- Основные направления
государственной политики
Реализация целей и задач государства
осуществляется через разработку и реализацию
государственной (общественной) политики. Государственная
политика (общественная политика) — совокупность
целей, задач, приоритетов, принципов,
стратегических программ и плановых мероприятий,
которые разрабатываются и реализуются
органами государственной власти с привлечением
институтов гражданского общества. Это
целенаправленная деятельность органов
государственной власти по решению общественных
проблем, достижению и реализации общезначимых
целей развития всего общества или его
отдельных сфер. Она является средством,
позволяющим государству достичь определенных
целей в конкретной области, используя
правовые, экономические, административные
и иные методы и средства воздействия,
опираясь на ресурсы, имеющиеся в его распоряжении.
В конечном счете, государственная
политика представляет собой общий план действий
политико-административных органов власти
и управления, направленный на решение
важных, влияющих на жизнь граждан общественных
проблем, и включает в себя такие элементы,
как:
определение целей и приоритетов развития
общества;
разработка и планирование политической
стратегии;
анализ и оценка альтернативных программ
и политик в соответствии с выгодами и
затратами;
обсуждение и консультирование с различными
политическими и социальными группами;
выбор и принятие государственных решений;
мониторинг и оценка результатов выполнения
и т. д.
Как одна из форм общественной деятельности
государственная политика имеет свои
особенности и характерные черты.
Во-первых, это целенаправленные действия
государственных институтов по решению
крупных общественных задач на основе
согласования интересов и потребностей
различных социальных групп и слоев населения,
а, следовательно, работа этих структур
должна отражать общенациональные интересы
и носить публичный характер.
Во-вторых, это комплекс согласованных
действий и мероприятий, которые осуществляются
в конкретных исторических условиях и
данной внешней среде с целью мобилизации
общественных и государственных ресурсов,
в осуществлении которых участвуют как
государственные, так и гражданские институты
для решения поставленных задач и целей.
В-третьих, государственная политика,
как правило, основывается на системе
законодательства, однако она должна опираться
не только на правовые, но и моральные
и исторические основы жизнедеятельности
общества, важно учитывать национальные
традиции и особенности государственной
службы.
В-четвертых, результаты и последствия
государственной политики оказывают влияние
на различные области общественной жизни
и могут иметь как положительный, так и
отрицательный эффект, особенно если речь
идет о социальных инновациях. Кроме того,
исторический опыт свидетельствует, что
никогда не удается полностью просчитать
все последствия вмешательства в социальную
и природную среду со стороны государства
— как по причине ограниченности человеческих
знаний, так и вследствие отсутствия жестко
детерминированных процессов в общественных
отношениях и поведении самого человека.
В-пятых, государственная политика захватывает
все основные сферы жизнедеятельности
общества, поэтому при ее анализе и разработке
требуется междисциплинарный, комплексный
подход с использованием современных
достижений социологии, экономики, менеджмента,
психологии и политологии, а также передового
опыта и практики различных стран.
Процесс развития государственной политики
включает четыре основных этапа, представляющих
своеобразный «политический цикл», состоящий
из нескольких последовательных и логических
действий.
1-й этап - определение общественных
проблем и целей политики (инициирование
политики).
2-й этап - разработка и легитимация
государственной политики (формирование
политики).
3-й этап - выполнение и мониторинг
государственной политики (выполнение
политики).
4-й этап - оценка и регулирование
государственной политики (оценка
политики).
С точки зрения взаимного влияния общественных
проблем и действий государственных органов
власти мы можем выделить следующую цепочку
взаимосвязей: на первом этапе «проблемы
общества - государство»; на втором этапе
«государство - политическая стратегия»;
на третьем этапе «государство - решение
проблем»; на заключительном этапе «анализ
проблем - действия государства».
