Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 18:27, доклад
Каждый человек, независимо от того, осознает это или нет, вовлечен в аргументированную деятельность. Мы аргументируем, обсуждая вопросы обыденной жизни, занимаясь научными исследованиями, размышляя о политике, решая деловые задачи. Адресуя свою аргументацию другому человеку, мы иной раз достигаем успеха, а бывает, терпим неудачу. Мы оцениваем аргументацию других людей, одобряем или критикуем ее, принимаем или отвергаем.
Аргументация - интеллектуальная речевая деятельность, которая осуществляется через построение текста, адресованного некоторому лицу (или группе лиц), и имеет целью достичь принятия адресатом тезиса речи. Процесс аргументации начинается уже на этапе инвенции, где определяется тема и формулируется тезис речи. На этапе диспозиции, или создания композиционной структуры речи, аргументация получает свою дальнейшую реализацию. Компонентами процесса аргументации являются тезис, аргументы (доводы), вывод, которые развивают определенную тему.
Функции аргументирующей речи.
Каждый человек, независимо
от того, осознает это или нет, вовлечен
в аргументированную
Аргументация - интеллектуальная речевая деятельность, которая осуществляется через построение текста, адресованного некоторому лицу (или группе лиц), и имеет целью достичь принятия адресатом тезиса речи. Процесс аргументации начинается уже на этапе инвенции, где определяется тема и формулируется тезис речи. На этапе диспозиции, или создания композиционной структуры речи, аргументация получает свою дальнейшую реализацию. Компонентами процесса аргументации являются тезис, аргументы (доводы), вывод, которые развивают определенную тему.
Тема. Приносят ли деньги счастье?
Тезис. Деньги не приносят полноценного счастья.
Аргументы. Деньги приносят удовольствие, а не счастье. Счастье - это удовлетворение желаний, но не все желания можно осуществить за деньги. Любовь, Дружбу, Друзей, за деньги не купишь.
Вывод: Деньги освобождают от многих жизненных проблем, но полного счастья не приносят.
У каждой композиционной части речи - введения (вступления), основной части и заключения - есть свои функции в раскрытии тезиса, т. е. основного смыслового стержня речи. У вступления - привлечь внимание публики, дать аудитории почувствовать всю серьезность, важность и сенсационность дальнейшего изложения. У доказательства - обосновать идеи, сжато высказанные во вступлении, подогнать под них факты, статистические данные, логические построения и хорошо проработанные (эмоционально насыщенные) фразы. У заключения – закрепить в сознание слушателей основные (уже высказанные) идеи оратора, подвести итог выступлению, оставить в сознании аудитории нужное впечатление.
Каковы могут быть функции арг. речи:
- убедить в правоте мнения;
- склонить к определённому выбору (например проголосовать за кого-то, предвыборные кампании);
- доказать неправоту собеседника.
- побудить к какому-либо действию
В любом случае, самая главные функции аргументирующей речи – убедить и побудить собеседника, используя аргументы как средство убеждения.
Отсюда и выделяются разновидности арг. речи.
Аргументирующая речь - это выступления на предвыборных собраниях, рекламные выступления, выступления в поддержку общественных движений, компаний. Убеждать можно в правоте своего мнения, в необходимости их совершения, или продолжения, или прекращения действия. На этой основе выделяются виды аргументирующей речи: убеждающая речь и побуждающая. Общая цель – убедить аудиторию в спорном вопросе, доказав ей свою правоту. Спорный вопрос – предмет спора, разногласий, который должен иметь разрешение.
Убеждающая речь. Убеждает в правоте какого-либо мнения. Отвечает на вопрос «Чему верить?». Задача оратора – убедить в правильности тезиса.
Разновидности убеждающей речи:
– выступление в научной и политической дискуссиях;
– выступление за круглым столом.
Некоторые рекомендации, чтобы речь имела успех:
– речь должна быть
краткой, продолжаться не
– необходимо избегать
эмоциональной
– речь должна быть убедительной, но ненавязчивой, отвечать конкретной ситуации;
– необходимо использовать короткие фразы;
– эффективно индуктивное построение речи;
– психологические доводы эффективнее логических.
Побуждающая речь. Убеждает в необходимости какого-либо действия, поведения. Отвечает на вопрос «Что делать?». Призыв может быть прямым, когда действие должно наступить немедленно, или косвенным, когда действие наступает через какое-то время. Покупайте! Страхуйтесь! Примите участие! Пожертвуйте! Разновидности убеждающей речи:
– речь на митинге;
– речь на предвыборном собрании;
– прямой призыв к действию;
– речь-протест.
Некоторые рекомендации, чтобы речь имела успех:
– нужно дать слушателям
все данные для принятия
– речь должна приводить аудиторию к согласию;
– должна вызывать интерес;
– должна учитывать, может ли аудитория совершить действие;
– должна завершаться прямым призывом к действию.