Риторический канон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 15:48, статья

Краткое описание

Риторический канон - это система специальных знаков и правил, которые берут свое начало еще в древней риторике. Следуя этим правилам, можно найти ответы на следующие вопросы: что сказать? в какой последовательности? как (какими словами)?
Иначе говоря, риторический канон прослеживает путь от мысли к слову, описывая три этапа: изобретение содержания, расположение изобретенного в нужном порядке и словесное выражение.

Вложенные файлы: 1 файл

Риторический канон.docx

— 20.19 Кб (Скачать файл)

Риторический канон

 

Риторический канон - это система специальных знаков и правил, которые берут свое начало еще в древней риторике. Следуя этим правилам, можно найти ответы на следующие вопросы: что сказать? в какой последовательности? как (какими словами)?

 

Иначе говоря, риторический канон прослеживает путь от мысли  к слову, описывая три этапа: изобретение  содержания, расположение изобретенного  в нужном порядке и словесное  выражение.

 

Ядром современной общей риторики является тот путь от мысли к слову, который в классической риторике описывается как совокупность ряда этапов (или как канон риторики - совокупность правил, приёмов; то, что твердо установлено; стало традиционным, общепринятым; нечто, служащее нормативным образцом

 

Риторический канон включает в  себя .5 этапов:

 

I этап – инве́нция (лат. – invention – изобретение) – изобретение содержание речи. На этом этапе говорящий создаёт общий план будущей речи, обдумывает предмет, о котором собирается говорить, вычленяет самое важное в теме, осуществляет подбор и систематизацию материалов, выбирает способы доказательств.

 

II этап – диспози́ция (лат. dispositio – расположение) – расположение изобретённого в надлежащем порядке. На этом этапе говорящий думает о порядке расположения мыслей в речи, составляет план, размышляет о том, как начать и закончить речь.

 

III  этап – элоку́ция (лат. elocutio – словесное выражение) – речевое оформление текста. Этап, на котором оратор выражает собственные мысли в конкретных словах и предложениях, заботится не только о правильности, ясности, уместности использования языковых единиц, но и украшает речь, используя фигуры и тропы.

 

IV этап – мемо́рио (лат. memorio – запоминание) – запоминание речи и подготовка к её произнесению. На этом этапе оратор готовит текст к произнесению, подбирает вспомогательные приёмы, запоминает текст и репетирует.

 

V этап – а́кцио (лат. actio – произнесение) – произнесение речи. На последнем этапе оратор вступает в контакт со слушателями, применяет все подготовленные приёмы, разыгрывает речь, используя мимику, жесты, телодвижения, устанавливает и поддерживает контакт со слушателями.

 

Инвенция - направленность сознания, мышления на какой-либо предмет; в основе такой направленности лежит желание, замысел.

 

Инвенция – коммуникативное намерение – может появиться в виде замысла строить высказывание в том или ином стиле речи, в монологической или диалогической форме.       Интенция так же может означать бессознательное намерение, буквально: "то, что ведет меня изнутри туда, куда я хочу".

    Термин инвенция ввели в современную лингвистику последователи Дж.Остина, одного из создателей теории речевых актов. Задачей нового понятия было достижение более высокой точности в описании коммуникативного намерения.

Инвенция выявляется в контексте самой ситуации. Она часто может быть определена по речевой реакции собеседника. В существующих определениях инвенции акцентируются ее различные аспекты. По определению логики Г.П.Грайса, инвенция представляет собой намерение говорящего сообщить нечто, передать в высказывании определенное субъективное значение. Если инвенция как акт направленности сознания не предназначена говорящим для речевого выражения, то она не является коммуникативной интенцией. Из этого не следует, что выраженная коммуникативная инвенция обязательно должна совпадать с действительной инвенцией говорящего, или что говорящий всегда стремится к тому, чтобы слушающий распознал его действительную инвенцию.

