Чтение как вид речевой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 18:31, реферат

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть особенности чтения как одного из видов речевой деятельности.
В соответствии с поставленной целью в работе формулируются и решаются следующие задачи:
изучить основные понятия «речь», «речевая деятельность»;
рассмотреть виды речевой деятельности;
раскрыть сущность понятия «чтение»;
рассмотреть виды чтения и роль обучения чтению.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Речевая деятельность как основа деятельности человека 6
1.1. Понятие о речи, виды речи 6
1.2. . Речевая деятельность, виды речевой деятельности 8
Глава 2. Чтение как один из видов речевой деятельности 12
2.1. Сущность чтения, его виды 12
2.2. Роль обучения чтения и требования, предъявляемые к нему 15
Заключение 19
Список литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

реферат на тему чтение как вид речевой деятельности.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

Чтение как вид речевой деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Александрова И.С.,

Руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление


 

Введение                                                                                                     3

Глава 1. Речевая деятельность как основа деятельности человека      6

1.1. Понятие о речи, виды речи                                                                6

1.2. . Речевая деятельность, виды речевой деятельности                      8

Глава 2. Чтение как один из видов речевой деятельности                  12

2.1. Сущность чтения, его виды                                                             12

2.2. Роль обучения чтения и требования, предъявляемые к нему      15

Заключение                                                                                              19

Список литературы                                                                                 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Академик Д. С. Лихачев  советовал: «Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума» [4;46-47].

Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. По речи можно сразу определить уровень мышления говорящего, а также уровень его развития.

Известно, что  примерно 70—80% того времени, когда человек бодрствует, он слушает, говорит, читает, пишет, то есть занимается речевой деятельностью, связанной со смысловым восприятием речи и ее созданием [5;28].

В государственном  образовательном стандарте говориться о том, что по окончании начальной школы учащиеся должны:

  • уметь применять все виды речевой деятельности;
  • понимать на слух русскую речь;
  • владеть средствами монолога и диалога;
  • уметь самостоятельно читать книги;
  • уметь выразительно читать [5;18-20], то есть чтение является одним из показателей успешного достижения результата образования.

Издавна подчеркивались две функции книги в жизни  общества – образовательная (познавательная) и воспитательная. Книги дают возможность из поколения в поколение передавать достижения человеческой мысли, сохранять их, переносить знания из одной страны в другую, воздействовать на умы и души самых разных социальных слоев. Книги стали самыми надежными и непреходящими хранилищами достижений человеческой цивилизации [13;171].

С середине XXв. приоритеты изменились. С появлением телевидения и компьютера для того, чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем не обязательно читать, достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея. Однако, как отмечают М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская, «телеэкран нивелирует личностные установки, навязывая каждому тот или иной взгляд на реальную действительность. Происходит размывание границ разных культур, из обыденной жизни исчезают традиции прошлых поколений» [13;172].

В этих условиях воспитательная роль книги возрастает и становится ведущей. Именно из книги чаще всего черпаются знания о культурных традициях, а также нравственные ориентиры, помогающие разобраться в лабиринтах добра и зла современного мира. Книга становится источником духовной жизни человека, побуждает к сопереживанию, учит вставать на “другую” точку зрения, сочувствовать “другому”. Благодаря серьезному, вдумчивому чтению личность может противостоять коллективному эгоцентризму [13;172].

Чтение в различных  его видах стало каналом познания и культуры людей, потребностью и  увлечением. Человек как читатель – одна из характеристик языковой личности [11;38].

Чтение –  основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться. В.А. Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создает прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь [7;31-33].

Однако, как отмечают педагоги-практики, несмотря на большое количество теоретических и методических исследований, посвященных чтению (работы Л.Д.Мали, С.А. Климовой, Н.С. Песковой, Н.И. Жинкина, А.А. Леонтьева, Т.А. Ладыженской, Л.Ю. Максимова и других.), в классах всегда оказывается группа слабо читающих учеников, у которых работа с книгой вызывает умственную перегрузку, что приводит к нежеланию читать и в конечном счете к отставанию в учебе [7;31-33].

Все это и  обусловило выбор темы исследования «Чтение как вид речевой деятельности»

Объектом реферативной работы является  речевая деятельность.

Предметом – чтение как один из видов речевой деятельности.

Цель исследования: рассмотреть особенности чтения как одного из видов речевой деятельности.

В соответствии с поставленной целью в работе формулируются и решаются следующие задачи:

  • изучить основные понятия «речь», «речевая деятельность»;
  • рассмотреть виды речевой деятельности;
  • раскрыть сущность понятия «чтение»;
  • рассмотреть виды чтения и роль обучения чтению.

Практическая  значимость работы обусловлена возможностью использования данного материала студентами и преподавателями при подготовке к занятиям по риторике и русскому языку, а также для написания курсовой работы.

Глава 1. Речевая деятельность как основа деятельности человека

1.1. Понятие о речи, виды речи

Несмотря на то, что любая деятельность человека сопровождается речью, что существует множество работ, посвященных исследованиям данной темы, до сих пор не существует единого понимания термина «речь».

Б. Н. Головин, считает, что речь – это форма существования языка, его воплощение, реализация [4;176].

М.В. Ломоносов отмечает, что речь – деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мыслительных познаний окружающего мира, для планирования своих действий.[11;196].

