Секреты публично выступления лидера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 08:12, лекция

Краткое описание

Одним из качеств лидера является способность доносить информацию группам людей и вдохновлять их на действие. Выступление с речью или проведение собрания сотрудников – это мощные средства донесения информации, позволяющие убеждать людей и формировать мнения.
Предлагаем вашему вниманию несколько правил успешного публичного выступления. Они помогут сделать вашу речь интересной и привлекательной.

Вложенные файлы: 1 файл

Тух ЛЕКЦИЯ Секреты публичного выступления.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

Во время публичного выступления не застывайте, будто памятник, и не отбрасывайте голову назад, так как этим вы отталкиваете аудиторию и задерживаете поток психологической энергии, который должен динамично влиять на присутствующих. Обязательно двигайтесь. Нужно показать себя живым, энергичным, динамичным. Ваши движения должны быть короткими, точными и убедительными. Когда вы хотите что-то подчеркнуть, подайтесь телом навстречу аудитории или воспользуйтесь жестом приближения вашего тела к присутствующим. Если есть возможность приблизиться к аудитории, то сделайте это тогда, когда вы хотите сообщить ей что-то важное донести и убедить присутствующих в вашей правоте.

Постоянно удерживайте зрительный контакт с аудиторией. Опытный оратор всегда следит за вниманием слушателей, переводя взгляд из передних рядов на задние. Если вы пользуетесь своими записями, то делайте это очень аккуратно: быстрым и коротким взглядом вниз посмотрите текст и снова поднимите глаза, переведя все внимание обратно на аудиторию.

Учитывайте культурные, национальные, религиозные и прочие особенности аудитории. Например, у китайцев и японцев ваш открытый взгляд в глаза может вызвать отрицательные чувства, так как в восточных культурах это не принято. У кавказских народов прямой твердый взгляд в глаза мужчине воспринимается как вызов на поединок и т.д. Также с большой осторожностью нужно использовать шутки на национальную или религиозную тематику.

У вас не должно быть замороженного, неподвижного выражения лица. В противном случае вы вызовете равнодушие и скуку у публики. Основа вашей привлекательности как оратора – это легкая приятная улыбка. Попробуйте переход к каждой ключевой теме сопровождать особым изменением на лице: немного поднимите брови или поведите глазами, используйте медленные повороты головы. Если сидите – включайте в дело руки: что-то переведите или измените немного их позицию. Во время сидения все время подчеркивайте свободу вашей позы.

Неоднократное повторение простых выразительных фраз, ярких словосочетаний способствует успеху публичного выступления. Однако старайтесь избегать неуместного и несвоевременного их употребления. Нельзя допускать, чтобы содержание фраз было далеко от мыслей, которые нужно донести до аудитории.

Не демонстрируйте превосходства или легкомысленности при общении с аудиторией. Очень серьезно подходите к формулированию ответов на поставленные вопросы – ответы дают возможность еще раз подчеркнуть основные положения вашей речи. Избегайте раздражения, враждебности или сарказма, даже если вопросы неприятны для вас. Куда лучше – спокойствие, доброжелательность и легкий юмор.

Воспринимайте философски любые неожиданности и неловкости – поломку микрофона, падение на пол стакана с водой, внезапную паузу и т.п. Нельзя выдавать своей растерянности и проявлять негативное отношение к отрицательным моментам, которые возникли случайно или же оказались «домашними заготовками» ваших недоброжелателей. Лучше всего реагировать на это с юмором, обыграть в выгодном для себя ключе. Оратор должен контролировать ситуацию, показывать, что все это не препятствует ему, а неприятности не выбивают его из колеи.

Если речь перерывается аплодисментами, необходимо дождаться их окончания и только потом продолжать – чтобы начало вашей следующей фразы было всеми услышано. Также помните о том, что аплодисменты аплодисментам рознь, речь должна закончиться до того, как утомленные и раздраженные слушатели начнут «захлопывать» выступающего.

Завершая речь необходимо посмотреть в глаза слушателям и сказать что-нибудь приятное, продемонстрировав свое удовлетворение от общения с аудиторией. Такой позитивный информационный импульс в финале останется в памяти людей, в их восприятии вашего публичного выступления.

