Лесохозяйственная функция сельской местности финно-угорских республик России: географический анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 09:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявление особенностей лесохозяйственной функции сельской местности финно-угорских республик России.
Цель исследования предопределила решение следующих задач:
– изучить теоретические основы лесохозяйственной деятельности;
– дать анализ лесохозяйственной функции сельской местности финно-угорских республик России;
– выявить проблемы и определить перспективы развития лесного комплекса этих республик.

Вложенные файлы: 1 файл

Лесохозяйственная функция сельской местности финно-угорских республик россии.doc

— 5.66 Мб (Скачать файл)

По состоянию на 1 января 2013 г. в Республике Коми функционируют 240 особо охраняемых природных территорий (ООПТ), в том числе: 2 ООПТ федерального значения – Печоро-Илычский государственный  природный биосферный заповедник и национальный парк «Югыд ва», а также 238 ООПТ регионального (республиканского) значения (164 государственных природных заказника, 73 памятника природы и охраняемый природный ландшафт) [5].

Общая площадь особо  охраняемых природных территорий федерального и регионального значения составляет свыше 5,6 млн. га, что составляет 13,5 % от площади Республики Коми. ООПТ регионального значения занимают площадь равную 3 млн. га (53,6 % от площади ООПТ) [5].

Распределение ООПТ по территориям  городов и районов республики крайне неравномерно и представлено в таблице. Наибольшее количество ООПТ регионального значения представлено в Корткеросском (34), Усть-Куломском (27), Удорском (24), Княжпогостском (21), Троицко-Печорском (18) и Усть-Цилемском (14) районах. При этом более всего площадей, занимаемых ООПТ (с учетом земель, занятых Печоро-Илычским заповедником и национальным парком «Югыд ва») отмечается в Троицко-Печорском, Вуктыльском, Печорском, Княжпогостском, Интинском и Удорском районах. Менее всего ООПТ по общей площади занимаемых земель в Воркутинском, Прилузском, Койгородском и Усть-Вымском районах.

На территории Республики Марий Эл расположено 2 особо охраняемые природные территории (ООПТ) федерального значения: ГПЗ «Большая Кокшага», НП «Марий Чодра», 62 ООПТ республиканского значения, из них: 9 биологических заказников, 53 памятника природы, которые требуют к себе внимания с целью обеспечения их сохранности, как национального достояния, рекреационной привлекательности, воспитания уважительного и бережного отношения к природе.

На территории Удмуртии имеются особо охраняемые природные  территории (ООПТ) трех уровней: федерального, республиканского и местного. Сложившаяся  на сегодняшний день система ООПТ включает 347 объектов, однако из них  только один имеет статус объекта федерального значения (Национальный парк «Нечкинский») и два объекта республиканских (природные парки «Усть-Бельск» и «Шаркан») [30].

Достаточно большие  площади в республике занимают государственные  природные заказники, среди них наибольшую площадь имеют охотничьи заказники (294.4 тыс. га или 6,3 % от общей площади УР), тогда как ботанических заказников только 2 – «Кокманский» (1,82 тыс. га) и «Андреевский сосновый бор» (0,9 тыс. га). Это территории, которые утверждены на правительственном уровне, все остальные ООПТ в настоящее время правового статуса не имеют [31].

Экологический каркас Республики Мордовия включает 106 ООПТ: Мордовский государственный  природный заповедник имени П. Г. Смидовича, Мордовский национальный парк «Смольный», 6 охотничьих заказников, 98 памятников природы [3].

В настоящее время все большее  и большее количество специалистов в области охраны природы и  природопользования приходит к пониманию  того факта, что ни отдельные особо  охраняемые природные территории, ни даже десятки или сотни их, разбросанные по территории того или иного региона, не могут обеспечить должного уровня сохранности дикой природы, поддержания на необходимом уровне средообразующих, природоохранных, социальных и других функций природных экосистем. Эта задача может быть решена только за счет формирования экологического каркаса территории (на уровне отдельных регионов, а в дальнейшем - и в пределах значительно более крупных территорий). В соответствии с современными представлениями, экологический каркас должен представлять собой систему сохраняемых особо ценных природных участков, способных к длительному (в идеале - бесконечно длительному) самоподдержанию – «ядер» экологического каркаса, связанных так называемыми «экологическими коридорами», т. е. полосками, поддерживаемыми в близком к естественному состоянии (например, водоохранными зонами вдоль рек). Ядра экологического каркаса могут быть представлены заказниками, памятниками природы, заповедниками, национальными парками или любыми другими особо охраняемыми природными территориями. Для того, чтобы экологический каркас территории эффективно функционировал, он должен формироваться на основе единой для крупных регионов разумной политики. Безусловно, при формировании экологического каркаса территории надо стремиться в максимальной степени использовать те элементы способной к самоподдержанию дикой природы, которые сохранились до наших дней, и прикладывать все возможные усилия к тому, чтобы эти элементы природы не потерять.

