Ситуации речевого этикета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 17:48, реферат

Краткое описание

Цели работы:
1) Изучение аспектов речевого этикета в обыденном общении
2) Правила построения разговора (формулы речевого этикета)
3) Ситуации речевого этикета
4) Национальный характер в речевом этикете
5) Речевой этикет современности
Задачи:
1) Изучение научной литературы по теме исследования
2) Разбор формул речевого этикета

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1) Речевой этикет.........................................................................................................4
1.1) Понятие речевой этикет. ...........................................................................4
1.2) Формулы речевого этикета.......................................................................4
2) Речевой этикет в обыденном общении.................................................................6
2.1) Начало разговора и его завершение.........................................................7
2.2) Основная часть разговора.........................................................................8
3) Ситуации речевого этикета..................................................................................11
3.1) Национальный речевой этикет...............................................................12
3.2) Речевой этикет современности...............................................................12
3.3) Русский речевой этикет в обращении....................................................13
4) Заключение............................................................................................................14
Список литературы..................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Основание1.docx

— 56.77 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение.......................................................................................................................3

1) Речевой этикет.........................................................................................................4

1.1) Понятие речевой этикет. ...........................................................................4

1.2) Формулы речевого этикета.......................................................................4

2) Речевой этикет в  обыденном общении.................................................................6

2.1) Начало разговора и его завершение.........................................................7

2.2) Основная часть разговора.........................................................................8

3) Ситуации речевого этикета..................................................................................11

3.1) Национальный речевой этикет...............................................................12

3.2) Речевой этикет современности...............................................................12

3.3) Русский речевой этикет в обращении....................................................13

4) Заключение............................................................................................................14

Список литературы....................................................................................................15

Приложение................................................................................................................16 

Введение

Французское слово «этикет» означает «обхождение, учтивость». На первый взгляд может показаться, что  формы обхождения важны лишь в  некоторых видах общения, в особо  торжественных и официальных  случаях: на дипломатическом приеме, во время переговоров глав правительств, на всякого рода церемониях - при  принятии присяги, вручении знамени, освящении  нового храма. Действительно, во всех подобных ситуациях участники достаточно строго придерживаются определенных правил этикета как в речи, так и в поведении. Но и в обычной жизни, общаясь друг с другом, люди используют общепринятые способы приветствий, обращений, прощания, благодарности, извинений или просьб. Родители еще в детстве учат нас речевому этикету: Поздоровайся с тетей, скажи спасибо, где волшебное слово «пожалуйста», извинись, попрощайся. Но речевой этикет представляет собой намного больше, чем простое «спасибо» или «здравствуйте», это целая совокупность, система правил в данной культуре, которая имеет множество нюансов и тонкостей. Незнание правил речевого этикета ведет к коммуникативной ошибке (недопонимание друг друга (неточная передача эмоций)), что является частым явлением даже в современном обществе. Тем самым данная тема является актуальной и по наше время.

Цели работы:

1) Изучение аспектов речевого этикета в обыденном общении

2) Правила построения разговора (формулы речевого этикета)

3) Ситуации речевого этикета

4) Национальный характер в речевом этикете

5) Речевой этикет современности

Задачи:

1) Изучение научной литературы по теме исследования

2) Разбор формул речевого этикета

В представленной работе использована теоритическая литература: «Этикет и речь» (В. Е. Гольдин), «Обращение: теоретические проблемы» (В. Е. Гольдин) и теория-практика «Речевой этикет в русском общении»                    (Н. И. Формановская), а также другая литература.

    1. Речевой этикет

Речевой этикет и культура общения - не слишком популярные понятия в современном мире. Один посчитает их чересчур декоративными или старомодными, другой и вовсе затруднится ответить на вопрос, какие формы речевого этикета встречаются в его повседневной жизни.

Между тем, этикет речевого общения играет важнейшую роль для  успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального  роста, построения крепких семейных и дружеских отношений.

    1. Понятие речевой этикет

Р е ч е в ы м   э т и к е т о м называют систему требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации. Нормы речевого этикета весьма разнообразны, в каждой стране присутствуют свои особенности культуры общения.

