Что такое спор?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 19:21, реферат

Краткое описание

Многие ученые, политики и писатели нашего времени считают, что информация имеет настолько большое значение, что ее можно использовать и как товар, и как средство извлечения нематериальной выгоды, и как один из механизмов влияния на других людей. Но в таком случае неоспоримое влияние будет иметь такой аспект, как качество приобретаемой информации. Однако, в некоторых ситуациях невозможно просто преподнести известные сведения, бывает необходимо отстоять свое мнение, доказать, что оно является единственно правильным, а, следовательно, имеет реальную ценность.

Содержание

Введение

Спор и его цели

Разновидности спора: полемика, дискуссия, диспут, дебаты

Умение убеждать

Уловки в споре

Нужна ли критика в споре

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Ch_TO_TAKOE_SPOR.docx

— 36.39 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО  «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  ПРАВА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И  БЕЗОПАСНОСТИ

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА, ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И  ПРИКЛАДНОЙ ЛИНГВИСТИКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

Что такое спор? 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент I курса

группа  ОБ-034700-31

Иванов  Дмитрий Борисович

 

 

Проверила:

к.ф.н., доцент кафедры

Мушкина

Анна Александровна

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск, 2010

 

Содержание

Введение

 

Спор  и его цели

 

Разновидности спора: полемика, дискуссия, диспут, дебаты

 

Умение  убеждать

 

Уловки  в споре

 

Нужна ли критика в споре

 

Заключение

 

Список  литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Многие ученые, политики и писатели нашего времени считают, что информация имеет настолько большое значение, что ее можно использовать и как  товар, и как средство извлечения нематериальной выгоды, и как один из механизмов влияния на других людей. Но в таком случае неоспоримое  влияние будет иметь такой  аспект, как качество приобретаемой  информации. Однако, в некоторых  ситуациях невозможно просто преподнести  известные сведения, бывает необходимо отстоять свое мнение, доказать, что  оно является единственно правильным, а, следовательно, имеет реальную ценность. То есть, можно иметь абсолютно  верное мнение, быть уверенным в  своей правоте, или наоборот, доказывать совершенно ложные предположения, не подтвержденные ни одним фактом, все будет зависеть от того, насколько мы можем доказать правильность своих рассуждений, какими способами мы можем убедить своего оппонента в логичной последовательности своих аргументов. Другими словами  можно сказать, что без умения постоять за себя, выйти победителем  из конфликтной ситуации человеку просто невозможно выжить в этом мире. Однако вести спор не так-то просто. В данной работе я попробую изложить некоторые  важные, на мой взгляд, аспекты спора, а так же основные способы победы в споре (некоторыми из которых являются: склонение противника или собеседника  на свою сторону, уход от спора с  сохранением собственного мнения в  случае признания своей неправоты, а так же избежание спора как  такового и др.)

 

 

СПОР  И ЕГО ЦЕЛИ

 

Так что же такое спор? В. И. Андреев  предлагает в качестве определения  понятия «спор» следующее:

СПОР – это характеристика процесса обсуждения проблемы, способ ее коллективного  исследования, при котором каждая из сторон, аргументируя (отстаивая) и  опровергая (оппонируя) мнение собеседника (противника), претендует на монопольное  установление истины.

Цели ведения спора, в зависимости  от того, направлены они на решение  обсуждаемой проблемы или, наоборот, на то, чтобы создать дополнительные проблемы и барьеры, могут быть разделены  на две группы: конструктивные и  деструктивные.

Перечислим наиболее характерные  конструктивные цели ведения дискуссии, спора:

• обсудить все возможные варианты решения проблемы;

• выработать коллективное мнение, коллективную позицию по какому-либо вопросу;

• привлечь внимание к проблеме как  можно больше заинтересованных и  компетентных лиц;

• опровергнуть ненаучный, некомпетентный подход к решению проблемы, разоблачить  ложные слухи;

• привлечь на свою сторону как  можно больше лиц, готовых к сотрудничеству;

• оценить возможных единомышленников и противников.