 

3 Проблемы и перспективы  развития лесопромышленного комплекса финно-угорских республик России

3.1 Проблемы развития лесного хозяйства финно-угорских республик

 

В качестве основных проблем  развития лесной  отрасли финно-угорских республик России можно отметить следующие:

  • оптимизация системы государственного управления лесами;
  • высокий моральный и физический износ основных производственных фондов;
  • совершенствование механизмов распределения субвенций и порядка их расходования, доходности лесного сектора экономики;
  • внедрение в систему государственного управления лесами экономических рычагов регулирования и другие;
  • перенос центров разработки лесных массивов на территории, находящиеся на значительном удалении от основных центров переработки древесины;
  • отсутствие развитой инфраструктуры не позволяет разрабатывать «спелые» участки лесных массивов в полном объеме, в результате чего в настоящее время разрабатывается лишь 1/3 от расчетного объема лесозаготовки;
  • повышение качества исполнения органами исполнительной власти регионов переданных полномочий в области лесных отношений;
  • отсутствие правовой базы в Российском законодательстве по строительству и эксплуатации лесных дорог не позволяет компаниям заниматься их коммерческим использованием;
  • неудовлетворительная экологическая обстановка в отрасли;
  • высокая зависимость от политических рисков - государственное регулирование отрасли оказывает на нее существенное влияние;
  • увеличение вывозных пошлин на необработанный лес, не подкрепленное реальными возможностями по его переработке, ведет к массовому банкротству лесозаготовителей и еще больше усложняет положение отечественного леспрома;
  • усугубляет положение недостаток экономически доступных ресурсов;
  • отсутствие четких лесных планов и лесных регламентов. Формально на данный момент разработчики лесных планов и лесохозяйственных регламентов из всех перечисленных документов могут опираться только на материалы лесоустройства;
  • незаконная рубка и вывоз леса, привлечение работников без оформления соответствующих документов;
  • отрасль подвержена влиянию климатических изменений, которые в полной мере определяют поставку древесного сырья, т.е. высоко влияние сезонности;
  • рост стоимости энергоносителей, рост транспортных тарифов, ухудшение качественных характеристик лесфонда предприятий-поставщиков;
  • дефицит специализированных железнодорожных вагонов, предназначенных для перевозки лесной продукции;
  • установленное на многих складах погрузки леса для железнодорожной транспортировки, грузоподъемное оборудование не отвечает современным требованиям.

Вышеуказанные проблемы являются системными и требующими тщательной подготовки для их решения, и реализацией некоторых из них государство занимается не первый год.

В сложившихся условиях возникает другая важная проблема лесопромышленного  комплекса - недостаток инвестиций. За 10 лет финансирование отрасли сократилось почти в 15 раз. Лесная отрасль мало привлекательна для инвестиций в силу большого числа некоммерческих рисков, связанных с политической нестабильностью России, несовершенством лесного законодательства и отсутствием четкой государственной политики в отношении ЛПК. Проблема осложняется неустойчивостью показателей финансово-экономической деятельности предприятий лесной промышленности, около половины которых являются убыточными и находятся на грани разорения.

На 2011 год Правительство РФ продлило действие пониженных экспортных пошлин на необработанные лесоматериалы. Вывозные пошлины на круглый лес составляют 25 % от таможенной стоимости, но не менее 15 евро за 1 м3, за исключением необработанных лесоматериалов с удаленной или неудаленной корой и заболонью или грубо брусованных или небрусованных из осины, эвкалипта и тополя. Пошлины на этот лес составляют 10 %, но не менее 5 евро за 1 м3. Остается нулевой вывозная пошлина на необработанные лесоматериалы диаметром менее 15 см [32].

Общий объем финансирования отрасли в ближайшие 5 лет сократится почти на 1 млрд. рублей и составит около 27, 5 млрд. рублей.

Рассматривая вопросы  совершенствования механизмов распределения  субвенций, отметим, что они требуют  проведения серьезных подготовительных мер, вдумчивого и взвешенного подхода к разработке критериев оценки исполнения полномочий, позволяющих объективно отражать состояние системы государственного управления лесами в регионах, выполнения плановых показателей по охране, защите и воспроизводству лесов.

Важно учесть мнение профессионального  сообщества и не допустить в документе  наличия даже мелких ошибок и недочетов. Процедура механизма распределения  субвенций должна быть прозрачной и  не иметь даже намеков на коррупционность.

Инновационное развитие отрасли предполагает применение новейших технологий в совокупности с прогрессивной организацией труда и наличием профессионально подготовленных кадров менеджеров и рабочих высокой квалификации. Конкурентной продукцией следует признать лишь ту, потребительские свойства которой можно адаптировать за относительно короткое время к требованиям рынка.

Конкурентным преимуществом  развития той или иной отрасли  лесного сектора следует считать  ее обеспеченность такими видами ресурсов, которых нет у конкурентов и которые нельзя создать, привлекая нетрадиционные источники.

