Влияние комплексных удобрений на рост проростков пшеницы сорта «Новосибирская 15»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 16:40, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы являлось изучение влияния комплексных удобрений на рост проростков пшеницы.
В задачи работы входило:
1. исследование влияния удобрений на энергию прорастания и всхожесть пшеницы.
2. исследование влияния удобрений на рост корней и проростков пшеницы.

Содержание

Введение
Глава 1. обзор литературы
Влияние комплексных удобрений
Влияние минеральных удобрений
Азотные удобрения
Фосфорные удобрения
Калийные удобрения
Глава 2. Методы и объекты исследования
Объекты исследования
2.1.1 Биологические особенности пшеницы
2.1.2 Биологические особенности ячменя
2.1.3 Биологические особенности овса
Определения влияния комплексных удобрений
Биометрические методы исследования
Безопасность жизнедеятельности
Охрана окружающей среды
Глава 3. Результаты исследования.
Влияние удобрений на энергию прорастания и всхожесть пшеницы, ячменя и овса.
Влияние комплексных удобрений на рост корней и проростков пшеницы, ячменя и овса.
Выводы
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

В период созревания пшеница более требовательна к теплу. В Восточной Сибири температура воздуха вслед за колошением от декады к декаде снижается, и пшеница не вызревает даже при длительном отсутствии заморозков.

Яровая пшеница - растение длинного дня, поэтому продуктивность вегетационного периода изменяется не только в зависимости от тепла и влаги, но и при продвижении ее посевов с севера на юг.

Продуктивность периода колошение -восковая спелость определяется температурным режимом и условиями увлажнения и не зависит от длины дня.

Характеристика сорта «Новосибирская 15». Оригинатор – Сибирский НИИ растениеводства и селекции. Год введения в Госреестр – 2003. Разновидность лютесценс (колос безостый, белый, колосковые чешуи неопушённые, зерно красное). Куст прямостоячий. Стебель средней толщины, прочный, полый. Лист имеет среднее опушение в период кущения. Сорт узколистый. Флаговый лист с сильным восковым налётом. Цвет листа близок к тёмно-зелёному. Колос цилиндрический, средней плотности. Остевидные отростки короткие, размещены на 1/4 колоса. Нижняя колосковая чешуя с коротким зубцом прямой формы и слабым опушением внутренней стороны. Плечо прямое, средней ширины. Зубец короткий, прямой. Зерновка яйцевидной формы с относительно неглубокой бороздкой, хохолок короткий Сорт раннеспелый, вегетационный период 67-78 дней, созревает на 3-9 дней раньше районированных сортов. Устойчив к полеганию и прорастанию зерна на корню. Среднезасухоустойчив. На инфекционном фоне сорт устойчив к пыльной головне, умеренно восприимчив к твёрдой головне, средне поражается бурой ржавчиной и мучнистой росой. Масса 1000 зёрен до 40 г. Натура зерна 774 г/л. Содержание белка до 19,0 %, клейковины до 39,0 % с качеством I группы (70 ед. ИДК). Сила муки 446 е.а., объём хлеба 730 см3. Общая хлебопекарная оценка 4,4 балла. Хлебопекарные качества отличные. Сорт внесён в группу сильных пшениц [15Грязнов А.А. Характеристика реестровых сортов основных зерновых и крупяных культур, допущенных к использованию в Уральском регионе: Учебное пособие / А.А. Грязнов. – Челябинск, 2009. – 159 с.].

 

 

2.2. Определение влияния жидких комплексных удобрений

 

В эксперименте использовались следующие жидкие комплексные удобрения: «Агрикола аква Форвард», «Крепыш», «Биогумус», и в качестве контроля бралась вода. Состав удобрения представлен в таблице 1.

 

Таблица 1.

Состав комплексных удобрений

 

Агрикола

Элемент

Количество, %

Азот

1,5

Фосфор

0,8

Калий

0,8

Гумат натрия

0,2

+ микроэлементы: бор, медь, цинк и  марганец

Крепыш

Азот

3

Фосфор

1,5

Калий

3

Органическое вещество

 

Биогумус

Соли гуминовых кислот

1,7

Азот

1,5

Калий

0,3

Фосфор

0,2


 

В исследовании применялись рекомендованные концентрации растворов удобрений. 

Для лабораторной оценки влияния комплексных удобрений исследуемых генотипов пшеницы использовали рулонный метод оценки проростков (Каталог мировой коллекции ВИР. Ячмень..., 1991).

