Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 20:55, реферат
Лучше и говорит и пишет тот, кто много читает, кто внимательно слушает людей, владеющих культурой речи. Слушая других, можно заметить в их речи много интересного, а главное - научиться отличать меткое русское слово от словесного сорняка. Цель данной работы: проанализировать использование синонимов, их видов на примере в публицистике и художественной литературе. Задачи: более широко раскрыть понятие «синоним», ведь именно синонимы как раз и являются источником обогащения русского языка, рассмотреть правила выбора нужного синонима, научиться лексически правильно его подбирать. Это является необходимым условием яркой, выразительной и точной речи.
Введение
Глава 1. Синонимы. Причины их возникновения
Синонимический ряд. Типы синонимов
Классификация синонимов
1.3 Синонимия. Отличие одних синонимов от других
Глава 2. Стилистическое использование синонимов в публицистике и художественной литературе
2.1 Выбор синонимов. Синонимы в художественной литературе
2.2 Признаки и стилистические значения синонимов
2.3Функции синонимов
Заключение
Оглавление
Введение
Глава 1. Синонимы. Причины их возникновения
Синонимический ряд. Типы синонимов
Классификация синонимов
1.3 Синонимия. Отличие одних синонимов от других
Глава 2. Стилистическое использование синонимов в публицистике и художественной литературе
2.1 Выбор синонимов. Синонимы в художественной литературе
2.2 Признаки и стилистические значения синонимов
2.3Функции синонимов
Заключение
Введение
С детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Богатый и могучий, поистине волшебный русский язык дан человеку во владение. И внимательное отношение к своей и чужой речи, хорошее понимание всех оттенков слова, владение языковой культурой - эта задача современного общества. Чтобы хорошо говорить, надо хорошо знать язык, на котором говоришь. Лучше и говорит и пишет тот, кто много читает, кто внимательно слушает людей, владеющих культурой речи. Слушая других, можно заметить в их речи много интересного, а главное - научиться отличать меткое русское слово от словесного сорняка. Цель данной работы: проанализировать использование синонимов, их видов на примере в публицистике и художественной литературе. Задачи: более широко раскрыть понятие «синоним», ведь именно синонимы как раз и являются источником обогащения русского языка, рассмотреть правила выбора нужного синонима, научиться лексически правильно его подбирать. Это является необходимым условием яркой, выразительной и точной речи.
Ведь синонимические богатства русского языка огромны и синонимические сближения слов в индивидуальной речи бесконечны. И только тот, кто любит родную речь, кто знает ее хорошо, тот ощутит радость свободного владения ею.
Глава 1. Синонимы. Причины их возникновения
1.1 Синонимический ряд. Типы синонимов
Синонимы -- слова, обозначающие одно и то же понятие, следовательно, тождественные или близкие по значению.
Существует разное понимание синонимии -- узкое, признающее синонимами только тождественные слова, и широкое, в соответствии с которым синонимами считаются все близкие по значению слова.
Большое значение имеет понятие синонимического ряда. Группа синонимов, объединенных общим основным номинативным значением, образует синонимический ряд - единицу системности лексики с точки зрения синонимики. Как известно, любое слово всегда включается в группу слов, связанных с ним по смысловой близости. Одно слово, как правило, не исчерпывает выражаемого им понятия, обозначает лишь часть смыслового поля. Группа же синонимов образует систему оттенков одного и того же понятия.
Синонимический ряд -- это и путь развития языка. Синоним соединяет языковые факты во времени, в локальных и социальных вариантах. Слова устаревшие и новые, диалектные, просторечные и жаргонные находят свое место в синонимическом ряду. Синонимический ряд связывает и то, что принято общеязыковой нормой, и то, что родилось в индивидуальном творчестве. Синонимический ряд воплощает разнообразие и единство литературного языка.