И все-таки, зачем нужно разрабатывать специальные правила общения, а затем придерживаться их или нарушать. Речевой этикет тесно связан с практикой общения, его элементы присутствуют в каждом разговоре. Соблюдение правил речевого этикета поможет грамотно донести свои мысли до собеседника, быстрей достигнуть с ним взаимопонимания.

Овладение этикетом речевого общения требует получения знаний в области различных гуманитарных дисциплин: лингвистики, психологии, истории  культуры и многих других. Для более  успешного освоения навыков культуры общения используют такое понятие, как ф о р м у л ы   р е ч е в о г о   э т и к е т а.

    1. Формулы речевого этикета

Базовые формулы речевого этикета усваиваются в раннем возрасте, когда родители учат ребёнка  здороваться, говорить спасибо, просить  прощения за проделки. С возрастом  человек узнаёт всё больше тонкостей  в общении, осваивает различные  стили речи и поведения. Умение правильно  оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с незнакомым человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой культуры, образованного  и интеллигентного.

ф о р м у л ы   р е ч е в о г о э т и к е т а - это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора:

  • Начало разговора (приветствие/знакомство)

— Разреши(те) с вами (с тобой) познакомиться.

— Позвольте (разрешите) представиться.

— Добро пожаловать!

— Мое почтение.

  • Основная часть

а) Приглашение:

— Позвольте (разрешите) пригласить вас...

— Приходите на праздник (юбилей, встречу...), будем рады (встретить вас).

— Приглашаю вас (тебя)...

б) Обращение с просьбой:

— Сделайте одолжение, выполните (мою) просьбу...

— Если вам не трудно (вас это не затруднит)...

в) Выражение благодарности:

— Позвольте (разрешите) выразить (большую, огромную) благодарность  Николаю Петровичу Быстрову за отлично (прекрасно) организованную вы­ставку.

— Фирма (дирекция, ректорат) выражает благодарность всем сотрудникам (преподавательскому составу) за…

и т.д.

  • Заключительная часть разговора

— До свидания!

— Всего доброго!

— Всего хорошего!

 

    1. Речевой этикет в обыденном общении

Специфика речевого этикета  в том, что он характеризует как  повседневную языковую практику, так  и языковую норму. Действительно, элементы речевого этикета присутствуют в  повседневной практике любого носителя языка (в том числе и слабо  владеющего нормой), который легко  опознает эти формулы в потоке речи и ожидает от собеседника  их употребления в определенных ситуациях. Элементы речевого этикета усваиваются  настолько глубоко, что они воспринимаются «наивным» языковым сознанием как  часть повседневного, естественного  и закономерного поведения людей. Незнание же требований речевого этикета  и, как следствие, их невыполнение (например, обращение к взрослому незнакомому  человеку на Ты) воспринимается как желание оскорбить или как невоспитанность.

С другой стороны, речевой  этикет может рассматриваться с  точки зрения языковой нормы. Так, представление  о правильной, культурной, нормированной  речи включает в себя и определенные представления о норме в области  речевого этикета. Например, каждому  носителю языка известны формулы  извинения за неловкость; однако нормой приветствуются одни (Извините меня, Прошу  прощения) – и отвергаются или  не рекомендуются другие, например, Извиняюсь (причем иногда подобному  разграничению даются «обоснования»  вроде: нельзя извинять себя, можно  только просить извинения у других и пр.). Само употребление или неупотребление единиц речевого этикета также может  быть предметом нормализации, например: формулы извинения уместны в  случае, если говорящий причиняет  беспокойство своему собеседнику, однако слишком часто извиняться не следует, так как этим собеседник ставится в неловкое положение и пр. Кроме  того, нарушение норм и правил литературного  языка, особенно если оно выглядит как  небрежность, само по себе может рассматриваться  как нарушение речевого этикета.

Итак, требования речевого этикета  образуют своего рода иерархию. В какой-то мере они являются неотъемлемой частью активной и пассивной языковой практики каждого носителя языка; с другой стороны, эти требования связываются  с определенным уровнем культуры речи, более или менее высоким. Например, каждому носителю языка  с раннего возраста известно, что  при встрече необходимо здороваться. Далее, ребенку объясняют, что надо здороваться в соответствии с  определенными правилами (младший  приветствует старшего первый, используя  для этого вполне определенные формулы  – не Привет или Здорово, а Здравствуйте, или лучше: Здравствуйте, Иван Иванович). Наконец, в дальнейшем носитель языка узнает и о других тонкостях речевого этикета и учится их использовать в своей повседневной практике.