 

Виды инвенции:

  • утвердительная - выражение утверждения, которые имеют целью описать или назвать некоторое действие, событие или состояние в реальном мире, с целью предоставить слушающему определять правдивость утверждения
  • повелительная - использование в целях поручения слушающему предпринять ход действия, представленного утверждением, где утверждение описывает умственное желание, вожделение или намерение со стороны говорящего
  • обещательная - утверждение. Является желанием или командой, направленной на самого себя, как в обещании, клятве, обете, присяге, договоре или поручительстве.
  • выразительная - используется для различных типов специализированных высказываний, где истинность утверждения является обязательством принятия или непринятия адресатом информации.. Такие высказывания включают приветствия, предложения, поздравления, соболезнования или извинения.
  • объявительная - использование высказываний, чей целью является самим осуществить изменение в реальном мире, опирающемуся на соглашение, культурные правила, закон, субъективный авторитет,  личный авторитет,  власть ситуации. Такие высказывания включают заявления, объявления, провозглашения и различные «перформативные» выражения.
  • вопросительная -       используется для высказываний, соответствующим вопросам. Все запросы и вопросы трактуются как типы директив, в которых говорящий указывает адресату обосновать истину утверждения, или предоставить отсутствующую информацию
  • предупредительная - используется для предостережений и предупреждений в речи. Надо уметь оценивать степень вероятности потенциальной возможности в речи, следить внимательно за высказыванием адресата и с помощью предупредительной интенции   стремиться к результату в речи.

 

Диспозиция - второй этап модели речи, в котором разрабатываются вопросы оформления найденного материала, организации его, развертывания в тексте. Сущность данного этапа можно свести к ответу на вопрос: где сказать? или как расположить материал?

 

Расположение зависит  от общего требования к связному тексту.

  1. Состоит из введения, средней части и заключения;

  2. От типа текста: в описании, рассуждении, повествовании  используется свой набор микротекстов, способных стать введением, средней  частью и заключением.

3. Расположение материала  зависит от того жанра, в  котором создается текст.

 

Высокие требования предъявляются к началу речи-вступлению. Вступление не должно быть продолжительным, тем более превышающим среднюю часть.

   Средняя часть композиционного  построения, в которой и содержится основной материал для раскрытия темы, называется повествованием или наррацией. Повествование должно затрагивать только основные факты, имеющие непосредственное отношение к теме, факты должны быть правдоподобными.

 

Последняя часть- заключение, в котором нужно подвести итог тому, на основании чего дело доказано, т.е. в заключении должно содержаться резюме по поводу всего того, что было сказано в предыдущих частях. Отсутствие заключения в высказывании делает его незаконченным, открытым.

Элокуция - этап непосредственного словесного оформления найденного материала. На этом этапе человек производит окончательный отбор целесообразных языковых средств, грамматических конструкций, украшает высказывание тропами и фигурами.

 

Существуют следующие фигуры речи:

-фигуры выделения;

-фигуры, образуемые соединением  и перестановкой слов;

-фигуры речемыслительные;

-фигуры, выражающие эмоции

 

Меморио - запоминание речи и подготовка к её произнесению. На этом этапе оратор готовит текст к произнесению. Основное содержание меморию и заключается в использовании мнемонических приемов (приемов запоминания). 

 

Виды памяти:

  • зрительная память;
  • слуховая память;  
  • моторная или двигательная память;  
  • логическая память;  
  • ассоциативная;

 

Типы памяти:

    • Непроизвольная память – определена способностью запоминания человеком чего-либо непроизвольно, т.е. процесс запоминания идет сам по себе, и человек не ставит себе цель запомнить что-то.
    • Произвольная память соответствует задаче человека специально запомнить что-то.

Память  бывает кратковременной и долговременной.

 

Мнемонические приемы (приемы запоминания):

  • Необходима внутренняя установка на запоминание текста.
  • Вычленение в массе запоминаемого материала наиболее интересного.
  • Качество запоминания зависит от эмоционального отношения к материалу.
  • Качество запоминания улучшается, если текст сформировался через деятельность или в объяснении.
  • Продуктивным приемом запоминания текста является репетиция его произнесения.

 

Акцио - произнесение речи. На последнем этапе оратор вступает в контакт со слушателями, применяет все подготовленные приёмы, разыгрывает речь, используя мимику, жесты, телодвижения, устанавливает и поддерживает контакт со слушателями.

 

Составные части техники речи:

  • звучность,
  • темп речи
  • диапазон
  • интонационная выразительность,
  • тембр,
  • развитие диапазона голоса,
  • паузы

 


Информация о работе Риторический канон