Стилистическая система - это во многом стилистическая синонимия. Хорошо владеющий языком -- это тот, кто для каждого понятия знает все возможные его выражения, годные и негодные для определенных условий речи. Прежде всего, он должен знать слова - стилистически нейтральные обозначения понятий и их синонимы с обобщенно-жанровой (функциональной) окраской, синонимы с положительной и отрицательной коннотацией. Затем нужно знать различные обозначения понятия в рамках синонимов с положительной коннотацией, их различия в оттенках и целесообразность выбора того или другого в конкретных условиях речи. То же самое и относительно слов, выражений с отрицательной стилистической окраской. Если носитель языка хорошо знает подобные различия в отношении тысяч слов, то это надежный залог стилистически правильной речи. Нужно только научиться практически пользоваться всеми этими знаниями -- разнообразно и безошибочно. Вынося из памяти в речь стилистически подходящее слово -- подходящее именно для данной речевой ситуации, в соответствии с принятым стандартом стиля и другими условиями, в соответствии с вашей личностью, вы и образуете свое речевое произведение в данном стиле, используя синоним как стилеобразующее и (шире) как стилистическое средство. Любой, в том числе самый частный, стиль речи имеет свои стилеобразующие средства в системе языка и отвергает, отчуждает от себя остальные, инородные. Стилеобразование -- это выбор из синонимических рядов языка слов нужного стиля и их речевое сочетание по стилеобразующим правилам этого стиля, заполнение ими соответствующих синтаксических структур, которые тоже отбираются из числа стилистически синонимичных и отвечающих нормам данного стиля.
Кроме того, в качестве синонимов к общеупотребительным словам и терминам изобретаются все новые и новые контекстуальные синонимы, разнообразные перифразы (нефть -- черное золото; лес -зеленое золото; врачи -- люди в белых халатах; медицинская помощь -- служба здоровья и т. д.). Нередко в пределах одного текста выстраивается целый синонимический ряд (он может состоять не только из лексических единиц, но и фразеологизмов и перифрастических оборотов речи): Заметим, что синонимия здесь довольно условна, узкоконтекстуальна.
1.2 Классификация синонимов
Существуют разные классификации синонимов. Учитывая смысловые и стилистические отличия синонимов, их разделяют на несколько групп:
1) семантические (идеографические)
2)стилистические
3) семантико-стилистические.
I. Семантические, или идеографические, синонимы различаются семантическими оттенками. Среди идеографических синонимов выделяются полные, или абсолютные, синонимы. Таких синонимов в языке очень мало. Обычно это иноязычные слова, эквивалентные русским. Абсолютные синонимы обычно не удерживаются в языке: они или дифференцируются по значению и стилю, или один из синонимов выходит из употребления, переходя в пассивный запас словаря.
Идеографические синонимы нередко различаются тонкими оттенками значения. Некоторые идеографические синонимы дифференцируются по семантической сочетаемости.
II. К стилистическим относят синонимы, которые имеют одинаковое значение, но отличаются стилистической окраской. Среди них выделяют две группы:
а) синонимы, принадлежащие к различным функциональным стилям;
б) синонимы, принадлежащие к одному функциональному стилю, но имеющие различные эмоциональные и экспрессивные оттенки.
III. Семантико-стилистические синонимы различаются и по смыслу, и по стилистической окраске.
Важнейшим условие синонимичности слов является их семантическая близость, а в особых условиях - тождество. В зависимости от степени семантической близости синонимичность слов может проявляться в большей или меньшей мере.
В современной лексикологии достигнута четкость в определении хронологических границ синонимии. При установлении синонимических отношений необходимо учитывать синхронность рассматриваемых лексических единиц. Справедливо критикуется выделение так называемых контекстуальных, или функционально-речевых, синонимов, к которым относят слова, сближаемые по значению только в определенном контексте.
1.3 Синонимия. Отличие одних синонимов от других
Синонимия характерна для большинства частей речи: возглас, восклицание, выкрик - существительные; громкий, звучный, оглушительный - прилагательные; жалобно, жалко, жалостно - наречия; у, около - предлоги.
Синонимы возникают потому, что предметы имеют не один, а несколько отличительных признаков и по каждому признаку могут быть названы. Если признаки наименования сходны, то слова могут стать синонимами. Синонимия слов отражает подобие понятий, близость или совпадение значений слов. Близость значения у синонимов возникает не столько потому, что они называют один и тот же предмет, сколько потому, что синонимы имеют общее значение. Оно состоит из нескольких признаков; синонимы уточняют, какой из признаков имеются в виду.
Обогащение синонимами русской лексики происходит:
От синонимов надо отличать слова, содержащие общий элемент в значениях, но не заменяющие друг друга в тексте, так как они выражают отношение общее, например: собака (общее) - спаниель, такса, овчарка и другие (виды). Их называют гиперонимы и гипонимы, причем только гипероним может заменить любой из гипонимов (спаниель - собака) как главенствующее слова ряда.
