Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 20:47, контрольная работа
Происхождение
1. Происхождение русского языка. Значение русского языка в современном мире 4
2. Фонетические нормы в культуре речевого общения 5
3. Дикция и выразительное чтение в культуре речевого общения 7
4. Грамматические нормы в культуре речевого общения 9
5. Особенности устной и письменной формы речи в современном русском языке 10
6. Фунционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение) в речевой коммуникации 11
7. Вербальные и невербальные средства общения 11
8. Логика, этика, эстетика речи в речевой коммуникации 12
9. Подготовка речи: выбор темы, цель, содержание и структура речи 15
10. Выступление как разновидность ораторской речи 16
11. Способы словесного оформления публичного выступления 16
12. Научный и официально-деловой стили: характеристики, особенности использования в профессиональной деятельности 17
13. Служебная документация: реквизиты и основные виды управленческих документов 19
14. Работа с документами для внешнего пользования: простые деловые письма и контрактные документы 21
15. Культура делового письма 22
16. Аннотирование и реферирование в письменной речи современного русского языка 22
17. Спор. Логические и психологические аспекты полемики 23
18. Культура ведения диалога и монолога 25
19. Публицистический и художественный стили: характеристики и возможность использования в процессе профессиональной деятельности 26
20. Разговорно-обиходный стиль в процессе речевой коммуникации 27
21. Деловое совещание. Особенности служебного делового общения 28
22. Деловая беседа. Структурная организация беседы 29
23. Особенности телефонной коммуникации 30
24. Особенности речевой коммуникации в деловых переговорах 31
25. Технические средства информации в коммуникации (телефакс, факс-модем, электронная почта и т.д.) 31
26. Особенности речи перед микрофоном и телевизионной камерой 32
27. Литературное произношение: стили, правила произношения гласных и согласных звуков, литературные ударения 33
Правильное литературное произношение | Выразительное чтение | Фразовое логическое ударение |
Интонация |
Дикция |
Эмоциональный настрой |
Звучность голоса (полетность) | Темп речи | Высота голоса | Тембр | Артикуляция | |||
Психологическая причина | Физическая причина | Длительность звучания | Смысловые паузы |
Высокий тон | Психологическое состояние | Органы произношения | Органы произношения
Активные Пассивные
Губы зубы язык десна |
Низкий тон | |||||||
Монотонность |
Звучность голоса - связана с выразительностью, фразовым логическим ударением, что достигается путем напряжения в голосе.
Причины звучности голоса
Психологическая причина | Физическая причина |
Отсутствие уверенности в себе и эмоционального подъема. | Дыхание должно быть глубоким, частым и контролируемым; делать вдохи только при знаках препинания или по окончании фразы. |
Темп речи - скорость речи
Темп
Длительность звучания | Пауза |
Любое слово можно при произнесении растягивать и сжимать. Все зависит 0т того, какое значение придает ему говорящий, а также от чувств, которые вкладываются говорящим в это слово | Облегчает дыхание, дает время сообразить о чем вести разговор дальше, позволяет слушателям "переварить" какую-либо мысль, высказанную до этого. |
Высокий тон |
Низкий тон |
Монотонность |
возникает при возбуждении, нервозности, в запале спора, реже - застенчивости или нехватки дыхания. | объясняется обычно отсутствием у говорящего воодушевления, увлеченности предметом речи, а то и робостью, застенчивостью. | речь на одной и той же высоте |
В грамматике выделяют две подсистемы: морфологию и синтаксис. Морфология - это систематизированная совокупность форм слов (парадигм склонения, спряжения), и правил их употребления а также это раздел грамматики, который изучает эти формы, правила.
Часто речевые ошибки связаны с нарушением грамматических норм: морфологические требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи, синтаксические предписывают нормативное построение словосочетаний и предложений. Ряд сложных случаев:
1. Обозначения лиц по профессии, должности, ученому или воинскому званию сохраняют форму мужского рода и в том случае, если относятся к женщине. Например: доцент Иванова, заведующий кафедрой Вербицкая и т.д.