Публичное выступление по технологии «message house». Публичное выступление можно и нужно готовить. Считается, что впервые технология подготовки содержания публичных выступлений под условным названием «message house» что переводится как «домик», была разработана в середине XX века компанией Burson Marsteller для спикеров крупных корпораций. Но в источниках, описывающих традиционную русскую риторику, встречаются текстовые схемы, структурно и функционально похожие на «message house». Причем, возраст таких схем переваливает за несколько сотен лет. В некоторых источниках приводятся описания подготовки проповедников старообрядческой традиции, перевод которых датирован 1702 г. Установить же истинный возраст первоисточника, по-видимому, не представляется возможным. Публичное выступление всегда было одним из ключевых элементов лидерства, управления, власти, общественной жизни.

Название этой технологии, по которой можно готовить публичное выступление происходит от её распространённого графического представления. Схема содержит три базовых блока: «основания», «аргументы» и «послание», которые напоминают элементы «дома»: подвал, этаж и крышу. В настоящее время технология подготовки к публичному выступлению «message house» применяется в качестве поточной технологии в ведущих американских и европейских тренинговых центрах.

В России этой технологией пользуются многие, как первые лица компаний и государственных учреждений, для которых публичное выступление это часть повседневной работы, так и отправляемые на соответствующие курсы сотрудники корпораций, которые только учатся этому.

Технология построена на структурировании информации при подготовке публичного выступления: вся информация, необходимая для выступления укладывается на один лист бумаги, она особым образом расположена, что облегчает доступ к ней, когда требуется «освежить» в памяти содержание.

Технология «message house» имеет свои плюсы и минусы:

(+) компактность, графичность, чёткость структуры, универсальность содержания (подходит для любой темы публичного выступления), возможность самостоятельного использования; наименьший коэффициент искажения информации в процессе восприятия публичного выступления;

(-) в процессе обучения  иногда наблюдается психологический барьер некоторых людей к работе в модельных ситуациях, технология не рассчитана на переговорные и протяженные во времени коммуникационные процессы, не имеет запасных вариантов при изменении темы публичного выступления.

Другими словами, готовить публичное выступление, используя технологию «message house» эффективно в случае относительно коротких (5-15 минут), информативных выступлениях: перед прессой с сообщением о новостях бизнеса, принятых политических решениях, организационных изменениях, коротких презентациях программ, сообщениях о назначениях и т.п. Также, в любом публичном действии, одной из целей которого является информирование аудитории о каком-либо факте.

Интересен тот факт, что помимо графического представления, название технологии имеет и другие корни. Дело в том, что английское «house» имеет много (по данным разных словарей от 7 до 16) переводов на русский язык, и два из них носят следующие значения:

house – театр; публика, зрители;

appreciative house – отзывчивая  публика, аудитория;

to bring down the (whole) house - вызвать гром аплодисментов;

full house – аншлаг; представление; сеанс;

the first house starts at five o'clock - первый  сеанс начинается в пять часов.

Таким образом, английское «message house» возможно трактовать и как «дом сообщения», и как «сообщение публике» или «публичное сообщение».

 

Рис. 1

 

На рисунке (рис. 1) показано наиболее общее представление элементов технологии подготовки публичных выступлений «message house». Три элемента присутствуют в любой версии схемы: это послание, аргументы и основания.

Остановимся на каждом из них подробнее.

Послание (Message). Специалисты по коммуникациям называют «посланием» главную мысль информационного сигнала, который проходит путь от говорящего к слушающему. Говоря простым языком, послание - это та короткая содержательная часть, которая остается в наших собеседниках после того, как процесс общения закончен. Здесь очень важно слово «содержательная часть»: часто (практически всегда) ситуативные эмоции и впечатления, симпатии или неприязнь, которые испытывает аудитория по отношению к выступающему, гораздо более сильны, чем собственно, информация, которую он хотел донести. Не всегда целью публичного выступления является информирование.

Отличительной особенностью послания является его краткость и понимание с точки зрения слушателя. В советские времена, выступая в сельском клубе в рамках ликбеза о личной гигиене, профессор столичного института говорил в течение полутора часов. На следующий день одна из жительниц деревни, которая не была накануне на лекции, спросила у своей соседки: ну что там было? Соседка ответила: «Из города профессор приезжал. Симпатичный такой, умный. В галстуке». «А о чем говорил-то?» «Сказал, что сырую воду пить вредно». А лектор говорил полтора часа. Всё содержание его публичного выступления для этой женщины свернулось в одну короткую фразу: сырую воду пить вредно. Это и есть послание. То, что запомнится нашим слушателям и зрителям. То, что они будут способны своими словами передать другим людям. А то, что он молодой, умный, симпатичный, в галстуке – это впечатление. В этом примере невозможно определить, удачное это было публичное выступление с точки зрения выступающего или нет. Если он хотел донести до аудитории необходимость внимательно относиться к тому, какую воду они пьют, то публичное выступление было удачным. Если у него была иная задача, то профессор с ней не справился.

