Основные направления государственной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 12:44, контрольная работа

Краткое описание

Реализация целей и задач государства осуществляется через разработку и реализацию государственной (общественной) политики. Государственная политика (общественная политика) — совокупность целей, задач, приоритетов, принципов, стратегических программ и плановых мероприятий, которые разрабатываются и реализуются органами государственной власти с привлечением институтов гражданского общества. Это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития всего общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные и иные методы и средства воздействия, опираясь на ресурсы, имеющиеся в его распоряжении.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 44.38 Кб (Скачать файл)

 

  1. Основные методы и средства реализации государственной политики

 

Государственная политика - это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные методы воздействия, опираясь на ресурсы, которые имеются в его распоряжении. Политика должна быть открытой, конкурентной и ориентированной на результаты. 
Общий план действий государственных органов для решения общественных проблем включает такие элементы, как разработка политической стратегии и целей, оценка затрат по альтернативным программам, их обсуждение, консультирование, выбор и принятие решения, мониторинг выполнения. 
Основные цели государственной политики связаны с регулированием действий социальных групп, граждан и их организаций, что включает:

  1. защиту граждан, их деятельности и принадлежащей им собственности;

  1. обеспечение социальной активности;

  1. создание условий для производства товаров и услуг, необходимых для населения.

