Биопродукты на марше

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:34, творческая работа

Краткое описание

Какие-то сто лет назад и ранее наши дедушки и бабушки не сталкивались с проблемой натуральности продуктов. Все пищевые продукты были натуральными. Затем появились химические удобрения, сельскохозяйственные ядохимикаты, которые во много раз облегчают труд и способствуют заметному повышению урожайности. Появились антибиотики, которые помогают в борьбе с болезнями животных. Технологии производства продуктов питания так далеко шагнули за последние 30 лет вперед, что стало возможным синтезировать заменители множества составляющих пищевых продуктов, пищевкусовые добавки, красители, ароматизаторы, консерванты и многое другое. Из последних новинок – применение продуктов генной инженерии.

Вложенные файлы: 1 файл

Биопродукты на марше.docx

— 17.20 Кб (Скачать файл)

Биопродукты на марше

 

М.А. Олигер

руководитель  органа по сертификации

ООО "Национальный центр сертификации "Пахалах 

 

Какие-то сто лет назад  и ранее  наши дедушки  и бабушки не сталкивались с проблемой натуральности продуктов. Все пищевые продукты были натуральными. Затем появились химические удобрения, сельскохозяйственные ядохимикаты, которые во много раз облегчают труд и способствуют заметному повышению урожайности. Появились антибиотики, которые помогают в борьбе с болезнями животных. Технологии производства продуктов питания так далеко шагнули за последние 30 лет вперед, что стало возможным синтезировать заменители множества составляющих пищевых продуктов, пищевкусовые добавки, красители, ароматизаторы, консерванты и многое другое. Из последних новинок – применение продуктов генной инженерии.   

 

Это гораздо дешевле и  быстрее, чем выращивать и перерабатывать сырье самим, а применение современных  технологий и заменителей натурального сырья позволяет достигать длительных сроков хранения продукции и получать моментальный экономический эффект за счет снижения затрат, связанных  с переработкой натурального сырья. Все это приводит к тому, что  мы употребляем практически сбалансированное, энергетически полноценное, химическим образом произведенное питание  с наличием натуральных компонентов. На вид продукт не отличить от настоящего!  

 

Тем не менее назревшая проблема стремительно ухудшающегося состояния здоровья населения не только в развивающихся, но и в экономически развитых странах, связанная именно с интенсификацией производства пищевой продукции, и как следствие, снижением качества продуктов питания, недостатка в них минеральных веществ и витаминов, избыточном потреблении рафинированных продуктов, вызвала необходимость принятия неотложных мер на государственном уровне по повышению качества продукции. Ведущими державами - Канадой, США, Японией, странами Европейского Союза (ЕС) принят ряд документов, регламентирующих основные принципы по организации производства экологических и биопродуктов, и в настоящее время проводятся активные действия по увеличению объемов их производства. 

 

На Западе рынок биопродуктов переживает настоящий бум, несмотря на мировой экономический кризис. В то время как традиционный продовольственный рынок многих стран идет на спад, рынок органической продукции во всем мире растет на 20% ежегодно, и это не предел. Такому интенсивному росту рынка органической продукции способствуют постоянно ухудшающая экологическая обстановка в мире, скандалы относительно трансгенных продуктов, все чаще встречающиеся отравления людей зараженными и некачественными продуктами.  

 

На российском рынке тоже стали встречаться товары с маркировкой  «био-», «органик», «эко-». Вместе с тем наблюдается проблема, характерная только для России: маркировку «био-», «органик-», «эко» можно увидеть на любом виде отечественной продукции, в соответствии только с амбициями изготовителя, однако это далеко не всегда соответствует ожиданиям потребителя.  

 

Основное и самое главное, что нужно знать рядовому потребителю, это то, что вся продукция, маркированная  подобным образом, должна сопровождаться сертификатами, подтверждающими соответствие заявленным характеристикам. А требования к биопродуктам регулируются национальным законодательством каждого государства. В странах ЕС такая сертификация стоит очень дорого, к тому же требования, предъявляемые к продукции, очень жесткие и во многих случаях невыполнимые по отношению к России. Поэтому 99% продукции, прошедшей сертификацию в соответствии с международными стандартами, является импортируемой, а не отечественной.  

 

Главная причина, по которой  отечественная продукция не занимает достойного места на полках, предназначенных  для продажи биопродукции - отсутствие законодательно и научно обоснованного определения понятия «биопродукт», отсутствие четких единых критериев, отличающих биопродукты от обычных, а также нормативной базы для подтверждения соответствия применительно к указанному типу продукции. Еще одна причина, по которой тормозится развитие рынка биопродукции – недостаточная информированность населения. Многим владельцам предприятий и фермерских хозяйств недостает знаний о соответствующих методах органического земледелия. 

 

Большая часть отечественной  продукции, позиционируемой как  «БИО», «ОРГАНИК», «ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТАЯ»  продается с нарушениями законодательства. Официально у нас узаконены только пометки "Без пестицидов" или "Без консервантов" (ГОСТ "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования") при наличии соответствующего подтверждения этой информации.  В этом же стандарте запрещается наносить маркировку о дополнительных выдающихся свойствах продукта без соответствующего подтверждения этой информации компетентной организацией, а относительно употребления самого распространенного наименования «экологически чистый» говорится особо – ЗАПРЕЩЕНО! Неспециалисту трудно в этом разобраться - где ЭКО, а где БИО, или это одно и то же? Вследствие этого, добрая треть всех российских перерабатывающих предприятий обозначает свою продукцию как "органическая", "эко" или " экологически чистая", для того чтобы хоть как-то выделить свою продукцию. Продается эта продукция в одном ряду с традиционными продуктами питания и, как правило, по той же цене, занимая в результате неясное и двусмысленное положение на рынке. 

 

Настоящая биопродукция не может стоить дешево. Высокая цена органических продуктов питания складывается из множества факторов, в первую очередь, способов органического производства (выращивания), переработки, упаковки и хранения, исключающих применение химических веществ, методов генной инженерии, вредных физических воздействий в процессе изготовления, например, таких как химическое рафинирование, гидрогенизация, ионизирующее излучение. Такая продукция проходит тщательный контроль на каждой стадии своего производства, начиная с экологической оценки поля или фермы и заканчивая упакованным продуктом. Процесс получения биопродуктов не может носить массовый характер и не призван разрешить вопрос продовольственной безопасности, а сама продукция – штучный товар. Срок хранения органической продукции, как правило, короче, чем у аналогичных традиционных продуктов, и это тоже сказывается на цене.  

 

В России в настоящее время  насчитывается всего около 15 органических хозяйств, которые были сертифицированы  в основном по международным экологическим  стандартам. В нашей стране сертифицирующими организациями также предпринимаются  попытки разработать документы, устанавливающие требования к биопродукции, как правило, на базе систем добровольной сертификации. В Чувашии примером такого документа является стандарт «Чувашский биопродукт. Общие требования, правила применения», разработанный в рамках Региональной системы добровольной сертификации «Чувашская марка «Пахалах").

Тем не менее, несмотря ни на что, российский рынок биопродуктов начал  стремительно развиваться, спрос рождает предложение, а востребованность в наличии натуральных продуктов питания на столах россиян должна неминуемо привести к разрешению вышеуказанных трудностей и вопросов. Удачи нам всем!

 


Информация о работе Биопродукты на марше