Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 09:26, курсовая работа
Цель исследования – выявление особенностей лесохозяйственной функции сельской местности финно-угорских республик России.
Цель исследования предопределила решение следующих задач:
– изучить теоретические основы лесохозяйственной деятельности;
– дать анализ лесохозяйственной функции сельской местности финно-угорских республик России;
– выявить проблемы и определить перспективы развития лесного комплекса этих республик.
По состоянию на 1 января 2013 г. в Республике Коми функционируют 240 особо охраняемых природных территорий (ООПТ), в том числе: 2 ООПТ федерального значения – Печоро-Илычский государственный природный биосферный заповедник и национальный парк «Югыд ва», а также 238 ООПТ регионального (республиканского) значения (164 государственных природных заказника, 73 памятника природы и охраняемый природный ландшафт) [5].
Общая площадь особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения составляет свыше 5,6 млн. га, что составляет 13,5 % от площади Республики Коми. ООПТ регионального значения занимают площадь равную 3 млн. га (53,6 % от площади ООПТ) [5].
Распределение ООПТ по территориям городов и районов республики крайне неравномерно и представлено в таблице. Наибольшее количество ООПТ регионального значения представлено в Корткеросском (34), Усть-Куломском (27), Удорском (24), Княжпогостском (21), Троицко-Печорском (18) и Усть-Цилемском (14) районах. При этом более всего площадей, занимаемых ООПТ (с учетом земель, занятых Печоро-Илычским заповедником и национальным парком «Югыд ва») отмечается в Троицко-Печорском, Вуктыльском, Печорском, Княжпогостском, Интинском и Удорском районах. Менее всего ООПТ по общей площади занимаемых земель в Воркутинском, Прилузском, Койгородском и Усть-Вымском районах.
На территории Республики Марий Эл расположено 2 особо охраняемые природные территории (ООПТ) федерального значения: ГПЗ «Большая Кокшага», НП «Марий Чодра», 62 ООПТ республиканского значения, из них: 9 биологических заказников, 53 памятника природы, которые требуют к себе внимания с целью обеспечения их сохранности, как национального достояния, рекреационной привлекательности, воспитания уважительного и бережного отношения к природе.
На территории Удмуртии имеются особо охраняемые природные территории (ООПТ) трех уровней: федерального, республиканского и местного. Сложившаяся на сегодняшний день система ООПТ включает 347 объектов, однако из них только один имеет статус объекта федерального значения (Национальный парк «Нечкинский») и два объекта республиканских (природные парки «Усть-Бельск» и «Шаркан») [30].
Достаточно большие площади в республике занимают государственные природные заказники, среди них наибольшую площадь имеют охотничьи заказники (294.4 тыс. га или 6,3 % от общей площади УР), тогда как ботанических заказников только 2 – «Кокманский» (1,82 тыс. га) и «Андреевский сосновый бор» (0,9 тыс. га). Это территории, которые утверждены на правительственном уровне, все остальные ООПТ в настоящее время правового статуса не имеют [31].
Экологический каркас Республики Мордовия включает 106 ООПТ: Мордовский государственный природный заповедник имени П. Г. Смидовича, Мордовский национальный парк «Смольный», 6 охотничьих заказников, 98 памятников природы [3].
В качестве основных проблем развития лесной отрасли финно-угорских республик России можно отметить следующие:
Вышеуказанные проблемы являются системными и требующими тщательной подготовки для их решения, и реализацией некоторых из них государство занимается не первый год.
В сложившихся условиях возникает другая важная проблема лесопромышленного комплекса - недостаток инвестиций. За 10 лет финансирование отрасли сократилось почти в 15 раз. Лесная отрасль мало привлекательна для инвестиций в силу большого числа некоммерческих рисков, связанных с политической нестабильностью России, несовершенством лесного законодательства и отсутствием четкой государственной политики в отношении ЛПК. Проблема осложняется неустойчивостью показателей финансово-экономической деятельности предприятий лесной промышленности, около половины которых являются убыточными и находятся на грани разорения.
На 2011 год Правительство РФ продлило действие пониженных экспортных пошлин на необработанные лесоматериалы. Вывозные пошлины на круглый лес составляют 25 % от таможенной стоимости, но не менее 15 евро за 1 м3, за исключением необработанных лесоматериалов с удаленной или неудаленной корой и заболонью или грубо брусованных или небрусованных из осины, эвкалипта и тополя. Пошлины на этот лес составляют 10 %, но не менее 5 евро за 1 м3. Остается нулевой вывозная пошлина на необработанные лесоматериалы диаметром менее 15 см [32].
Общий объем финансирования отрасли в ближайшие 5 лет сократится почти на 1 млрд. рублей и составит около 27, 5 млрд. рублей.