Отобранные семена помещались в чашки Петри с добавлением растворов удобрений и водой (контролем). Согласно Госту 12038 – 84 на третьи сутки определялась энергия прорастания в процентах. Далее семена заворачивались в рулоны фильтровальной бумаги и ставились в стаканы с теми же растворами. На седьмые сутки определялась всхожесть тоже в процентах.

Время экспозиции проростков в рулонах мы ограничили до десяти суток.

По прошествии десяти суток рулоны разворачивали и проводили необходимые измерения (линейных размеров). Помещение в рулоны уже проращенных зерен обусловлено тем, что в случае непосредственного проращивания семян в растворах удобрений за небольшой промежуток времени (10 дней) было бы невозможно получить проростки.

Для эксперимента отсчитывали 3 пробы по 50 штук семян в каждой.

 

2.3. БИОМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Статистическая обработка материала проводилась вариационно-статистическим методом (Рокицкий 1973) и с помощью пакета программ Microsoft Excel.

В работе рассчитывались:

1. Средняя арифметическая (х) по формуле x = ∑xi/n,где n- число

наблюдений.

2. Среднее квадратичное отклонение  (δ),  по формуле:

δ =√ Σ(хi-х)²/(n-1), где (n-1) – число степеней свободы.

3. Ошибка среднего (mх), по формуле:    mх= δ/√n

4. Коэффициэнт    вариации    -    среднее    квадратическое    отклонение, выраженное в процентах от среднего значения признака, т.е.

С= 100· δ


          x

При помощи коэффициента изменчивости можно судить о степени различия в колебании разных признаков как в пределах одной совокупности, так и разных совокупностей независимо от единиц измерения разных сопоставляемых признаков.

На основании величины коэффициента изменчивости можно установить характеристику изменчивости, например, по следующей схеме: коэффициент изменчивости до 5% - изменчивость слабая; 6—10%- умеренная; 11— 20% - значительная; 21—50%- большая; 50% и больше - очень большая

 

2.4. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Техника безопасности – система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов.

Охрана труда – система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, социально-гигиенические, лечебно-профилактические и другие мероприятия.

Любой работник, допущенный к производственным операциям до начала работы обязан изучить правила техники безопасности и безопасные методы с электроустановками.

Перед началом работы в химической лаборатории работникам обязаны провести инструктаж по безопасным методам работы. Студент, не изучивший правил техники безопасности и не прошедший инструктажа, к выполнению лабораторных работ не допускается.

Необходимо:

- работать в белом халате;

- закрепленное за студентом  рабочее место содержать в  чистоте и порядке;

- проверить исправность нагревательных  приборов, вентиляции, защитных средств;

- работать с летучими ядовитыми веществами только под вытяжным шкафом;

- переливать приготовленные реактивы  в склянки с надписями;

- использовать при работе с  кислотами, щелочами или ядовитыми  реактивами цилиндры или пипетки  с грушей, ватный тампон;

- надевать при работе с едкими  веществами предохранительные очки, резиновые перчатки и фартуки;

- сливать кислые и щелочные  реактивы в раковину только после нейтрализации;

- пользоваться при нагревании  горючих и летучих реактивов  водяными банями;

- тушить огонь при возгорании  легковоспламеняющихся жидкостей  углекислотным огнетушителем, песком;

- выключать все электроприборы  при внезапном отключении тока;

- при возгорании проводов немедленно  их обесточить, тушить огонь углекислотным  огнетушителем или покрывалом  их асбеста;

- с ртутными термометрами работать  осторожно;

- после окончания работы привести  в порядок рабочее место и  сжать дежурному.

Запрещается:

- держать в лаборатории пищевые  продукты, пить воду из химической  посуды;

- работать с разбитой посудой, пользоваться реактивами из склянок  без надписей;

- оставлять без присмотра приборы  и электрооборудование;

-  нагревать горючие и летучие вещества на открытом огне или вблизи пламени;

- лить воду в кислоту при  приготовлении растворов кислот.

Действенной мерой предупреждение несчастных случаев от поражения электрическим током является постоянный контроль за состоянием изоляции электрических установок. Состояние изоляции проверяют в новых установках, в установках после ремонта и модернизации и после длительного перерыва в работе.

При несчастных случаях в химической лаборатории необходимо оказать первую помощь (см. таблицу) 

Таблица 2.

Первая помощь при несчастных случаях в химической лаборатории.

