Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 20:55, реферат
Лучше и говорит и пишет тот, кто много читает, кто внимательно слушает людей, владеющих культурой речи. Слушая других, можно заметить в их речи много интересного, а главное - научиться отличать меткое русское слово от словесного сорняка. Цель данной работы: проанализировать использование синонимов, их видов на примере в публицистике и художественной литературе. Задачи: более широко раскрыть понятие «синоним», ведь именно синонимы как раз и являются источником обогащения русского языка, рассмотреть правила выбора нужного синонима, научиться лексически правильно его подбирать. Это является необходимым условием яркой, выразительной и точной речи.
Введение
Глава 1. Синонимы. Причины их возникновения
Синонимический ряд. Типы синонимов
Классификация синонимов
1.3 Синонимия. Отличие одних синонимов от других
Глава 2. Стилистическое использование синонимов в публицистике и художественной литературе
2.1 Выбор синонимов. Синонимы в художественной литературе
2.2 Признаки и стилистические значения синонимов
2.3Функции синонимов
Заключение
Существуют три основных правила выбора синонимов.
Первое правило гласит: выбирать такое слово, которое точнее характеризует явление или действие, предмет или лицо, подчеркивая в нем нужную сторону. Например, слово ошибка означает: неправильный поступок или действие. Однако ошибки бывают разные - ошибка может быть незначительной, тогда лучше сказать погрешность, крайне досадной, тогда говорят ляпсус, случайной - это оплошность, неумышленной - промах.
Второе правило указывает: выбирать такое слово, которое больше подходит к стилю речи, рассказа, выступления.
Третье правило напоминает: слова не только называют предметы, события, но и оценивают их, выражая положительное или отрицательное отношение к ним. Например, слово критикан наполнен отрицательным смыслом, слово вояка шуткой и иронией, восхищением - орел (о человеке отважном и смелом).
Чтобы правильно подобрать синоним, употребить его в нужном русле, необходимо четко уяснить задачу синонима.
2.2 Признаки и стилистические значения синонимов
Слова являются названием какого - либо предмета, лица, явления, качества, действия. Слова указывают на один из их признаков. Через этот признак слово представляет весь предмет целиком. Например, учитель - тот, кто учит, ученик - тот, кто учится, кого учат. Эти слова называют лица, указывая на их отличительную деятельность. Со временем признак, указывающий, как произошло наименование предмета, может быть утрачен, забыт.
Если бы слова только называли явления действительности и первое наименование всегда указывало на существенный признак, то слов было бы столько, сколько предметов. Это не так. Слова не только называют предметы, но и характеризуют их, выражают наше понимание их, наше отношение к ним. А наше понимание предметов, наше отношение к ним меняется. Изменяются и сами предметы и лица, явления и события. Например, словообразовательное разделение слова летчик, подсказывает, что раньше так называли человека, который летал. Слово летчик изменило значение: им стали называть водителя самолета, одного из члена экипажа.
Предметы и явления, лица и события обладают не одним, а несколькими признаками. Каждый из них может лечь в основу наименования предмета. Любой человек, наблюдая свою речь и речь окружающих, может легко заметить, что один и тот же предмет, одно и то же лицо в разных ситуациях называются разными словами, указывающими на разные стороны предметов и лиц.
Одно и то же слово может иметь не одно, а два и три и более значений; поэтому одно и то же слово может называть несколько лиц и предметов. Допустим, существительное ученик имеет три значения:
Синонимы - это слова не только с одинаковой предметной направленностью, но и близкие по своему значению; у них есть общее в самом значении слова, лексическом значении.
В основе близости лексических значений лежит одинаковая предметность, то есть обозначение одних и тех же предметов и понятий. Понятие является логической формой мысли, позволяющей называть предметы.
Синонимические богатства языка дают возможность говорящему или пишущему выразить свою мысль более точно ярко и доступно для собеседника или читателя.
