Природопользование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 23:39, реферат

Краткое описание

Природопользование — молодая наука, но древнейшая отрасль человеческого знания. Основы рационального взаимодействия с биосферой закладывались еще в античный период. Марк Порций Катон (234-149 гг. до н. э.) в книге «Земледелие» привел классификацию пахотных почв Древнего Рима и рассмотрел возможности улучшения их состояния (путем внесения органических удобрений и посева бобовых культур). Были предприняты также попытки улучшить прилегающий к городам ландшафт с помощью складирования различных отходов. Например, в Древнем Риме твердыми отбросами укрепляли берега Тибра (с утрамбовкой мусора). В результате здесь появился холм Коллина-ди-Теста (Холм глиняных горшков), который порос в настоящее время деревьями и кустарниками. