Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 04:03, курсовая работа
Объектом исследования являлись процессы формирования и развития кредитования крестьянских (фермерских) хозяйств Костанайской области, как формы аграрной предпринимательской деятельности.
Предмет исследования составляют проблемы теории, и методики функционирования и развития кредитования крестьянских (фермерских) хозяйств.
Социологическое исследование, проведенное по материалам более чем 4 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств всех четырех областей Северного Казахстана показало, что здесь 98,0 % хозяйств организованы людьми, постоянно проживающими в сельской местности, только 2 % организованы горожанами.
Главами 6,4 % хозяйств являются женщины, 93,6 % - мужчины. По возрасту главы крестьянских (фермерских) хозяйств распределены следующим образом: до 30 лет - 8,2 %, 31-40 лет - 32,8 %, 41-50 лет - 43,7 %, 51- 60 лет 8,7 % и свыше 60 лет- 6,6 %. Преимущественно хозяйства организованы людьми в возрасте от 30 до 50 лет. Из числа глав крестьянских (фермерских) хозяйств 10 % имеют высшее, 28,9 % -среднеспециальное и 61,1 % - среднее образование.
В крестьянских (фермерских) хозяйствах Северного Казахстана заняты трудом 13,2 % от общего числа работающих, в крестьянских (фермерских) хозяйствах республики. Сельскохозяйственное производство в них организовано на преимущес
твенном использовании труда членов семьи. Из числа работающих удельный вес женщин составляет 8,8 % , пенсионеров -1,8 % и подростков - 0,8 %. Удельный вес наемных работников колеблется от 11,1 % в Акмолинской области до 29,6 % - в Северо-Казахстанской. По региону в среднем на одно хозяйство приходится 4 работника.
Условия сбыта произведенной крестьянами продукции формируется под влиянием монополистических тенденций, развивающихся на аграрном рынке. Вследствие монополизма и слабого развития рыночной инфраструктуры крестьяне не могут реализовать свою продукцию по нормальным рыночным, ценам.
Начавшийся с момента приобретения Казахстаном полного суверенитета и независимости процесс возрождения крестьянских (фермерских) хозяйств изначально являлся одной из основных задач преобразования экономики страны по законам рыночных отношений.
Формирование в нормативных правовых актах Республики Казахстан четкого понятия крестьянского (фермерского) хозяйства, отражающего его суть применительно к названным задачам потребовало значительного времени и нашло, по нашему мнению, свое завершение с принятием 31 марта 1998 год Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, взамен принятого еще в 1990 году Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве в Казахской ССР.
Согласно статье 1 нового Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, таковым признается семейно-трудовое объединение лиц, в котором осуществление индивидуального предпринимательства неразрывно связано с использованием земель сельскохозяйственного назначения для производства сельскохозяйственной продукции, а также с переработкой и сбытом этой продукции. А субъектами этого хозяйства являются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и при отсутствии признаков юридического лица.
На практике часто возникает вопрос о
том, кто может являться членом крестьянского
(фермерского) хозяйства. Мы не будем приводить
здесь различные бытующие произвольные
вариации ответа на него, поскольку в пункте
2 рассматриваемой статьи Закона приведен
их исчерпывающий перечень - супруги, дети,
усыновленные (удочеренные) дети, родители
и другие близкие родственники, совместно
ведущие общее хозяйство.
Хозяйство может выступать лишь в следующих
формах, установленных пунктом 3 этой же
статьи:
- крестьянского хозяйства, в котором
предпринимательская
- фермерского хозяйства, основанного
на осуществлении личного
- фермерского хозяйства, организованного
в форме простого товарищества на базе
общей долевой собственности на основе
договора о совместной хозяйственной
деятельности.
Крестьянское (фермерское) хозяйство, исходя из требований действующего Закона о нем, создается на добровольных началах и считается созданным с момента государственной регистрации права землепользования (ст.2), является равноправной производственной единицей сельского хозяйства в Республике Казахстан (пункт 1 ст.3).
Понятия и содержание вышеназванных форм функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств специально рассматриваются в статьях главы 1 (Общие положения) Закона об индивидуальном предпринимательстве.1 Весьма важным для функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств также является вопрос об его собственности вообще, равно, как и касательно землепользования, в частности.
Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства, в соответствии со статьей 4 Закона о нем, принадлежит его членам на праве общей совместной или общей долевой собственности. В их собственности находятся насаждения на земельном участке, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника, оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов. Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности хозяйства, являются общим совместным или общим долевым имуществом его членов хозяйства и используются по соглашению между ними.
Имущественные отношения членов крестьянского (фермерского) хозяйства регулируются и соответствующими нормами гражданского и земельного законодательства.
Аналогично вышеизложенному, понятие собственности крестьянского (фермерского) хозяйства дается в ст.224 Гражданского кодекса Республики Казахстан. Статьи 225 и 226 этого Кодекса регламентируют, соответственно раздел имущества и правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства при его реорганизации в хозяйственное товарищество или кооператив.
Касательно же землепользования крестьянского (фермерского) хозяйства, то мы находим в статье 9 одноименного Закона однозначное требование о том, что земельные участки для ведения хозяйства выделяются единым массивом, за исключением случаев, когда отдельные земельные участки и виды сельскохозяйственных угодий по качеству почв не сопоставимы по ценности (в зоне орошаемого земледелия, с ограниченными источниками заготовки кормов, с резко выраженной сезонностью использования пастбищ), и земель, передаваемых во временное безвозмездное землепользование (пункт 1 ст.9).