Синонимический ряд потенциально может иметь слово нейтральное, книжное, разговорное, специальное. В данном случае слова выполняют эмоционально - оценочную роль. Стилевое и эмоционально - стилистическое значения слова связаны друг с другом. Слова книжные обычно несут положительную, высокую оценку, слова просторечные - отрицательную, сниженную.
Между синонимами имеется не только стилевое и эмоционально - стилистическое различие, но и понятийное, смысловое. Синонимы тождественны по основному значению опорного слова. Это значение более широкое, общее; значение других синонимов - более узкое, частное. Например, словом глаза называют орган зрения вообще; можно сказать девичьи глаза, кошачьи глаза и т.д.
Синонимы подразделяют на два вида: смысловые и стилистические. Смысловые синонимы различаются оттенком значения, стилистические синонимы отличаются друг от друга сферой употребления и оценочностью. Например, в синонимическом ряду мысль - идея - дума различие между словами мысль и идея в основном смысловое, т.е. оттенка основного значения, так как идея - это не всякая мысль, а мысль более сложная, продуманная, систематизированная. Слово дума отличается от других синонимов прежде всего стилистически, так как дума - слово архаическое и народно - поэтическое. Обычно между синонимами наблюдается одновременно различие и стилистическое, и смысловое.
Синонимика литературного языка в значительной мере основана на том, что словарный состав языка распадается на два противоположных стилистических слоя- слова разговорные и слова книжные.
Синонимы, принадлежащие разговорному языку, охватывают как литературно - разговорные, так и просторечные слова. Синонимическое использование разговорных слов придает речи фамильярность, пренебрежение, снижают характер речи.
Напротив, синонимы, принадлежащие книжному слою, придают речи характер возвышенности, создают высокий слог. В книжных словах выделяется архаическая и терминологическая лексика.
Синонимия - это процесс установления смыслового подобия слов в речевой деятельности говорящих. Не все сближения, которые допускают в своей речи, становятся синонимами языка.
Синонимика - это совокупность синонимов языка, возникшая в результате многократных синонимических сближений слов в прошлом. Синонимика литературного языка регулирует синонимическое творчество, объединяет и делает доступным для всех индивидуальные синонимические сближения и замены. Знание и владение синонимикой литературного языка делает речь правильной, точной и выразительной.
2.3 Функции синонимов
Синонимы выполняют в речи многообразные функции:
Синонимы используются в речи для уточнения мысли. Употребление синонимов, дополняющих друг друга, позволяет более полно выразить мысль. Один из синонимов в таких случаях может сопровождаться словами, подчеркивающими его значение. Разнообразить речь помогают и близкие по значению слова, не принадлежащие к синонимам. Необходимость избегать повторения слов особенно часто возникает при передаче диалога. Для обозначения факта речи употребляются различные глаголы. Подбирая новые слова для обозначения близких понятий, авторы не механически заменяют одно слово другим, а учитывают их разнообразные смысловые и экспрессивные оттенки.
Синонимы выполняют функцию сопоставления понятий, при этом подчеркиваются различия в их семантике . В этом случае автор обращает внимание на различия в их семантике.
Синонимы используются для противопоставления понятий, что резко выделяет их различие, особенно сильно подчеркивая второй синоним.
Одна из важнейших функций синонимов -- функция замещения, позволяющая избежать повторения слов. Немотивированное (без специального стилистического задания) повторение слова -- серьезный недостаток, делающий речь бесцветной, невыразительной, монотонной.
Синонимы используются для построения особой стилистической фигуры -- градации, представляющей собой сочетание нанизывание синонимов, когда каждый последующий синоним усиливает значение предшествующего. Такое употребление синонимов служит для характеристики разных оттенков явления для передачи интенсивности действия, разнообразия его проявления. Очень часто в основе этого широко распространенного стилистического приема лежит стремление передать сильные чувства, переживания. Для создания градации можно использовать не только синонимы, но и слова, связанные общностью значений, не доходящей до синонимии.
