которого имеются в любом учебнике риторики.

«Основания российской словесности» представляют собой классический вид  учебного руководства по простоте и  ясности материалов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Риторики первой половины XIX века.

Слово составляет важнейшее  орудие, посредством которого человек  содействует счастию ближнего.

Слово есть воплощенная мысль: посему объясняя, украшая выражения, придаем чрез то самое и мыслям ясность, красоту и совершенство. Следовательно, наука словесности  непосредственно содействует образованию  всех душевных способностей, особливо ума, воображения и чувствования.

Алексей Федорович Мерзляков (1778-1830) профессор Московского университета, занимавший кафедру русского красноречия  и поэзии с 1804 по 1830 гг., литературный критик, поэт. Его «Краткая риторика»  выдержала 4 стереотипных издания с 1809 по 1828 г. Влиятельность Риторики Мерзлякова обусловлена его мастерской стилистикой, образностью и выразительностью языка. В основу своей теории Мерзляков  положил учение о слоге или  стиле, отказавшись от изобретения  и полога найти в стилистических характеристиках речи общие правила  для всех родов сочинений. Его  частнориторические описания наиболее интересны точным нахождением содержательно-стилистических качеств каждого рода и вида словесности. Именно Мерзляков первым представил роды и виды словесности в таком  разнообразии:

1.письма;

2.диалоги;

3.учебные сочинения;

4.история (характеры, биография,  романы, подлинная история);

Информация о работе Риторика - это классическая наука и учебная дисциплина