Синонимы также можно разделить на идеографические, то есть различающиеся только по смыслу, например храбрый - смелый - мужественный - отважный - стойкий - безбоязненный) и стилистические, то есть различающиеся только по стилистической и эмоционально - экспрессивной окраске, например, вкушать - кушать - есть - лопать, трескать). Но такое деление слишком условно. В реальном употреблении почти все синонимы в той или иной степени различаются и по значению, и стилистически.
Синонимы языка также отличаются друг от друга употребительностью. Более употребительное слово обладает более общим значением. Вокруг него объединяются его синонимы, имеющие более частное значение.
Глаза, очи, зеницы, гляделки - существительные, обозначающие орган зрения, но только слово глаза общеупотребительно; очи - слово поэтическое, зеницы - старое, а гляделки - просторечное. Аплодировать значит: бить в ладоши в знак одобрения и приветствия; наряду с этим глаголом в книжном повествовании употребляется глагол рукоплескать, а в разговорном языке - хлопать.
Существуют разные точки зрения и по поводу того, какова должна быть степень близости значений слов, чтобы эти слова можно было считать синонимами. Раннее высказывалось мнение, что синонимами можно считать только «одно и то же значащие слова». Однако правильнее понимать синонимы как слова, сходные в главном значении, но выражающие различные оттенки этого значения. Д.И. Фонвизин писал: «Уже давно решено философами, что одно и то же значащих слов нет на свете. Если станем рассматривать, в чем состоит сходство синонимов, то найдем, что одно слово не объемлет никогда всего пространства и всей силы знаменования другого слова и что все ее сходство между ними состоит только в главной идее».
Глава 2. Стилистическое использование синонимов в публицистике и художественной литературе
2.1 Выбор синонимов. Синонимы в художественной литературе
Работа писателя над выбором одного слова из ряда возможных от читателя скрыта. Однако выбор одного, самого подходящего, незаменимого слова из ряда синонимов может быть специально «раскрыт» автором, использован как выразительный художественный прием. Такой прием можно увидеть в булгаковском изображении финала «сеанса черной магии» в романе «Мастер и Маргарита»:
А тут еще кот выскочил к рампе и вдруг рявкнул на весь театр человеческим голосом:
- Сеанс окончен! Маэстро! Урежьте марш!!
Ополоумевший дирижер, не отдавая себе отчета в том, что делает, взмахнул палочкой, и оркестр не заиграл, и даже не грянул, и даже не хватил, а именно, по омерзительному выражению кота, урезал какой - то невероятный, ни на что не похожий по развязности своей, марш.№
Совсем в ином, в лирическом ключе раскрывает А. Грин в «Алые паруса» сущность подлинно алого цвета и тем самым объясняет, почему именно этот цвет нужен был для парусов:
«Роясь в легком сопротивлении шелка, он различал цвета: красный, бледный розовый и розовый темный; густые закипи вишневых, оранжевых и мрачно - рыжих тонов; здесь были оттенки всех сил и значений, различные в своем мнимом родстве, подобно словам «очаровательно» - «прекрасно» - «великолепно» - «совершенно»; в складках таились намеки, недоступные языку зрения, но истинно алый цвет долго не представлялся глазам нашего капитана… Наконец, один цвет привлек обезоруженное внимание покупателя…Этот совершенно чистый, как алая утренняя струя, полный благородного веселья и царственности цвет являлся именно тем гордым цветом, какой разыскивал Грэй. В нем не было смешанных оттенков огня, лепестков мрака, игры фиолетовых или лиловых намеков; не было также ни синевы, ни тени, ничего, что вызывает сомнение. Он рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения».№ В словарном отношении этот синонимический ряд представлен достаточно полно и точно. Но вот в художественном, поэтическом тексте возникает задача показать не общность, а различия в оттенках. Для кого - то все оттенки красного совпадают в понятии «красный», а для поэта они столь же различны по впечатлению, по вызываемым образам, как и слова очаровательно - прекрасно - великолепно - совершенно. Грэй отвергает смешанные оттенки огня, лепестков мрака, игру фиолетовых или лиловых намеков, синеву и тень - все, что «вызывает сомнение». Он ищет и находит именно алый цвет - чистый, полный благородного веселья и царственности, гордый, рдеющий, как улыбка «прелестью духовного отражения». Можно сказать, что в приведенном отрывке рассказывается «символика цвета» в ее словесном выражении.