Граница между повседневной речевой практикой и нормой в  речевом этикете неизбежно является подвижной. Практическое применение речевого этикета всегда несколько отличается от нормативных моделей, и не только из-за недостаточного знания участниками  его правил. Отклонение от нормы  или чересчур дотошное следование ей может быть связано с желанием говорящего продемонстрировать свое отношение к собеседнику или подчеркнуть свое видение ситуации. В приведенном ниже примере вежливая форма используется, чтобы подчеркнуть недовольство начальника подчиненным:

– Здрасьте, Любовь Григорьевна! – сказал он в отвратительно галантной манере. – Задерживаетесь? <…>

Больше всего ее напугало то, что к ней обращаются на «вы», по имени-отчеству. Это делало все  происходящее крайне двусмысленным, потому что если опаздывала Любочка – это было одно, а если инженер по рационализации Любовь Григорьевна Сухоручко – уже совсем другое. (В.О.Пелевин, «Вести из Непала».)

Таким образом, речевой этикет не является жесткой системой правил; он в достаточной мере пластичен, и эта пластичность создает довольно обширное «пространство для маневра».

    1. Начало разговора и его завершение

Любой разговор, как правило, начинается с приветствия, оно может  быть вербальным и невербальным. Очередность  приветствия также имеет значение, младший первым приветствует старшего, мужчина - женщину, молодая девушка - взрослого мужчину, младший по должности - старшего. Перечислим в таблице  основные формы приветствия собеседника:

Формы приветствия в речевом  этикете

Форма приветствия

Пример

Пожелание здоровья

Здравствуйте!

Указание на время встречи

Добрый день!

Эмоциональные пожелания

Очень рад!

Уважительная форма

Моё почтение!

Специфическая форма

Здравия желаю!


 

В завершение разговора используют формулы прекращения общения, расставания. Эти формулы выражаются в виде пожеланий (всего хорошего, всего  доброго, до свидания), надежд о дальнейших встречах (до завтра, надеюсь на скорую встречу, созвонимся), либо сомнений в  дальнейших встречах (прощайте, не поминайте  лихом).

    1. Основная часть разговора

Вслед за приветствием начинается разговор. Речевой этикет предусматривает  три основных типа ситуаций, в которых  применяются различные речевые  формулы общения: торжественная, скорбная и рабочая ситуации. Первые фразы, произнесенные после приветствия, называют зачином разговора. Нередки  ситуации, когда основная часть разговора  состоит только из зачина и следующего за ним окончания разговора.

Торжественная атмосфера, приближение  важного события предполагают использование  речевых оборотов в форме приглашения  или поздравления. Обстановка при  этом может быть как официальной, так и неофициальной, и от обстановки зависит, какие формулы речевого этикета будут использованы в  разговоре.

Примеры приглашений и  поздравлений в речевом этикете

Приглашение

Поздравление

Позвольте вас  пригласить

Разрешите вас  поздравить

Приходите, будем  рады

Примите наши поздравления

Приглашаю вас

От имени коллектива поздравляем

Могу ли я пригласить вас

От всей души поздравляю


 

Скорбная атмосфера в  связи с событиями, приносящими  горе, предполагает соболезнование, выраженное эмоционально, не дежурно или сухо. Помимо соболезнования, собеседник часто  нуждается в утешении или сочувствии. Сочувствие и утешение могут иметь  формы сопереживания, уверенности  в благополучном исходе, сопровождаться советом.

Примеры соболезнования, утешения и сочувствия в речевом этикете

Соболезнование

Сочувствие, утешение

Позвольте выразить глубокие соболезнования

Искренне сочувствую

Приношу вам искренние  соболезнования

Как я вас понимаю

Я вам сердечно соболезную

Не падайте  духом

Скорблю вместе с  вами

Все будет в  порядке

Разделяю ваше горе

Вам не стоит так  волноваться

Какое несчастье постигло вас!

Вам надо держать  себя в руках

Информация о работе Ситуации речевого этикета