Научно-технический прогресс в сельском хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 22:52, курсовая работа

Краткое описание

Научно-технический прогресс сопровождается перестройкой всего технического базиса, всей технологии производства, развитием системы машин, получающей большее распространение в различных отраслях народного хозяйства. Он создает широкие предпосылки и материально-технические условия для преодоления существующих различий между умственным и физическим трудом, способствует изменению места и роли человека в процессе производства.

Содержание

Введение
Глава 1. Экономическая эффективность научно-технического прогресса.
1. Научно-технический прогресс – основа развития и интенсификации производства.
2. Основные направления научно-технического прогресса.
3. Эффективность научно-технического прогресса.
Глава 2. Научно-технический прогресс и научно-информационное обеспечение АПК.
Глава 3. Научно-технический прогресс в сельском хозяйстве.
3.1. Техническая и научно-техническая революция: их взаимосвязь и развитие.
3.2. Основные направления Научно-технического прогресса в сельском хозяйстве.
3.3. Государственная инновационная политика.
3.4. Особенности Научно-технического прогресса в сельском хозяйстве.
3.5. Агропромышленный комплекс России: состояние и направление развития.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 85.07 Кб (Скачать файл)

Ввиду специфики развития научно-технической сферы России, значительной зависимости ее от государства, неразвитости неправительственных  структур и ослабления интеграции науки  с производством представляется наиболее целесообразным использование  и развитие в переходный период к  рыночной экономике именно второго  подхода.

Государственная инновационная  политика – составная часть социально-экономической политики, целью которой является содействие созданию конкурентоспособной экономики, базирующейся на эффективном использовании имеющегося научно-технического потенциала, укрепление позиций России на мировых рынках высоких технологий.

Основными задачами инновационной  политики РФ, являются:

  • развитие научного и производственно-технологического потенциала, включая фундаментальную науку и систему подготовки кадров, для поддержания современного технологического уровня и перехода на более высокие технологии;
  • выбор рациональных стратегий и приоритетов развития инновационной сферы при реализации в отраслях экономики критических технологий и инновационных проектов, оказывающих влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции, определение конкретных организационных и экономических механизмов развития этих приоритетных направлений;
  • обеспечение благоприятных экономических и финансовых условий для активизации инновационной деятельности, развития легального предпринимательства и добросовестной конкуренции;
  • создание системы подготовки и переподготовки кадров в области инновационного предпринимательства;
  • внедрение мировых стандартов качества продукции и защиты окружающей среды.

Систему методов государственного регулирования НТП можно условно  разделить на две группы:

  • прямые (определение приоритетов развития науки и техники, формирование государственных органов управления, прогнозирование, планирование, разработка федеральных целевых программ, финансирование);
  • косвенные (стимулирование, кредитование, налогообложение, амортизационная политика и др.).

Государство определяет стратегические цели научно-технической политики, формирует систему органов, необходимых  для их реализации. В настоящее  время функции государственного регулирования НТП в РФ возложены на Министерство промышленности, науки и технологий, Правительственную комиссию по научно-инновационной политике, Министерство образования и другие органы. В конце 2001 г. в целях повышения эффективности государственной инновационной политики при Президенте РФ создан Совет по науке и высоким технологиям инновационной сфере РФ.

Особое место в стране занимают Российская академия наук (РАН), включающая в свой состав около 500 институтов и имеющая в своем составе  три отделения (Сибирское, Уральское, Дальневосточное), а также пять отраслевых академий (медицинских наук, сельскохозяйственных наук, образования, архитектуры и  строительства, художеств).

Важнейшими методами государственного регулирования НТП являются прогнозирование  и планирование. В мире осуществляется переход к долгосрочному стратегическому  планированию, во многих странах разрабатываются  планы научно-технического развития как минимум на 15 лет. В настоящее  время в России осуществляется лишь краткосрочное прогнозирование  НТП в рамках общей системы  прогнозирования экономики. Усилилось  значение программно-целевого метода управления, и важнейшие научно-технические  проблемы решаются с помощью ФЦП.

Наиболее действенным  методом прямого регулирования  НТП является финансирование. Мировая практика выделяет следующие основные источники финансирования инновационной сферы: государственные (бюджетные) ассигнования; средства внебюджетных фондов; собственные средства предприятий и организаций предпринимательского сектора; кредитные ресурсы; средства вузов; средства некоммерческих (бесприбыльных) организаций; иностранный капитал; частные сбережения населения.