Любая государственная политика реализуема
в определенных условиях и при использовании
адекватных ей средств. Набор средств
реализации государственной политики
может быть достаточно широк: от многообразных
форм собственности, рыночной экономики
до образования и воспитания. Здесь важно
все, что касается человека, его развития
и самоосуществления. В средствах реализации
государственной политики не может быть
мелочей, отклонений от центральной идеи,
безразличия и инертности. Государственная
политика непременно выходит на человека,
задевает его интересы и должна способствовать
удовлетворению его потребностей.
В числе условий реализации государственной политики
можно выделить следующие:
государственно-правовые (состоящие
в создании согласованного, в достаточной
мере идентичного, структурного и правового
пространства страны, позволяющего максимально
использовать сложившиеся (доступные)
технологии экономической, социальной
и иной деятельности со своей специализацией
и кооперацией);
социально-психологические (включающие
в себя осознание новых жизненных ориентиров,
уход от иллюзий, ожиданий неизвестно
откуда приходящей благодати и от всего
того, что не соответствует реалиям жизни
и не рождает созидательную энергию людей);
деятельностно-практические (когда
решения, действия, операции, процедуры,
поступки и т.п. вершатся в целях и в русле
государственной политики, «продвигают»
эту политику и наглядно раскрывают ее
ценность для общества).
- Формы государственной
политики
Цели, задачи и функции государства,
главного элемента политической системы
общества, раскрываются через разработку
и проведение государственной политики.Государственная
политика как процесс – целенаправленная
деятельность органов публичной власти
по решению общественных проблем, достижению
социально значимых целей развития общества
в целом и отдельных его сфер. В современном
правовом поле, научной литературе используются
близкие по смыслу понятия – «государственная
политика» и «общественная политика».
Государственная политика формируется
преимущественно государством, общественная
политика предполагает участие граждан
в ее формировании и реализацию через
институты гражданского общества. В обоих
случаях политика направлена на решение
общественных проблем, существование
этих терминов фиксирует разные подходы
к ее разработке, подтверждает, что в современных
условиях грань между субъектами и объектами
государственной политики все менее заметна.
Государственные и политические институты,
общественные организации, социальные
группы, отдельные граждане выступают
и субъектами политики, и ее объектами.
Содержание государственной политики составляет
совокупность целей, задач, приоритетов
развития, программ, которые разрабатывают
и реализуют органы публичной власти с
привлечением институтов гражданского
общества. Процесс формирования и реализации
государственной политики называется
«политическим циклом» и включает несколько
этапов. Содержание первого этапа (инициирование
политики) составляют анализ ситуации,
выбор приоритетных общественных проблем,
принятие решения о разработке политики
в конфликтной сфере, определение основных
ее целей и направлений. Второй этап (разработка
политики)включает разработку целевых
программ, их согласование, принятие официального
документа о политике/программе с определением
источников финансирования. На третьем этапе
(выполнение политики) происходит непосредственная
реализация политики/программы, осуществляется
мониторинг и контроль. Четвертый этап (оценка
политики) составляют оценка результатов
и последствий.
Мировой опыт свидетельствует
о существовании различных моделей разработки
государственной политики.
1. Модель «сверху –
вниз» предполагает, что государственные
решения принимаются на высших уровнях
государственного управления, а низовые
уровни – пассивные исполнители политики.
2. Модель «снизу –
вверх» предполагает, что формирование
государственной политики начинается
с низовых структур управления при активном
привлечении граждан, общественных институтов.
3. «Централизованная
модель» предполагает, что политика
формируется и реализуется силами бюрократического
аппарата без привлечения институтов
гражданского общества, без учета общественного
мнения.
4. «Демократическая
модель» предполагает, что при сохранении
централизованного управления государство
создает условия для активизации деятельности
граждан, используя механизмы привлечения
к разработке государственной политики
граждан и общественных объединений.
Ни одна из основных моделей
разработки государственной политики
не встречается в «чистом» виде; на практике
для решения различных по масштабу и характеру
проблем применяются различные подходы к решению
проблем или стили формирования государственной
политики.
1. Перспективный подход -
планированию и реализации политики предшествует
анализ тенденций и прогнозирование развития
ситуации («работа на опережение»).