Рассматривая вопросы совершенствования механизмов распределения субвенций, отметим, что они требуют проведения серьезных подготовительных мер, вдумчивого и взвешенного подхода к разработке критериев оценки исполнения полномочий, позволяющих объективно отражать состояние системы государственного управления лесами в регионах, выполнения плановых показателей по охране, защите и воспроизводству лесов.
Важно учесть мнение профессионального
сообщества и не допустить в документе
наличия даже мелких ошибок и недочетов.
Процедура механизма
Инновационное развитие отрасли предполагает применение новейших технологий в совокупности с прогрессивной организацией труда и наличием профессионально подготовленных кадров менеджеров и рабочих высокой квалификации. Конкурентной продукцией следует признать лишь ту, потребительские свойства которой можно адаптировать за относительно короткое время к требованиям рынка.
Конкурентным преимуществом
развития той или иной отрасли
лесного сектора следует
С учетом нынешнего развития лесного сектора наиболее перспективным направлением использование лесных ресурсов в финно-угорских республиках должно стать развитие производств по механической переработке древесины, продукция которых (доски, мебельные заготовки, строительные конструкции) сохраняет натуральные свойства древесины как природного полимера, которые трудно, если даже вообще возможно, воспроизвести искусственным путем.
Касаясь проблем, связанных с созданием в данных субъектах специализированных центров по обеспечению мер пожарной безопасности в лесах, отметим, что эта работа крайне важна и очень актуальна сегодня. Это есть попытка воссоздать единую систему охраны лесов от пожаров, что является положительным моментом. Поэтому в республиках должны быть детальнейшим образом проработаны все нюансы с их созданием и функционированием. Прежде всего, необходимо проработать такие вопросы, как:
Все эти задачи далеко непростые. Важно, обеспечить должный уровень заработной платы работников. Сегодня уровень средней заработной платы работников лесного хозяйства составляет 13,7 тыс. руб., что почти в два раза ниже среднесложившегося уровня в разрезе всех отраслей экономики в целом по Российской Федерации [33].
На данном этапе развития лесной отрасли финно-угорских республиках РФ её можно охарактеризовать как высокорискованную. Пока не заработают все звенья технологической цепи лесопереработки, отрасль так и будет оставаться высокорискованной для инвестиций и кредитования работающих в ней организаций.
Лесной сектор Российской Федерации оставался в стороне от структурных и экономических преобразований довольно длительное время до начала XXI в., ограничившись торопливо и неумело проведенной приватизацией лесопромышленных производств в начале 90-х г. При этом все леса находились в федеральной государственной собственности, управлялись на основе методов директивного централизованного планирования, хозяйство в лесах осуществляли монопольные структуры - лесхозы в статусе федеральных государственных учреждений, работавшие в системе экономических отношений, которая была сформирована в 30-х г. прошлого века.
Вопросы, касающиеся перспективы
развития лесного комплекса, являются
актуальными для лесного
В финно-угорских республиках приняты или ведется подготовка проектов отдельных локальных целевых программ: либо по охране лесов от пожаров, либо по лесовосстановлению, либо по ликвидации последствий стихийных бедствий в лесном фонде региона и других. Предполагаемый объем финансирования по ним составляет более 98,3 млрд. рублей, 73 % в котором занимают средства федерального бюджета, 8 % - средства региональных бюджетов и 19% - прочие источники финансирования.
Республики начали увеличивать пошлины на необработанную древесину для стимулирования глубокой переработки леса на своей территории. Параллельно были отмены пошлины на экспорт пиломатериалов и импорт уникального деревообрабатывающего оборудование. Все это должно было стимулировать переработку древесины в финно-угорских республиках нашей страны.
Леса России позволяют
обеспечивать не только текущие и
перспективные потребности
Кроме того, лесопромышленный комплекс России имеет все предпосылки стать одной из основных бюджетообразующих отраслей в экономике страны, обеспечить ее динамичное развитие и процветание, так как его экономический потенциал оценен специалистами более, чем в 100 млрд. долларов США.
Сегодня российский лесопромышленный комплекс является, пожалуй, одним из самых уязвимых звеньев российской экономики с точки зрения глобальной конкуренции. В отличие от нефтегазовых и металлургических корпораций отечественные компании лесной промышленности не являются крупными игроками на мировом рынке и, следовательно, не имеют значимого влияния на ценовую конъюнктуру. На внутреннем рынке их позиции защищены куда хуже, чем у машиностроителей, энергетиков, предприятий пищевой промышленности. Именно поэтому сохранение конкурентоспособности сейчас становится для компаний ЛПК задачей фактического выживания. Не справившиеся с этим компании уже в недалеком будущем будут обречены на потерю бизнеса.