Земельный участок, предоставленный хозяйству, находится на праве общего совместного или общего долевого землепользования его членов, если иное не предусмотрено договором между ними. Причитающаяся часть (вклад, доля, пай) имущества компенсируется деньгами. Порядок, срок выплаты и компенсация устанавливаются по взаимной договоренности всех членов хозяйства (пункт 2 ст.9).
Крестьянское (фермерское) хозяйство, обладающее правом постоянного землепользования, может без какого-либо разрешения государственных органов распоряжаться этим правом, как-то: продавать, дарить, сдавать во вторичное землепользование, менять, переуступать в иных формах, сдавать в залог, завещать, а также совершать в отношении этого права иные сделки, не запрещенные гражданским и земельным законодательством (пункт 3 ст.9).
Кроме того, Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве определяет порядок предоставления земельного участка для организации крестьянского (фермерского) хозяйства (ст.8), нормы его предоставления для ведения хозяйства (ст.7), права хозяйства как землепользователя (ст.10).
Так, в постоянное землепользование для ведения хозяйства земельные участки представляются бесплатно гражданам Республики Казахстан в следующих размерах:
- из земель
- из земель специального земельн
Наиболее важным правом крестьянского (фермерского) хозяйства (среди ряда имеющихся) бесспорно есть право самостоятельно хозяйствовать на земле, используя ее в целях производства сельскохозяйственной продукции, самостоятельно использует свою продукцию и реализует ее на внутреннем и внешнем рынках (пункты 1, 4 ст.10).
В то же время, в статье 11 содержится перечень обязанностей крестьянского (фермерского) хозяйства по использованию земли, а в статье 12 - основания прекращения права землепользования.
В числе многих имеющихся обязанностей хозяйства в качестве основных, на наш взгляд, следует считать использование предоставленной земли в соответствии с целевым назначением, недопущение снижения плодородия почвы и ухудшения экологической обстановки в результате своей деятельности (соответственно пункты 1, 2 и 4 ст.11).
Право землепользования земельным участком или его частью у крестьянского (фермерского) хозяйства прекращается при: отказе от права землепользования; отчуждении права землепользования другими лицами; обращении взыскания на право землепользования по обязательствам хозяйства; изъятии (выкупе) земельного участка для государственных надобностей; истечении срока, на который был предоставлен земельный участок; изъятии земельного участка, не используемого по назначению или используемого с нарушением законодательства; изъятии земель в других случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, а также конфискации земельного участка (пункт 1 ст.12).
Наряду с этим, закон устанавливает, что земельный участок не может быть изъят у крестьянского (фермерского) хозяйства как не используемый по назначению для соответствующей цели в течение трех лет с момента предоставления права землепользования. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не может быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование (пункт 2 ст.12).
Ряд новаций относительно земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства регламентирующих их правовой режим введен статьей 80 нового Закона Республики Казахстан "О земле", а именно:
- для ведения крестьянского (фермерского)
хозяйства земельные участки
предоставляются гражданам на
праве временного
- гражданам, выходящим из состава
реорганизуемых
- за гражданами, получившими земельные
участки для ведения
- гражданам, не являющимся работниками
сельскохозяйственных
Порядок предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и осуществления в иной форме предпринимательской деятельности, связанной с производством сельскохозяйственной продукции, а также с использования земельных участков для целей, не связанных с основным целевым назначением, определяется законодательством (пункт 5).
Основы деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства регулируются главой третьей Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, в которой рассматриваются вопросы труда и условия его деятельности (статьи 13, 14), о налогообложении, кредитовании и страховании хозяйства (статьи 16, 17), условий и порядка прекращения их деятельности (ст.20), а также об ответственности виновных лиц за нарушение законодательства о крестьянском (фермерском) хозяйстве (ст.21). Последняя наступает в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
Актуальной является норма Закона по вопросу государственной поддержки таких хозяйств. Немаловажным фактором здесь является предоставление им ряда льгот. Так, крестьянское (фермерское) хозяйство со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и общей стоимостью активов в среднем не свыше 60-тысячекратного расчетного показателя: освобождается от платы за регистрацию прав на недвижимое имущество в течение 3-х лет с момента государственной регистрации; в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, освобождаются от платы за присоединяемую мощность по электроэнергии, тепло водоснабжению и канализации с применением антимонопольного регулирования деятельности предприятий - естественных монополистов; хозяйства также вправе применять упрощенный либо общеустановленный порядок исчисления и уплаты отдельных видов налогов в соответствии с Налоговым кодексом Республики Казахстан (ст.18). Этой статьей предусмотрены и другие льготы.
В заключение хочется особо подчеркнуть, что детальная правовая урегулированность принципиальных вопросов образования и функционирования крестьянского (фермерского) хозяйства оказала позитивное влияние на развитие такой формы хозяйствования на земле, а также увеличение ее удельного веса в сельскохозяйственном секторе экономики страны.
Вышеизложенное в краткой обобщенной форме, по нашему мнению, может быть использовано в правоприменительной практике не только юристами и соответствующими должностными лицами государственных органов, но и гражданами, принявшими решение организовать крестьянское (фермерское) хозяйство.