Формирование и реализация государственной политики обычно проходит четыре этапа. Иногда этот процесс называют, «политический цикл», состоящий из нескольких последовательных действий: 
1) определение общественных проблем и целей политики (инициирование политики);  
2) разработка и легитимация государственной политики (формирование политики);  
3) осуществление и мониторинг государственной политики (осуществление политики);  
4) оценка и регулирование государственной политики (оценка политики).  
В зависимости от того кто, играет главную роль в выдвижении целей и задач, разработке мероприятий и программ, можно выделить три модели. 
Модель «сверху - вниз», когда решения принимаются на высших уровнях управления, а затем доводятся до нижних уровней и конкретных исполнителей, которые играют пассивную роль и выступают в роли простых исполнителей. 
Модель «снизу - вверх», при которой формирование политики начинается с нижних структур государственного управления, активно привлекаются общественные группы и организации, участвующие в разработке и осуществлении различных программ и проектов.  
«Смешанная» модель объединяет эти два подхода, когда существуют механизмы привлечения к разработке политики граждан и государственных служащих при сильном централизованном управлении. 
Можно выделить следующие виды государственной политики: экономическую, социальную, топливно-сырьевую, административную, экологическую, иностранную, военную, национальной безопасности, кадровую, демографическую, культурную, информационную, аграрную, правовую, научно-техническую. 
Одна из задач политической системы состоит в том, чтобы выявлять общественные проблемы и вырабатывать стратегию их решения. Если политики запаздывают с принятием мер по решению проблем, в частности, из-за неспособности их идентифицировать и выделить, то тогда они могут приобрести общенациональные масштабы и потребуются большие усилия и средства для ее решения. 
Общий механизм определения политических целей и приоритетов в демократическом обществе представляет собой сложный процесс, характеризующийся не только формальными, но и неформальными отношениями и связями между различными государственными и общественными структурами. Помимо парламента, правительства и государственной администрации в определении целей и направлений государственной политики активное участие принимают политические партии, научные центры и институты, группы интересов, СМИ. Все это усложняет проблему нахождения социального консенсуса среди различных политических и социальных сил по данному вопросу в условиях политического плюрализма. Большое значение имеет также позиция избирателей, на которую ориентируются политические и государственные лидеры. 
Критерии выбора альтернатив государственной политики могут делиться на следующие группы: 
экономические показатели; 
социальные показатели;  
политические показатели; 
технические показатели;  
показатели результативности. 
Суть политического анализа состоит в том, чтобы, используя междисциплинарные методы, изучить существующую проблему, совокупность условий и факторов, ее вызвавших, сформулировать несколько альтернативных вариантов политики, по мере возможности объективно их оценить и предложить лучший вариант решения проблемы с учетом поставленных политических целей. 
Одновременно с принятием решения целесообразно провести анализ всех потенциальных политических рисков и разработать защитные меры по уменьшению уровня рисков во время реализации политики, а также по лучшему использованию существующих, хотя и рискованных, возможностей и альтернатив.Риск - это потенциальная возможность различных по характеру и со держанию потерь или ущерба в результате определенных действий. Как правило, риск связан с деятельностью в условиях неопределенности и необходимости сделать выбор, когда в результате этих действий возможны отклонения от выполнения поставленных целей или появление нежелательных последствий и результатов. 
Для защиты от рисков необходимо создать механизм выявления и управления рисками, т. е., во-первых, провести углубленный и обстоятельный анализ рисков, во-вторых, разработать систему управления рисками. В общем этот механизм должен включать два основных элемента: 
1) выявление и анализ факторов риска; 
2) управление и предупреждение рисков 
Реализация государственной политики - это постоянный, динамичный процесс достижения поставленных целей, в котором принимают участие различные органы государственной власти и институты гражданского общества. Реализация начинается сразу же после одобрения и легитимации государственной политики или отдельной программы и является основным видом деятельности государственного аппарата. 
Составной частью осуществления государственной политики является определение механизма ее реализации, включающего совокупность средств, методов и ресурсов, обеспечивающих выполнение планируемых мероприятий в соответствии с поставленными задачами. Механизм реализации состоит из комплекса мероприятий: организационно-управленческих; нормативно-правовых; финансово-экономических; социально-психологических. 
В целом выделяют следующие типы участников реализации: отдельные индивиды, организованные группы, государственные институты и организации. Последние обычно делят по двум критериям: уровню управления и характеру организации. 
Уровень управления:• федеральный; • региональный;• местный. 
Характер организаций:• центральные органы власти: президент и его администрация, правительство и его аппарат;• законодательные органы власти: парламент и его структуры, депутаты;• исполнительные органы власти: их руководители и сотрудники аппарата;• судебные органы власти: суд, прокуратура;• неправительственные организации: профсоюзы, группы интересов, частные компании и фирмы, СМИ, научные центры и совещательные органы. 
Процесс реализации политических целей начинается после принятия соответствующих законодательных документов и представляет собой конкретные действия и мероприятия государственных органов исполнительной власти. 
Целевые программы - это инструмент государственного управления. Эти программы направлены на достижение поставленных органами государственной власти целей и являются основным инструментом структурных преобразований в экономике и при решении важных социальных проблем. Мониторинг - это специальная система управления, связанная с получением и анализом информации, включающая механизм реагирования на внешние угрозы и отклонения в работе организации. 
Оценка реализации государственной политики - это совокупность механизмов и методов по изучению и измерению фактических результатов государственной политики или программ, которые завершены или находятся в стадии реализации, для их совершенствования. К основным типам оценок государственной политики относятся: 
1) оценка прогресса реализации;2) оценка результатов;3) оценка последствий;4) оценка экономической эффективности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Ламин Т.Р. Экономика России: пути преобразований. - М., 2007г.
  2. Омельченко, Н. А. История государственного управления в России: учебник/ Н. А. Омельченко. - М. : Проспект, 2007. - 464 с.
  3. Парахина, В. Н.  Муниципальное управление: учебное пособие/ В. Н. Парахина, Е. В. Галеев, Л. Н. Ганшина. - 3-е изд., перераб. . - М. : КНОРУС, 2010. - 496 с.
  4. Пикулькин А. В. Система государственного управления: учебник для вузов/ Пикулькин А. В. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2004. - 543 с.
  5. Пикулькин, А. В.  Система государственного управления: учебник для вузов/ А. В. Пикулькин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 639 с.

 

  1. http://sva0104.narod.ru/
  2. http://gpb22.narod.ru/
  3. http://080504.ru/

 

 

 


Информация о работе Основные направления государственной политики