Эллинистическая риторика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 20:58, реферат

Краткое описание

Риторика возникла в Древней Греции в V в. до н.э. в Афинах, которые стали крупным культурным центром. Ораторское мастерство развивалось в Афинах на фоне древнегреческой литературы VI–III вв. до н.э.: басни Эзопа, лирическая поэзия, трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, комедии Аристофана, историография Геродота, Фукидида, Ксенофонта. На это же время приходится расцвет театра, создание шедевров архитектуры, скульптуры (Фидий, Пракситель, Мирон

Содержание

Введение 3
1. Понятие эллинистической риторики и особенности ее стилей. 6
2. Яркие представители эллинистической эпохи риторики. 11
2.1. Дионисий Галикарнасский 12
2.2. Деметрий 16
2.3. Псевдо-Лонгин 18
2.4. Гермоген из Тарса 20
Заключение 22
Список использованной литературы и источников 23

Вложенные файлы: 1 файл

Эллинистическая риторика_1.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

Юридический факультет

 

Кафедра уголовного процесса, криминального и уголовного надзора

 

 

 

 

Эллинистическая риторика

Реферат

 

 

 

Выполнил

 

Проверил:

Дата защиты «____»__________2012 г.

Оценка______________________________________________________

(подпись научного  руководителя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012

Содержание

Введение

3

  1. Понятие эллинистической риторики и особенности ее стилей.

6

  1. Яркие представители эллинистической эпохи риторики.

11

    1. Дионисий Галикарнасский

12

    1. Деметрий

16

    1. Псевдо-Лонгин

18

    1. Гермоген из Тарса

20

Заключение

22

Список использованной литературы и источников

23


 

 

Введение

Риторика возникла в  Древней Греции в V в. до н.э. в Афинах, которые стали крупным культурным центром. Ораторское мастерство развивалось в Афинах на фоне древнегреческой литературы VI–III вв. до н.э.: басни Эзопа, лирическая поэзия, трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, комедии Аристофана, историография Геродота, Фукидида, Ксенофонта. На это же время приходится расцвет театра, создание шедевров архитектуры, скульптуры (Фидий, Пракситель, Мирон). В Афинах работают или на время приезжают из других греческих городов выдающиеся дипломаты, деятели культуры и искусства, архитекторы, скульпторы, живописцы. Для греков их город-государство обладал эстетическим смыслом – воплощение порядка, подчинявшего себе хаос первозданной природы и хаос первозданного варварства.  

Зарождение риторики и расцвет  ораторского искусства были обусловлены общественной потребностью: в условиях афинской рабовладельческой демократии (V век до н.э.) развивается общественная и политическая жизнь, и красноречие становится основополагающим признаком культуры в целом. Как справедливо подчеркивают исследователи, риторика неотделима от типа организации древнегреческого общества, особенностей его управления. Не случайно феномен политического красноречия практически отсутствовал в древневосточных деспотиях, где государственный строй исключал свободное состязание мнений.  

Общественная жизнь Древней  Греции была такова, что политику приходилось  выступать в собрании совета и  на народных собраниях, полководцу –  перед войском, частному лицу – перед  судом, на празднествах, дружеских встречах, поминках. В республиканском греческом полисе центральная фигура – «политический муж», поскольку три профессии – политика, полководца и оратора – считались в Афинах богоравными. Красноречие становится жизненно важным навыком афинского гражданина.

Риторика и ораторское искусство формируют стиль и логику изложения, позволяют сделать повествование связным и доходчивым для аудитории. Особенно значимым подобное умение становилось во время судебных процессов или общих собраний древних греков и древних римлян. Решение важных государственных и общественных вопросов зависело от красноречия выступающих, от логичности и доступности их аргументов для понимания и восприятия аудиторией. Многие судьи склоняли свое решение в ту или иную сторону только благодаря пламенным и убеждающим речам защитника или обвинителя – это действует и в современных судах с присяжными.  

Главным содержанием риторики в  античное время была теория аргументации в публичной речи. Все речи делились на три вида: совещательные, судебные и эпидейктические (торжественные). Дело речей совещательных – склонять или отклонять, судебных – обвинять или оправдывать, эпидейктических – хвалить или порицать. Была определена тематика совещательных речей – это финансы, война и мир, защита страны, ввоз и вывоз продуктов, законодательство. В классической античности наиболее важным был жанр совещательный (политическое красноречие).