Деструктивные цели, которые могут  быть целями отдельных групп и  участников спора:

• расколоть участников спора на две непримиримые группы;

• завести решение проблемы в  тупик;

• опорочить идею и ее авторов;

• превратить дискуссию в схоластический спор;

• используя заведомо ложную информацию, повести спор по ложному пути;

• разгромить инакомыслящих, дискредитировать оппозицию.

Вероятно, этих целей, как конструктивных, так и деструктивных, значительно  больше.

 

 

РАЗНОВИДНОСТИ СПОРА

 

Полемика

Поле́мика (греч. πολεμικάот πολέμιον, «вражда») — спор, при выяснении вопросов в политической, литературной или  художественной сферах. Другими словами, полемика – вид общения, происходящий в формате интеллектуального  поединка, когда каждый из участников обосновывает и аргументирует собственное  положение. Полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных  мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.

Цель  полемики заключается в том, чтобы  одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию.

Полемика  — это наука убеждать. Она учит подкреплять мысли убедительными  и неоспоримыми доводами, научными аргументами. Полемика особенно необходима, когда вырабатываются новые взгляды, отстаиваются общечеловеческие ценности, права человека, складывается общественное мнение. Она служит воспитанию активной гражданской позиции.

Дискуссия

Слово «дискуссия»  происходит от латинского discussio - рассмотрение, исследование. Под дискуссией обычно имеется в виду публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов. Дискуссия часто рассматривается  как метод, активизирующий процесс  обучения.

Дискуссия дает возможность найти различные  решения проблемы или обсудить противоположные  точки зрения по спорным вопросам. Но обычно дискуссия не разрешает  спора и не склоняет аудиторию  к какому-либо единообразию действий.

Если  цели дискуссии обсуждение и поиск  пути решения проблемы, то задачи это  и акцентирование внимания на жизненно-важных проблемах, и выработка общего мнения в каком-либо вопросе, и мотивация  к различным действиям относительно обсуждаемого.

Участники дискуссии должны обсуждать рассматриваемый  ими вопрос непринужденно, в оживленной манере, задавая вопросы и делая  краткие замечания. При этом обращаясь,  друг к другу они делают  каждое замечание в расчете на аудиторию.

Итог  дискуссии не должен сводиться к  сумме высказанных точек зрения относительно обсуждаемого предмета. Он должен представлять собой синтез объективных и необходимых черт, присущих дискутируемому предмету.  Другими словами, результат дискуссии  должен выражаться в более или  менее объективном суждении, поддерживаемом всеми участниками дискуссии  или большинством.

Диспут

Диспут (лат. disputare - рассуждать, спорить) предполагает обсуждение научных и общественно  значимых тем. В процессе диспута  его участники  также высказывают  свои суждения, дают оценку событиям, рассматривают  проблему с различных точек зрения, но в отличие от дискуссии диспут не только проясняет основания, но и  утверждает позиции спорящих.

Развертывается  диспут благодаря оценкам, аргументациям, смысловым связям с реальной жизнью, опоре на личный опыт, которым пользуются участники спора.

Целью диспута  является формирование взглядов и убеждений, рождающихся в процессе аргументированного, логически построенного спора, столкновения противоположных точек зрения, выявления  ошибочных мнений, обоснования и  доказательств их ошибочности.

Дебаты

Слово дебаты французского происхождения (debat— спор, прения). Прения — русское слово, зафиксированное в лексиконе XVII века. Толковый словарь определяет эти слова так: дебаты — прения, обмен мнениями по каким-либо вопросам, споры; прения — обсуждение какого-либо вопроса, публичный спор по каким-либо вопросам.

В общем, словами дебаты и прения, как правило, именуют споры, которые возникают  при обсуждении докладов, сообщений, выступлений на собраниях, заседаниях, конференциях и т.п. То есть  это  заранее запланированный и проходящий, чаще, при наличии большой аудитории  спор.

Цель  дебатов – убедить наблюдающих, что точка одного участника (группы участников)  более аргументированная, чем точка зрения его оппонентов.

Дебаты  учат участников концентрироваться  на сути проблемы, проявлять критическое  мышление, развивать ораторские умения, научиться работать в команде (при  условии командных дебатов), быстро реагировать на сказанное и систематизировать  свои знания. 