Публичное выступление необходимо проектировать, готовить. И определение его целей, поиск и формулирование послания – важнейший шаг на этом пути. Понимание того, что смысл наших выступлений всегда подвергается искажениям, слышится и запоминается людьми по-разному, заставляет уделять особое внимание процессу общения. Причем, в любой его форме: выступлению на конференции, по телевидению или разговору «с глазу на глаз».

Послание может существовать, даже когда мы не задумываемся над этим. То, как поймут наши мысли и сформулируют слушатели, станет посланием. Нужно обратить на это внимание, сформулировать его и постараться донести. То есть, управлять им. В противном случае оно будет неуправляемо нами.

Чаще всего, в одном коротком (10-15 мин.) выступлении удаётся донести только одно послание. Два – очень трудно. Три – почти невозможно. Иллюзия того, что это получилось, пропадает, когда по прошествии некоторого времени мы поинтересуемся у слушателя, о чем говорил выступающий. Какие в его речи были главные мысли. Часто назовется только одна мысль, и задача оратора сделать так, чтобы она была именно той, которую он задумал.

Более подробно о феномене «послания» можно узнать из трудов специалистов по коммуникациям, таких, как Герберт Маршалл Маклюен. В своем труде «Understanding Media» («Познавание медия») он впервые выделил и определил понятие «послания», указав при этом, что «media is the message». Образно перевести на русский язык можно как «посланник – и есть послание».

Аргументы. Аргументы, они же доводы – это то, на чем «держится» послание. Они отвечают на вопрос «почему». Почему ваше послание верно? Почему вы считаете это важным? Почему вы это утверждаете?

Если продолжать использовать пример с водой, то аргументы в нашем коротком публичном выступлении должны отвечать на вопрос «почему вредно пить сырую воду?». Аргументами в этом случае могут быть такие: «Потому, что это опасно. Микробы, знаете ли, не дремлют». Или: «Потому, что по данным статистики…» и дальше следует солидная цифра, показывающая опасность. «Потому, что чай вкуснее и полезней». «Вода в вашем районе слишком жёсткая». «Потому, что в городе все воду кипятят!» И так далее. С каким бы сообщением не выступал бы говорящий, его главная мысль должна быть обоснована. Аргументы «держат» послание на себе, подобно тому, как колонны удерживают крышу.

На схеме (рис. 1) не случайно количество аргументов сведено к трем. Опытным путем установлено, что это именно то число, которое, в большинстве случаев, достаточно для прочного обоснования вашей мысли в глазах аудитории.

Аргументы могут (и должны) содержать метафору, образ. Историю из жизни или цифру. Важно отметить, что в коротком выступлении не следует употреблять много цифр. Они не запомнятся. А одна цифра, на фоне отсутствия других, запомнится всегда. Например: в обсуждении фигуры кандидата на пост Президента России, между ним и действующим Президентом несколько раз звучала только одна цифра – количество лет, которое они работают вместе. И эта цифра надежно запомнилась, именно по причине того, что она одна. Это, конечно, не касается специальных случаев, где докладчик, например, дает отчет о финансировании транснациональной корпорации, состоящей из десятков отделов и филиалов. Но, такое выступление обычно протяженное во времени, и схема подготовки, о которой идет речь в этом тексте, к нему не подходит.

В обычной ситуации выступление развивается, как показано на схеме (рис. 1) стрелкой. Оратор озвучивает главную мысль-послание, приводит аргументы и снова возвращается к посланию. В пятнадцатиминутном публичном выступлении полезно повторить послание, как минимум, дважды: в начале и в конце. Все помнят хрестоматийное высказывание Штирлица о том, что лучше всего запоминается начало и конец разговора.

Основания, принципы. Третий элемент, из которого состоит описываемая технология подготовки публичных выступлений, носит название «основания». В случае «идеального» развертывания событий при выступлении, этот элемент остается незадействованным. Но: «гладко было на бумаге, да забыли про овраги».

По-другому назвать эту часть схемы можно, использовав слово «принципы». Имеются в виду принципиальные, мировоззренческие взгляды оратора. Его «картина мира».

Информация о работе Секреты публично выступления лидера