В древней риторической науке можно назвать имена  исследователей, которые занимали ведущее  место в разработке теории красноречия. Это Платон, Аристотель, Цицерон, Квинтилиан и некоторые другие. Именно их теоретические изыскания составляют ту платформу, на которой основывались дальнейшие исследования. Огромный пласт древнегреческой риторической науки занимает эпоха эллинизма и ее яркие представители, значимость труда которых зачастую незаслуженно забыта.

Таким образом, целью  исследования является рассмотрение теорий риторики, разработанных древнегреческими философами эпохи эллинизма.

Цель исследования выдвигает  необходимость решения следующих задач:

-  рассмотреть историю происхождения эллинистической риторики и ее теорий;

-  проанализировать понятие риторики в трудах Дионисия Галикарнасского, Деметрия,  Псевдо-Лонгина,  Гермогена из Тарса. 
1. Понятие эллинистической риторики и особенности ее стилей

Время эллинистических  монархий не способствовало развитию политического красноречия, тем  интенсивнее развивались теоретические исследования риторики. В эллинистических теориях  риторики находят развитие идеи Аристотеля о членении речи; согласно этим теориям, подготовка речи делится на пять частей:

1) нахождение (в латинской  терминологии  - инвенция), или обнаружение  доказательств, – сводится к  выделению предмета обсуждения  и установлению тех общих мест, опираясь на которые следует строить доказательство;

2) расположение (в латинской  терминологии - диспозиция), или установление  правильного порядка доказательства, – сводится к разделению речи  на предисловие, рассказ (изложение  обстоятельств), доказательство (подразделяющееся, в свою очередь, на определение темы, собственно доказательство своих доводов, опровержение доводов противников и отступление), заключение;

3) словесное выражение  (в латинской терминологии - элокуция), или поиски языка, подходящего  для найденного предмета речи и доказательств, – заключается в отборе слов, их сочетании, применении фигур слова и мысли, с тем, чтобы достичь четырех качеств речи: правильности, ясности, уместности, пышности (стоики добавляли к ним также и краткость);

4) запоминание (в латинской терминологии - мемория) – заключается в использовании мнемотехнических средств, с тем, чтобы твердо удерживать в памяти предмет речи и подобранные доказательства;

5) произнесение (в латинской  терминологии - акцио) – представляет  собой управление голосом и жестами во время речи, с тем, чтобы оратор соответствовал своим поведением достоинству предмета речи.

 Разные части теории  членения речи были развиты  неравномерно: в античных риториках  наибольшее внимание уделялось  инвенции, несколько меньшее –  диспозиции и элокуции, причем роль последней становилась все более и более важной от трактата к трактату.

В состав учения о словесном  выражении входило и учение о  трех стилях: в зависимости от использования  стилистических средств - о простом (низком), среднем и высоком стиле речи. Эта теория сохраняла своё значение в Средние века и в эпоху Возрождения.

После исчезновения демократии античная риторика ориентировалась  главным образом на два типа речей: на судебные и парадные речи. Соответственно двум этим целям (утилитарной и эстетической) формируются два направления в теории стиля: аттицизм (аттикизм, аттическое направление), заботившийся преимущественно о точности выражения, и азианизм (азианство, азиатское направление), ставивший целью занимательность изложения и выработавший особый высокий стиль, основанный на контрастах, изобилующий сравнениями и метафорами. После исчезновения демократии античная риторика ориентировалась главным образом на два типа речей: на судебные и парадные речи. Соответственно двум этим целям (утилитарной и эстетической) формируются два направления в теории стиля: аттицизм (аттикизм, аттическое направление), заботившийся преимущественно о точности выражения, и азианизм (азианство, азиатское направление), ставивший целью занимательность изложения и выработавший особый высокий стиль, основанный на контрастах, изобилующий сравнениями и метафорами. 
     Эллинистическая риторика анализировала большое число стилистических явлений. Она изучала сочетания слов, разрабатывала учение о качествах речи, продолжала заниматься проблемами тропов, фигур, стилей некоторых трактатах, однако, на первых порах мы находим влеченье риторизмом, изысканностью выражений, сложными фразами, «цветами красноречия». Эта манера речи стала называться «азианским стилем» по месту его возникновения и процветания в Малой Азии.  
Азианский стиль изучали Гермоген, Феодр Годарский (учитель Тиберия), анонимный автор, именовавшийся Лонгином (Псевдо-Лонгин), который написал трактат «О возвышенном». Представители этого стиля проповедовали  пафос, подъем, экзальтацию.  
     Однако не все теоретики и практики были сторонниками азианского стиля, его противники стояли за классические образцы и строгость речи. Этот стиль, в противоположность азианскому, стал называться аттическим, а его представители - аттицистами. Они проповедовали утонченную образность и интеллектуальность речи, которые вызывали у слушателей определенные ассоциации, тем самым воздействуя на них.  
     Аттицисты были сторонниками чистоты речи, под которой подразумевалась ее нормативность, сводившаяся к правильному выбору слова и морфологической формы. Если оратор следовал этим требованиям, он мог считаться образцовым оратором, а его речи изучались как образцы. Уже к концу III в. до н. э. сторонники аттицизма (классицизма) победили, хотя борьба продолжалась и далее в Риме. В I в. до н.э..  
Представителями аттического направления в греческой культуре были, например, Дионисий Галикарнасский, а также Деметрий.