2. При выборе вариантного окончания имен существительных именительного падежа множественного числа следует знать, что окончание ы (и) - книжное: бухгалтеры, лекторы, инспекторы, но профессора
3. Предпочтительными являются следующие формы имен существительных родительного падежа множественного числа: грузин, партизан, валенок, погон,
4. Предлоги "благодаря", "вопреки", "согласно" требуют после себя имени сущ-го или местоимения в дательном падеже. Н-р, вопреки указаниям
5. Если подлежащее имеет в составе существительное с количественным значением (большинство, ряд, часть), то сказуемое может стоять в единственном и во множественном числе. Последняя форма предпочтительнее, если главные члены предложения оторваны друг от друга, если подчеркивается активность и раздельность действия каждого лица. Например: Большинство сотрудников отдела заявили, что они не согласны с позицией администрации.
6. Если в роли подлежащего выступает количественно - именное сочетание, то форма единственного числа сказуемого указывает на совместное действие, а форма множественного числа - на раздельное совершение действия. Например: Пять менеджеров отправилось в поездку (группой).
Основа письменной и устной речи: литературная речь - это речь, рассчитанная на сознательный подход к системе средств общения, при котором осуществляется ориентация на определенные нормированные образцы.
Устная речь - это звучащая речь, функционирующая в сфере непосредственного общения, а в более широком понимании - это любая звучащая речь. Устная речь
Подготовленная Не подготовленная
Характеризуется продуманностью | Характеризуется спонтанностью |
Разновидности устной речи
Устная научная речь | Устная публицис-тическая речь | Виды устной речи в сфере официально-делового общения | Художественная речь | Разговорная речь (оказывает влияние на все разновидности устной речи |
Основная функция письменной речи - фиксация устной речи, имеющая цель сохранить ее в пространстве и времени.
| Устная речь | Письменная речь |
Материальная форма | Звуковые волны | Буквы |
Восприятие речи | По слуховому и зрительному каналам | По зрительному каналу |
Свойства речи: | Необратимость, поступательный и линейный характер развертывания во времени | Длительное хранение информации, развертывается в статистическом пространстве |
Свойственны: | Неплавность, фрагментарность деления предложения на несколько единиц | Сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты и т.д. |
Письменная форма является основной формой существования речи в научном, публицистическом, официально-деловом и художественном стилях.
Описание - это словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков. Данный тип речи служит для воссоздания мира предметов и установления связей между ними. Описание = признак' + признак2 + признак*-...
Цель описания - создать в представлении читателя целостную картину, зафиксировать характерные признаки предмета или лица.
Типы описания: бытовое, портретное, интерьерное, пейзажное, научно-техническое, описание положения дел.
Глаголы в описании используются обычно в форме несовершенного вида настоящего и прошедшего времени.
Повествование представляет собой рассказ о событиях и служит для передачи последовательности различных событий, явлений, действий; оно раскрывает связанные между собой явления, действия, происходившие в виде некой цепочки событий в прошлом.
Повествование = событие' + событие2 + событие3...
Последовательность действий, событий передается с помощью глаголов совершенного вида, которые, обозначая последовательно сменяющие друг друга события, показывают развертывание повествования. В повествовании соблюдается определенный порядок слов в предложении (повествовательный), когда сказуемое стоит после подлежащего и служит цели изображения последовательности действий.
Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение и подтверждение мысли. Цель рассуждения: углубление наших знаний об окружающем мире. Рассуждение = вопрос (тезис) - суждение1 - суждение - суждение'...
Рассуждение должно содержать: посылку (точно сформулированную основную мысль), основную часть (умозаключения, которые отражают ход мыслей, приводящий к новому суждению) и вывод (который должен соотноситься с посылкой и логически вытекать из всего хода рассуждения).
Вербальное
| Невербальное | |||
В качестве знаковой системы используется речь |
Используются различные неречевые знаковые системы | |||
Кинесика |
Паралингвистика |
Проксемика
|
Визуальное общение | |
Жесты мимика, паномимика
|
Экстралинг-вистическая система (включение в речь пауз, напр. плача, смеха, и, наконец, сам темп речи |
Система вокализации (качество голоса, его диапазон, тональность) |
Специальная область, занимающаяся пространственной и временной организации общения. Основатель Э. Холл |
"Контакт глаз" |