2. Реагирующий подход -
конкретные действия по разработке и реализации
политики начинаются после того, как проблема
приобрела определенный масштаб.
3. Рациональный подход основан
на использовании экономико-математических
методов и принципа рациональности.
4. Антикризисный подход -
все усилия субъектов политики направлены
на преодоление критической ситуации.
Независимо от типа и модели
государственной политики, от того, какой
подход к решению проблем лежит в ее основе,
государственная политика должна удовлетворять
определенным показателям: реагировать
на изменения, происходящие в обществе
и государстве; иметь комплексный характер
и рассматривать любую проблему во взаимосвязи
с другими проблемами; должна быть эффективной
и результативной; должна пользоваться
доверием населения.
Государственная политика начинается
с анализа ситуации и выявления списка
проблем. В государственной политике проблема понимается
как противоречие между постоянно возникающими
человеческими потребностями и возможностью
государства и общества их удовлетворять
. Появление или наличие какой-то проблемы
не означает, что она обязательно будет
решаться органами государственной власти.
Общественная проблема попадает в поле
зрения субъектов политики посредством
механизма формирования политической
повестки дня, который заключается в продвижении
конкретного общественного вопроса в
плоскость официального признания, рассмотрения
и обсуждения. Политическая повестка
дня - совокупность актуальных социальных
проблем, отражающих потребности общества
или отдельных групп интересов, на которые
субъекты государственного управления
готовы обратить внимание и способны реагировать.
Мировая наука фиксирует несколько
точек зрения по поводу формирования политической
повестки дня. Современный американский
политолог Дж. Андерсон считает, что повестка
дня образуется из требований, которые
политики выбирают сами, поняв, что пришла
пора на них прореагировать или создать
видимость такой реакции. Американский
политолог Э. Дауне обосновал пять основных
стадий «цикла поддержания внимания к
вопросу»:
1) предпроблемная стадия –
проблема обозначилась, находится на периферии
общественного сознания, интерес к ней
проявляется со стороны экспертов и групп
интересов; 2) этап «тревожного открытия
и эйфорического энтузиазма» – интерес
к проблеме резко возрастает, появляются
призывы к ее решению; 3) этап уяснения
«цены вопроса» – общество осознает, каких
затрат требует решение проблемы; если
затраты слишком велики, интерес к проблеме
угасает; 4) постпроблемная стадия – проблема
оттесняется в «сумеречную зону» другими
насущными проблемами; 5) стадия «группы
поддержки» – группа интересов или группа
поддержки этой проблемы инициирует начало
нового цикла. Канадский политолог Л. Пал
пришел к заключению, что нет единой формулы,
объясняющей почему та или иная ситуация
воспринимается как проблема, становится
публичной, выводится на официальный уровень.
Можно сказать, что выделение проблемы
носит открытый характер.
Общественная ситуация приобретает
статус государственной
проблемы на основании следующих критериев: она
должна быть поддержана общественным
мнением и должна лоббироваться достаточно
влиятельной группой интересов; информация
о ней должна быть доступной, т. е. озвученной
через СМИ; проблема должна признаваться
органами публичной власти и получить
«институциональную» формулировку; проблема
должна быть решаема в сложившихся условиях
и при имеющихся в распоряжении органов
власти ресурсов.
Формирование политической
повестки дня связано с процессом рационализации
и оптимизации государственной политики,
т. е. с выявлением приоритетных сфер, проблем
и целей, которым нужны поддержка и участие
государства. Сложилось несколько подходов
к определению приоритетов политики:
политический подход – выбор
зависит от расстановки политических
сил, взаимоотношений между политическими
партиями и обществом;
субъективный подход – выбор
происходит исходя из разрыва между социальными
потребностями и возможностями их удовлетворения
(чем больше разрыв, тем вероятнее выбор);
объективный подход – выбор
основан на количественных показателях,
например, степень серьезности проблемы,
ее последствия и пр.