УМЕНИЕ  УБЕЖДАТЬ

 

Эффективность спора во многом зависит от опоры  на логику, от владения искусством аргументации. Умение доказывать свою точку зрения – необходимое условие культуры спора. Что же представляет собой  доказательство как логическая операция?

Доказательство, как правило, состоит не из одного, а целого ряда умозаключений, поэтому  полемисту необходимо иметь чёткое представление о структуре доказательства. Всякое логическое доказательство включает три взаимосвязанных элемента: тезис (мысль или положение, истинность которого требуется доказать), аргументы, или основания, доводы (положения, с  помощью которых обосновывается тезис), демонстрация, или форма, способ доказательства (логическое рассуждение, совокупность умозаключений, которые  применяются при выведении тезиса из аргументов).

Различают доказательство прямое и косвенное.

При прямом доказательстве тезис обосновывается аргументами без помощи дополнительных построений. Косвенное доказательство предполагает обоснование истинности тезиса посредством опровержения противоречащего  положения – антитезиса. Из ложности антитезиса на основании закона исключенного третьего делается заключение об истинности тезиса.

В споре  к прямому и косвенному доказательствам  нередко прибегают  одновременно. В этом случае полемист обосновывает свой тезис и показывает несостоятельность  антитезиса, т. е. идей противника.

При построении логического доказательства полемисту  необходимо знать и  соблюдать  правила выдвижения тезиса и аргументов. Следует иметь в  виду, что тезис  нужно чётко  сформулировать, он должен оставаться неизменным в ходе данного доказательства и не содержать в себе логического противоречия. В качестве аргументов нужно использовать истинные положения, причём их истинность доказывается независимо от тезиса. Кроме того, нельзя забывать, что аргументы должны быть достаточными для данного тезиса.

При нарушении  этих правил в доказательстве возникают  различные логические ошибки. Так, наиболее распространённой ошибкой, совершаемой  относительно доказываемого тезиса, считается «подмена тезиса». Суть её заключается в том, что доказывается или опровергается не тот тезис, который был выдвинут первоначально. Эта ошибка может быть непроизвольной, неумышленной. Полемист не замечает, как  от  одного тезиса переходит на другой. Однако в споре нередко приходится сталкиваться с намеренным искажением тезиса, с приписыванием ему другого  смысла, сужением или расширением  его содержания. К «подмене тезиса»  прибегают, чтобы поставить противника в неловкое положение, обеспечить себе победу в споре.

Остановимся на основных ошибках, относящихся к  аргументам. Если тезис обосновывается ложными суждениями, которые выдаются за истинные, возникает ошибка, называемая «ложное основание» или «основное  заблуждение». Недобросовестные спорщики порой ссылаются на несуществующие документы, якобы опубликованные материалы, на исследования, которые не проводились, подтасовывают факты, искажают статистические данные. Однако эта ошибка может  быть и непреднамеренной, она возникает  из-за недостаточной компетентности полемиста.

Когда в  качестве аргумента берётся недоказанное положение, совершается ошибка «предвосхищение  основания». Это положение не является заведомо ложным, но оно само нуждается в доказательстве, которое должно показать его истинность.

В споре  следует опасаться ошибки, получившей название «порочный круг» или  «круг в доказательстве». Она  состоит в том, что тезис обосновывается аргументами, а аргументы выводятся  из этого же тезиса. Обнаружить в  рассуждениях ошибку «порочный круг», особенно если спорщики недостаточно опытны, не всегда бывает легко, поэтому  порой она остаётся незамеченной и создаётся впечатление, что  выдвинутый тезис доказан.

Логические  ошибки, как отмечалось выше, бывают непреднамеренными и намеренными. Ошибки первого рода чаще всего возникают  из-за отсутствия у человек логической культуры, навыков ведения публичного спора, вследствие излишней горячности, эмоциональности во время обсуждения. Намеренные ошибки – это сознательно  допускаемые полемистом ошибки, это  логические уловки, умышленно  ошибочные  рассуждения, которые выдаются за истинные. Такого рода ошибки называют софизмами (греч. sophisma – измышление, хитрость). Известны они были еще в далёкой  античности, многие из них описаны  Аристотелем в работе «О софистических  опровержениях». Цель их – сделать  противника уязвимым, привести его  в наибольшее затруднение.

Информация о работе Что такое спор?