Обыкновенно судебное красноречие меркнет там, где  его представители не совмещают свою адвокатскую деятельность с политической. Так, в эллинистической Греции из трех разновидностей риторической прозы некоторое значение сохраняет только одна — парадное, или эпидейктическое, красноречие, подвизающееся в основном у подножья тронов. Процветает и школьная риторика, со времен Исократа ставшая основой всей системы античного образования. Именно в школах распространяются так называемые декламации, распадающиеся на суазории (вымышленные политические речи, например: «Оратор убеждает афинян уничтожить свои трофеи над персами ввиду угрозы Ксеркса вернуться, если они этого не сделают») и на контроверсии (мнимосудебные речи по вымышленным делам, например: «Храбрец убивает брата, установившего тиранию, и затем попадает в плен к пиратам; гневный отец обещает за него двойной выкуп, если ему отрубят руки; возмущенный предводитель пиратов отпускает его даром; спустя некоторое время впавший в нищету отец требует от сына помощи, но последний в ней отказывает»).1

Как видно из приведенного выше, красноречие этого периода, особенно контроверсии, сильно отдает беллетристикой. Действительно, риторические задачники, которые не замедлили появиться, походили на собрание уголовных романов и в своих позднейших латинских переделках имели значительное влияние на средневековую новеллу.

Как указывает  М.Л. Гаспаров, в этих условиях наибольшую важность представляют два момента: «Во-первых, изменился эстетический идеал красноречия. Политическая речь стремится прежде всего убедить слушателя, торжественная речь — понравиться слушателю. Там важнее всего была сила, здесь важнее всего красота. И греческое красноречие ищет пафоса, изысканности, пышности, блеска, в речах появляются редкие слова, вычурные метафоры, подчеркнутый ритм, ораторы стараются щегольнуть всем арсеналом школьных декламаций. Наибольшую известность среди ораторов нового стиля имел Гегесий, имя которого впоследствии стало синонимом дурного вкуса. Позднее, когда приевшаяся пышность нового стиля стала ощущаться как упадок красноречия после древнего величия, возникло мнение, что причиной этого упадка было перемещение аттического красноречия на Восток, в среду изнеженных жителей греческой Азии, усвоивших тамошние «варварские» вкусы; отсюда за всем новым стилем закрепилось наименование «азианство». Однако такое объяснение было неверным: новый стиль был подготовлен всем развитием классического стиля — от простоты и скромности Лисия к богатству и сложности Демосфена; переход от классического стиля к новому был плавным и постепенным (лишь условно стали потом связывать этот переход с именем философа-оратора Деметрия Фалерского, ученика Феофраста); сами ораторы нового стиля считали себя истинными наследниками аттических ораторов и даже дробились на несколько направлений в зависимости от избираемого классического образца… Во-вторых, повысилось значение теоретических предписаний для красноречия. Если в политическом красноречии содержание и построение речи целиком исходят из неповторимой конкретной обстановки, то содержание торжественных речей всегда более однообразно и, следовательно, легче поддается предварительному расчету. Поэтому риторическая теория, заранее рассчитывающая все возможные типы и комбинации ораторских приемов, оказывается в высшей степени необходимой оратору. Начинается усиленная разработка теоретической системы риторики, существующие положения и предписания умножаются новыми и новыми, классифицируются на разные лады, достигают небывалой дробности и тонкости, стараясь охватить все возможные случаи ораторской практики…»2

Информация о работе Эллинистическая риторика