Чтение как вид речевой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 18:31, реферат

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть особенности чтения как одного из видов речевой деятельности.
В соответствии с поставленной целью в работе формулируются и решаются следующие задачи:
изучить основные понятия «речь», «речевая деятельность»;
рассмотреть виды речевой деятельности;
раскрыть сущность понятия «чтение»;
рассмотреть виды чтения и роль обучения чтению.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Речевая деятельность как основа деятельности человека 6
1.1. Понятие о речи, виды речи 6
1.2. . Речевая деятельность, виды речевой деятельности 8
Глава 2. Чтение как один из видов речевой деятельности 12
2.1. Сущность чтения, его виды 12
2.2. Роль обучения чтения и требования, предъявляемые к нему 15
Заключение 19
Список литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

реферат на тему чтение как вид речевой деятельности.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, подготовка чтеца, обладающего широким читательским кругозором, чтеца, способного понять идею автора, его чувства и переживания, должна строится с учетом одновременной работы над всеми четырьмя качествами навыка чтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Обучение чтению как одному из видов речевой деятельности — важнейшая учебная задача, которую должен решать учитель русского языка, поэтому автора как будущему педагогу заинтересовала тема «Чтение как вид речевой деятельности»

В ходе данной исследовательской  работы мы пришли к следующим выводам: во-первых, чтение, являясь одним из видов речевой деятельности, под которой понимается деятельность, имеющая социальный характер, в ходе которой высказывание формируется и используется для достижения определенной цели (общения, сообщения, воздействия), является осмыслением зрительно воспринимаемого текста с целью решения определенной коммуникативной задачи: распознавание и воспроизведение чужой мысли, содержащейся в нем, в результате чего читатель определенным образом реагирует на эту мысль.

Во-вторых, чтение – источник познания, образования; отражение культуры людей, потребность и увеличение.

В-третьих, чтение во многом реализует познавательную функцию языка, и правильный подбор текстов дает возможность использовать содержащуюся в них фактическую информацию и для расширения общего кругозора учащихся, и в воспитательных целях. При чтении развивается языковая наблюдательность, и учащиеся приучаются внимательнее относиться к языковому оформлению своих мыслей.

При обучении чтению необходимо помнить, что зрелым является чтец, свободно осуществляющий данный вид речевой деятельности, благодаря имеющейся у него способности каждый раз избирать вид чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое), адекватный поставленной задаче, что позволяет ему решать ее не только правильно, но и быстро, благодаря полной автоматизированности технических навыков, поэтому чтение должно обладать такими качествами как: правильность, беглость, сознательность и выразительность.

Можно сказать о том, что поставленная цель охарактеризовать все виды речевой деятельности и рассмотреть особенности чтения как одного из видов речевой деятельности – была достигнута.

Данные исследования помогли нам более полно раскрыть тему, показать значимость нашей работы, добиться выполнения цели и задач поставленных перед нами.

Список литературы

 

  1. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская.- М.: “ Просвещение”, 1990.- 267 с.
  2. Бутайко Т.Ф. Методика преподавание  русского языка и литературы.- М.: Дрофа, 1983.- 257 с.
  3. Введенская Л. А. Культура и искусство речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова.- Ростов-на-Дону.: Наука, 1995.- 230 с.
  4. Головин Б.Н. Основы культуры речи / Б. Н. Головин.- М.: “Просвещение”, 1988.- 304 с.
  5. Днепров Э.Д. Сборник нормативных документов / Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2007.- 443 с.
  6. Казаева Т.Н. Развитие речи младших школьников / Т.Н. Казаева // Начальная школа - 2007.-№ 6.-с. 76-79.
  7. Колесникова О.Н. Эстетика – речевая деятельность ребенка – читателя поэзии / О.Н. Колесникова // Начальная школа - 2006.-№ 4.-с. 39-46.
  8. Коробейникова В.И. О некоторых приемах обучения чтению / В.И. Коробейникова // Начальная школа - 2007.- №11.- с. 31-33.
  9. Коробова Н.Н. Речевое развитие младшего школьника / Н.Н. Коробова // Начальная школа - 2008.- № 10.- с. 44-46.
  10. Леонтьева А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьева.- М.: Наука, 1972.- 365 с.
  11. Ломоносов М.В. Краткое руководство к риторике на пользу любителей красноречия / М.В. Ломоносов.- М.: Наука, 1743г.-409 с.
  12. Львов М. Р. Основа теории речи: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей.- М.: Академия, Высшая школа.- 1999.- 248 с.
  13. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская.- М.: Академия, 2000.- 472 с.
  14. Рудыка Т.П. Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста / Т.П. Рудыка // Начальная школа - 2007.- №11.- с. 28-30.
  15. Русский язык. Энциклопедия. Издание 2-е, перераб. и дополн. / Гл. ред. Ю. Н. Караулов.- М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа.- 1997.- 703 с.
  16. Светловская Н.Н. Обучение детей чтению: Практическая методика: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов.- М.: Академия, 2001.- 288 с.
  17. Скобелева Е.А. Филологическое образование младших школьников. Взаимосвязанное изучение родного и иностранного языка / Е.А. Скобелева // Начальная школа - 2007.- № 12.- с. 36-39.
  18. Соловьев А. М. Выразительное чтение в 4-8 классах / А. М. Соловьев, Т. Ф. Заводская.- М.: “Просвещение”, 1983.- 357 с.
  19. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе / А.В. Текучев.- М.: “ Просвещение”, 1980г.- 360 с.
  20. Шарикова Л.З. Методика преподавания русского языка в национальной школе.- М.: Наука, 1967г.- 243 с.
  21. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Л.В. Щерба.- М., 1973г.- 487 с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Чтение как вид речевой деятельности