 

Возможные несчастные

 случаи

Первая помощь

Порезы стеклом

Удалить осколок стекла, вытереть рану

чистой сухой марлей или ватой, присыпать

 порошком белого стрептоцида  и завязать.

Ранение с сильным кровотечением

Остановить кровь перевязкой выше места

 ранения (толстенной каучуковой  трубкой),

забинтовать и отправить на ближайший

медицинский пункт.

Ожог раскаленным

предметом

Смазать обожженное место или насыщенным

раствором КМnО4 или сульфидиновой

эмульсией. 

Ожог водным паром или кипящей водой

Помощь та же, что и при ожоге раскаленным

предметом

   

Ожог концентрированными

кислотами

Тщательно смыть кислоту водой под краном,

после чего смазать обожженное место слабым раствором (5-10%) двууглекислой содой NaНСО3 или присыпать порошком этой соды

Ожог глаз концентрированными кислотами

Тщательно промыть глаз 2%- ным раствором  NaНСО3 .

Ожог глаз крепкими щелочами NаОН, КОН, NН4ОН

После тщательного промывания глаз водой, промыть их слабой кислотой (25%-ный раствор борной или уксусной кислоты).

Ожог жидким бором

Промыть пораженное место водой и слабым раствором аммиака. Поставит компресс из 1%-го раствора карболовой кислоты.

Отравление лабораторными газами (окислы азота, бром, аммиак и др.)

Немедленно вывести отравленного на чистый воздух, если нужно, сделать искусственное дыхание и дать кислород. При отравлении бором и хромом, а так же йодом, осторожно вдыхать пары аммиака из 10%-го раствора NН4ОН. Хорошо провентилировать помещение.

Отравление кислотами

( НСl, HNO3, СН3СООН)

Принимать во внутрь суспензию

 магнезии, молоко, вода  с мукой.

Отравление щелочами (NаОН, КОН, NН4ОН, Nа2СО3, К2СО3)

Принимать во внутрь 5%-ную уксусную кислоту, лимонную кислоту или сок лимона.


 

2.5. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

5.2.1 Мероприятия по охране окружающей  среды при возделывании пшеницы

Охрана природы – система мер, направленных на поддержание рационального взаимодействия между деятельностью человека и окружающей природной средой, обеспечивающих сохранение и восстановление природных ресурсов, предупреждающих вредное влияние результатов деятельности общества на природу и здоровье человека. Всё это делается в интересах настоящего и будущих поколений людей. Эти мероприятия должны научно обосновываться, и могут осуществляться на разных уровнях.

Важной проблемой является разработка специального закона об экологической безопасности России. Впервые право на благоприятную окружающую среду закреплено в новой Конституции РФ (ст. 42).

В законе РФ от 2002 г. «Об охране окружающей среды» после общих положений идет специальный раздел, «Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду».

В ст. 11 этого закона сказано, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью.

Человек при возделывании яровой пшеницы, используя земельные, водные, растительные, животные и энергетические ресурсы обеспечивает себя, в первую очередь, пищей, оказывая на природу большое воздействие, чем в любой другой деятельности.

Технология возделывания пшеницы включает следующие операции: основная обработка почвы (вспашка), предпосевная обработка почвы (боронование и предпосевная культивация), а также внесение органоминеральных удобрений и обработка различными химическим препаратами. Все приемы обработки, применяемые при выращивании пшеницы обеспечивают крошение, рыхление и оборачивание обрабатываемого слоя, а также подрезание корневой системы сорняков, заделку удобрений и растительных остатков. Оптимальные сроки и способы внесения удобрений в той или иной степени определяют доступность для растений питательных элементов, характер их закрепления почвой и другие показатели

Возделывание яровой пшеницы сопряжено с использованием большого количества сельскохозяйственной техники (тракторов, комбайнов), различных сельскохозяйственных орудий, многократно воздействующих на почву (бороны, культиваторы, плуги и т.п.), что вызывает её уплотнение.

Уплотненная почва становится податливой к водной, ветровой и другим видам эрозии. Уплотнение сопровождается истиранием почвы. Особенно неблагоприятно использование колесных тракторов. Увеличение твердости почвы при уплотнении в колее в 1,5-2 раза препятствует нормальному прорастанию семян, развитию корневой системы, обусловливает мелкую заделку семян, в связи с этим глубина заложения узла кущения растений оказывается недостаточной. Часть семян остается на поверхности. Все это приводит к снижению зимостойкости и засухоустойчивости растений.

Информация о работе Влияние комплексных удобрений на рост проростков пшеницы сорта «Новосибирская 15»