В структуре внутренних затрат на исследование и разработки в РФ доминируют средства бюджета (до 50%), а  также средства иностранных источников (до 20%). Определяющее значение для финансирования НТП имеют государственные ассигнования, которые производятся за счет бюджета, средств специальных фондов и государственных предприятий.

Формы и методы бюджетного финансирования НТП зависят от многих факторов, в том числе от приоритетности, от доли фундаментальных наук, а  в рамках прикладных наук – от удельного веса долговременных исследовательских работ, решающих проблемы общенационального масштаба. Государственные источники финансирования инноваций в РФ по объемам затрат, несмотря на все изменения, остаются основными, хотя доля их уменьшается. Одним из новых направлений финансирования науки является грантовое финансирование. Гранты представляют собой денежные или иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданам и юридическим лицам международными и отечественными негосударственными организациями на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

В развитых странах правительства  в основном инвестируют развитие образования и фундаментальные  исследования, а до 70% затрат на НТП  осуществляется частным сектором. Так, в США некоторые корпорации вкладывают в исследования суммы, сопоставимые с государственными расходами: General Motors тратит 10 млрд долл., Ford – 7 млрд долл., IBM – 4 млрд долл. ежегодно. Собственные средства российских предприятий и организаций, предназначенных для научно-технического развития, то в настоящее время они сводятся к двум источникам: отчислениям от прибыли и амортизации основных фондов. В условиях экономической нестабильности большинство предприятий или имеет малую прибыль, или вообще ее не имеет, а амортизации не хватает даже для простого воспроизводства.

На протяжении нескольких лет различные исследователи  предлагают создание специализированного  инвестиционного банка инновационной  сферы, контрольный пакет которого принадлежал бы государству. Пока в  стране нет ни одного инвестиционного  банка, а Российский банк развития был  сориентирован на восстановление банковской сферы, а также на кредитование реального  сектора.

Во многих странах действуют  инновационные фонды (венчурные  фирмы), которые не предоставляют  ссуды, а приобретают у владельцев изобретений исключительное право  на их использование. Фонды ищут заинтересованные в новшествах организации и заключают  с ними предпринимательские договоры на условиях продажи лицензии или соглашения о сотрудничестве на основе разделения рисков и взаимной выгоды. Подобный фонд также проводит доработку нововведений, осуществляет расчеты, эксперименты и т.п. При отрицательном результате затраты венчурной фирмы не возмещаются, при успехе она получает обговоренную в договоре часть прибыли. По всей видимости, в случае создания полнокровной экономической системы такие фонды, банки будут играть более заметную роль в финансировании НТП, что вызовет отмирание административных форм воздействия на финансирование инновационного рынка.

3.4. Особенности  НТП в сельском хозяйстве.

Осуществление научно-технического прогресса в сельском хозяйстве  базируется на присущих ему экономических  и биологических законах. Вследствие этого научно-технический прогресс а аграрном производстве имеет свои особенности, которые вытекают из специфики возделывания, уборки, хранения, транспортировки и переработки сельскохозяйственной продукции.

Выращивание сельскохозяйственных культур ведется на плодородных  почвах, а получение высоких и  устойчивых урожаев достигается  как за счет рациональной обработки  земельных участков, так и путем  применения органических и минеральных  удобрений, оптимальных доз средств  защиты растений. Эффективное использование  земли, средств производства и материальных ресурсов зависит от внедрения научно обоснованных севооборотов, новых технологий и высокопроизводительной техники.

Сельскохозяйственные культуры отличаются биологическим составом, сроками вегетации и степенью использования продукции в пищу без переработки и после доработки. В этой связи развитие научно-технического прогресса должно осуществляться в  направлении более полного и  лучшего использования биологических  особенностей конкретного вида сельскохозяйственных культур. Особое внимание должно быть обращено на развитие отраслей и производств  по хранению, переработке и реализации продукции.

Многие виды сельскохозяйственных культур для возделывания являются весьма трудоемкими. Это в первую очередь относится к пропашным  и техническим культурам. На их возделывание затрачивается значительно больше живого труда, чем при выращивании  зерновых культур. Так, при возделывании овощных культур затраты труда  на 1 га посевов в 40-60 раз выше, чем  при производстве зерновых культур.

Ускорение научно-технического прогресса должно способствовать разработке новых машин и оборудования в  первую очередь для выращивания  трудоемких культур при комплексной  механизации производственных процессов.