С учетом нынешнего развития лесного сектора наиболее перспективным  направлением использование лесных ресурсов в финно-угорских республиках должно стать развитие производств по механической переработке древесины, продукция которых (доски, мебельные заготовки, строительные конструкции) сохраняет натуральные свойства древесины как природного полимера, которые трудно, если даже вообще возможно, воспроизвести искусственным путем.

Касаясь проблем, связанных с созданием в данных субъектах специализированных центров по обеспечению мер пожарной безопасности в лесах, отметим, что эта работа крайне важна и очень актуальна сегодня. Это есть попытка воссоздать единую систему охраны лесов от пожаров, что является положительным моментом. Поэтому в республиках должны быть детальнейшим образом проработаны все нюансы с их созданием и функционированием. Прежде всего, необходимо проработать такие вопросы, как:

  • определение типа специализированного учреждения, его структуры, штатной численности, систем и форм оплаты труда работников и трудовых отношений с ними;
  • разработать и утвердить уставные документы, рассчитать нормативную потребность в лесопожарной технике, силах и средствах пожаротушения, необходимых для полноценного функционирования учреждения;
  • разработать и утвердить нормативные затраты на выполнение работ по обеспечению мер пожарной безопасности и тушению лесных пожаров, стандарты на их выполнение, утвердить государственные задания и решить проблему финансового обеспечения.

Все эти задачи далеко непростые. Важно, обеспечить должный  уровень заработной платы работников. Сегодня уровень средней заработной платы работников лесного хозяйства составляет 13,7 тыс. руб., что почти в два раза ниже среднесложившегося уровня в разрезе всех отраслей экономики в целом по Российской Федерации [33].

На данном этапе развития лесной отрасли финно-угорских республиках РФ её можно охарактеризовать как высокорискованную. Пока не заработают все звенья технологической цепи лесопереработки, отрасль так и будет оставаться высокорискованной для инвестиций и кредитования работающих в ней организаций.

3.2 Перспективы  развития лесопромышленного комплекса финно-угорских республик

 

Лесной сектор Российской Федерации оставался в стороне от структурных и экономических преобразований довольно длительное время до начала XXI в., ограничившись торопливо и неумело проведенной приватизацией лесопромышленных производств в начале 90-х г. При этом все леса находились в федеральной государственной собственности, управлялись на основе методов директивного централизованного планирования, хозяйство в лесах осуществляли монопольные структуры - лесхозы в статусе федеральных государственных учреждений, работавшие в системе экономических отношений, которая была сформирована в 30-х г. прошлого века.

Вопросы, касающиеся перспективы  развития лесного комплекса, являются актуальными для лесного хозяйств, так как вопросы совершенствования  финансовых и экономических механизмов в области лесных отношений затрагивают огромный пласт социальных, экономических, производственных, экологических и финансовых взаимоотношений. Финансирование лесного хозяйства сегодня привлекает внимание, как высшего руководства страны, так и широкой общественности: об этом свидетельствуют проблемы с выделением бюджетных средств на работы по тушению лесных пожаров, на создание в регионах специализированных лесопожарных центров на обеспечение мер пожарной безопасности в лесах, на создание транспортной инфраструктуры и другие.

В финно-угорских республиках приняты или ведется подготовка проектов отдельных локальных целевых программ: либо по охране лесов от пожаров, либо по лесовосстановлению, либо по ликвидации последствий стихийных бедствий в лесном фонде региона и других. Предполагаемый объем финансирования по ним составляет более 98,3 млрд. рублей, 73 % в котором занимают средства федерального бюджета, 8 % - средства региональных бюджетов и 19% - прочие источники финансирования.

Республики начали увеличивать пошлины на необработанную древесину для стимулирования глубокой переработки леса на своей территории. Параллельно были отмены пошлины на экспорт пиломатериалов и импорт уникального деревообрабатывающего оборудование. Все это должно было стимулировать переработку древесины в финно-угорских республиках нашей страны.

Леса России позволяют  обеспечивать не только текущие и  перспективные потребности страны в древесине и продуктах ее переработки, но и значительно расширить  возможности российского экспорта в большинство стран ближнего и дальнего зарубежья.

Кроме того, лесопромышленный комплекс России имеет все предпосылки  стать одной из основных бюджетообразующих  отраслей в экономике страны, обеспечить ее динамичное развитие и процветание, так как его экономический  потенциал оценен специалистами  более, чем в 100 млрд. долларов США.

Сегодня российский лесопромышленный комплекс является, пожалуй, одним из самых уязвимых звеньев российской экономики с точки зрения глобальной конкуренции. В отличие от нефтегазовых и металлургических корпораций отечественные компании лесной промышленности не являются крупными игроками на мировом рынке и, следовательно, не имеют значимого влияния на ценовую конъюнктуру. На внутреннем рынке их позиции защищены куда хуже, чем у машиностроителей, энергетиков, предприятий пищевой промышленности. Именно поэтому сохранение конкурентоспособности сейчас становится для компаний ЛПК задачей фактического выживания. Не справившиеся с этим компании уже в недалеком будущем будут обречены на потерю бизнеса.

Информация о работе Лесохозяйственная функция сельской местности финно-угорских республик России: географический анализ