По мнению М.Р. Львова термин речь имеет три различных значения:

  1. речь как ораторский жанр или как монолог в художественном произведении;
  2. речь как продукт речевой деятельности, “речь как результат”, то есть текст (не только письменный, но и устный и даже мысленный (когда имеется в виду внутренняя речь) [12;8]); в рамках этого значения исследуются:

а) структура текста, его компоненты, внутритекстовые связи;

б) стили речи;

в) речевые жанры;

г) использование языковых средств (лексических, грамматических и прочее) в пространстве текста;

д) использование стилистических фигур, тропов, фразеологии, средств, звукописи, ритмики и прочие;

е) языковая норма и  ее нарушения (ошибки) в области словоупотребления, грамматики, орфоэпии, сочетаемости и прочие;

ж) средство устной выразительности  речи (интонации, паузы, логические ударения, тембр голоса, невербальные средства устной речи; знаки препинание, шрифтовые препинания); средства записи звучащей речи – фонограммы и прочие;

  1. речь как деятельность, речь как процесс [12;7].

Именно к этому значению слова речь относится определение  речи, которое дают психологи.

Речь – это общение, контакт между людьми, обмен мыслями и чувствами, информацией.

Речь – это вербальное, языковое общение с помощью языковых единиц: слов, синтаксических конструкций, текста, интонации, жестов, мимики [12;7].

В рамках третьего, процессуального, деятельностного, значения термина речь исследуются:

а) физиологические основы речи, речевой деятельности;

б) механизмы речи по ее видам: механизм говорения, или устной речи, механизм аудирования – восприятия устной  речи и ее понимания, письма как выражения мысли в графическом коде и чтения как восприятия чужой речи, зафиксированной в графическом коде;

в) кодовые переходы –  насколько это доступно;

г) взаимосвязь мышления и речи;

д) реализация функций  языка в речи;

е) взаимодействие языков в речевой  деятельности билингва;

ж) процесс овладения речью у  ребенка, речевое развитие человека на различных возрастных этапах;

з) формирование “языкового чутья” (интуиции) на разных возрастных этапах [12;8].

Из всего вышеизложенного можно  сделать вывод, что речь – это многоаспектное явление, в основе которого лежит деятельность человека, направленная на использование языковых богатств, формулирование и передачу мысли средствами языка.

1.2.Речевая деятельность, виды речевой деятельности

У человека наряду с трудовой, научной, государственной, политической и другими существует самая распространенная – речевая деятельность. Без нее невозможна никакая другая, она предшествует, сопровождает, а иногда формирует, составляет основу деятельности.

Речевая деятельность – это деятельность, имеющая социальный характер, в ходе которой высказывание формируется и используется для достижения определенной цели (общения, сообщения, воздействия). Психолог Л. С. Выготский характеризовал речевую деятельность как процесс материализации мысли, то есть превращения ее в слово.

Речевая деятельность – конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую или письменную форму [12;417].

Речевая деятельность состоит  из речевых действий (актов), которые  представляют собой подготовку и  реализацию высказывания, целиком, независимо от его объема (это может быть реплика в диалоге, рассказ и т.д.) и включают следующие основные компоненты: говорящий (адресант), слушающий (адресат), контекст (обстановка, в которой производится высказывание, допустим, официальное собрание, семейный обед), передаваемая информация (сообщение) [9;67].

Различают четыре вида речевой  деятельности: два из них производят текст – говорение, письмо, а другие – слушание (аудирование) и чтение – осуществляют восприятие; два – говорение и аудирование – относятся к устной речи, два – письмо и чтение – к письменной.

Рассмотрим их более подробно.

Устная речь. Принято считать, что устная (акустическая) речь исторически намного старше письменной, в речевой деятельности современного человека является ведущей по отношению к письменной, графически фиксируемой речи.

Но на самом деле устная речь сравнительно редко предшествует письменной в  ситуациях жизни взрослого человека: письменной речи всегда предшествует речь мысленная, а не устная. Пишущий  мысленно конструирует текст, предназначенный  для записи, и редко проговаривает его вслух.

Устная речь, как предполагают, возникла естественным путем, удовлетворив потребность живого, непосредственного  общения наших далеких предков. По-видимому, звуковая речь стала преобладать  в общении людей в связи  с ее преимуществами как универсальное средство контактов на небольшом расстоянии. Высказывались предположения, что этому способствовало строение гортани и других органов произношения, которое позже, уже в процессе устно-речевого общения, еще более усовершенствовались [12;33].

Устная речь имеет  две формы – монологическую и диалогическую.

Монолог представляет собой развернутое высказывание (элементарная единица текста) одного лица, завершенное в смысловом отношении. Психолого-педагогической особенностью монологической речи является то, что реакция слушателей  угадывается, жесты и мимика играют меньшую роль, чем при диалоге. Монолог – это чаще всего публичная речь, адресованная большому количеству людей. Ораторский монолог диалогичен. Выступающий как бы беседует с аудиторией, то есть происходит скрытый диалог. Но возможен и открытый диалог, например, ответы на вопросы присутствующих.

Диалог – это непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими собеседниками. Структурно диалог состоит из реплики-стимула и реплики-реакции, тесно связанных по содержанию друг с другом. Диалогическая речь – первичный, естественный вид общения. В бытовом диалоге партнеры не заботятся о форме и стиле высказывания, откровенны. Участники публичного диалога учитывают присутствие аудитории, строят речь литературно [12;126].

           В качестве видов речевой деятельности выделяют следующее:

Аудирование (слушание) – это кодовый переход с акустического кода, в котором слушающий своим ухом, ушной раковиной принимает мысль, высказанную другим человеком, на код внутренней речи, на мыслительный код. В этом и состоит понимание воспринятой речи, ибо мысленный код каждого человека индивидуален в том смысле, что его память хранит фонд образов, схем, представлений, понятий и фонемных эталонов слов, связанных с образами и понятиями [12;34].

Информация о работе Чтение как вид речевой деятельности