Синонимы используются и в функции разъяснения. При употреблении специальной лексики, иноязычных слов, архаизмов, которые могут быть непонятны читателю, автор может пояснить их синонимами. Как правило, синонимами поясняются узкоспециальные термины в научно-популярной литературе.
Анализируя разнообразные стилистические функции синонимов, следует помнить, что благодаря устойчивым связям в пределах синонимии, отражающим системные отношения в лексике, каждое слово, имеющее синоним, воспринимается в речи в сопоставлении с другими словами синонимического ряда. Экспрессивно окрашенные слова как бы «проецируются» на их стилистически нейтральные синонимы.
Синонимия создает широкие возможности отбора лексических средств, но поиски точного слова стоят автору большого труда. Иногда нелегко определить, чем именно различаются синонимы, какие они выражают смысловые или эмоционально-экспрессивные оттенки. И совсем не просто из множества слов выбрать единственно верное, необходимое.
В русском языке очень много синонимических пар слов, одно из которых исконное (по происхождению или по форме), а другое иностранного происхождения, и между этими компонентами пар больший или меньший стилистический разрыв, который нужно учитывать при их выборе. Выбор иностранного компонента пары придает речи чуть более книжный налет, а иконного -- тянет ее в разговорную сферу.
Также стоит обратить внимание на соотношение оттенков «нейтрально -- изысканно», когда слова языка вступают в синонимические отношения с перифразами, становящимися ходовыми: средних лет -- не первой молодости. Что из этого выбирать, нужно решать по ситуации.
Заключение
Знаменитый французский просветитель Дени Дидро писал, что люди перестают думать, когда перестают читать. А русская пословица гласит: ум без книги, что птица без крыльев. Можно добавить: человек не может всерьез думать о языке, о стилистических возможностях языковых средств, если он не читает книг и статей о языке, ведь человек тогда перестает обогащать свою речь. Из всех лексических средств наибольшими стилистическими возможностями обладают синонимами.
Синонимами являются слова, имеющие значение, подобное значению опорного слова, но отличающиеся друг от друга оттенками основного значения, сферой употребления и стилистическими свойствами.
Таким образом, у синонимов есть два основных свойства. С одной стороны, обладают смысловым подобием, близостью или даже тождественностью значений. С другой стороны, смысловые и стилистические оттенки синонимов полностью не совпадают, и это делает синонимику одним из выразительных средств языка.
Выбирая правильные синонимы, можно избежать навязчивого повторения одного и того же слова, однообразия в речи. Может выразить тончайшие смысловые оттенки, уточнить одно слово другим или, совместно употребляя, нагнетая несколько синонимичных слов, дать исчерпывающую характеристику одного и того же предмета. Данная работа - это способ борьбы против шаблонов, против невыразительных фраз и пустых слов. Ведь язык - наш верный друг, когда мы его знаем; и он же неприятель, если мы плохо его знаем или мысль наша не ясна. Ведь слова - одежда наших мыслей.
Список использованных источников
Брагина, А.А. Функции синонимов в современном русском языке. - Москва, 1979.
Голуб, И.Б. Стилистика русского языка. Высшее образование. Издание шестое. - Москва, 2005.
Кожина, М.Н. Стилистика русского языка. Издание 3-е, переработанное и дополненное. - Москва, 1993.
Романова, Н.Н. Стилистика и стили. Учебное пособие / А.В. Филиппов.- Москва, 2009.
Словарь синонимов и антонимов / сост. О.А. Михайлова. - Екатеринбург, 2007.
Солганик, Г.Я. Практическая стилистика русского языка. - Москва, 2006.
Солганик, Г.Я. Стилистика современного русского языка и культура речи : учеб. пособие для студ. фак. журналистики / Г.Я. Солганик, Т.С. Дроняева. - 2-е изд, испр. - Москва, 2004.
Стилистика и литературное редактирование / под ред. В.И. Максимова- Москва, 2004.
Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка / Под ред. А.П. Сковородникова. - Москва, 2005.