Сельскохозяйственная продукция  является многотоннажной, скоропортящейся и малотранспортабельной, что связано с биохимическим строением плодов, корнеплодов и других видов культур и наличием в их составе большого количества воды. В процессе уборки, заготовки и транспортировки наблюдается значительные потери массы продукции, ухудшение ее товарного вида и потребительских свойств. Учитывая это, научные исследования должны быть направлены на разработку перспективных способов хранения, затаривания, транспортировки и последующей доработки продукции.

Разработка и внедрение  новых машин и технологий в  сельском хозяйстве открывает широкий  путь для эффективного использования  трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Все это будет способствовать дальнейшему наращиванию объемов  производства сельскохозяйственной продукции  и более полному удовлетворению растущих потребностей населения при  ограниченном использовании ресурсов общества.

Замедление темпов научно-технического прогресса в агропромышленном комплексе  в начале девяностых годов обусловлено  существенными недостатками в организации  инновационного цикла в хозяйственном  механизме. Невосприимчивость производства к нововведениям препятствует достижению мировых стандартов в технике  и технологии.

3.5. Агропромышленный комплекс России: состояние и направление развития.

В журнале "Экономист" в номере 6 за 2003 г. опубликована статья директора ВНИИ экономики сельского  хозяйства академика И. Ушачева "Основные направления социально-экономического развития АПК", содержащая ряд интересных данных о современном состоянии российского села и путях его преобразования в соответствии с современными требованиями.

Современное положение деревни  характеризуется следующими показателями:

За 7 лет (1991-1998 гг.) снижение объемов валовой с/х продукции  составило 44%, а за период 1991-2003 гг. прирост  по сравнению с уровнем 1998 г. составил лишь 23%. Площади под зерновые и  зернобобовые культуры увеличились  на 2,5 млн. га.

По сравнению с 1998 г. количество нерентабельных хозяйств сократилось  на 36 процентных пунктов, однако до сих  пор составляет более половины - 52%. Однако как считает автор, это  не только не привело к созданию в отрасли благоприятных условий  для развития, но и отмечается ряд  неблагоприятных тенденций, касающихся оплаты труда и рентабельности.

По сравнению даже с  постсоветским 1995 г. в 2001 г. доля с/х  производства в общем выпуске  продукции снизилась с 7,5% до 6,7% (1991 г. - 11,7%), а в валовой добавленной  стоимости - с 6,6% до 6,1% (1991 г. - 13,6).

Если по стране в структуре  расходов населения затраты на продовольствие составляют в среднем 50%, то доля преимущественно  товарного сектора составляет 3-3,5%, в то время как остальные примерно 97% - личные подсобные хозяйства, обслуживающие  в основном лишь собственные нужды  своих владельцев.

Такое положение в значительной мере связано с низким платежеспособным спросом населения. По приведенным  в статье данным до 80% населения испытывает недостаток средств для питания, а 38,7 млн. человек или 27% живут ниже черты бедности, имея доходы в интервале от 585 руб. до, примерно, 1094 руб.

Уровень оплаты труда селян  составил лишь 41% от среднего по стране, что в 7 раз меньше, чем у работников банковской сферы, и в 10 раз меньше, чем у работников в газовой  промышленности.

Инвестиции в основной капитал, составлявшие в 1990 г. 15,9% от общего объема по стране в 2002 г., составляли лишь 2,7%.

По состоянию на 2000 г., если инвестиции в основной капитал  в процентах к стоимости основных фондов составляли в промышленности 11,9%, то в сельском хозяйстве лишь 2,6%, так что, если считать, что средний  срок освоения инвестиционных проектов в сельском хозяйстве лишь 1 год (хотя на практике это часто бывает более  долгие сроки), то срок обновления основных фондов в сельском хозяйстве составляет порядка 40 лет (100 : 2,6% ~ 38,5 г.), что находится в вопиющем противоречии с современными требованиями научно-технического прогресса.

Автор отмечает также, что  бедственное положение современной  российской деревни обуславливает  низкий спрос на сельскохозяйственную технику, что в свою очередь подрывает  основы тракторного и сельскохозяйственного  машиностроения. Так, в 2002 г. сельхозмашиностроение  уменьшило выпуск продукции почти  на 20% в сравнении с предыдущим годом.

В значительной мере тяжелое  положение в сельскохозяйственном производстве связано с диспаритетом цен на промышленную и с/х продукцию. Так, в 2002 г. к уровню 2001 г. произошло снижение цен на с/х продукцию на 2% и повышение цен на промышленную продукцию на 10%. Совершенно очевидно, что такое положение негативно влияет не только на с/х, но и, как было показано выше, на промышленность, чья продукция не находит сбыта на селе.

Информация о работе Научно-технический прогресс в сельском хозяйстве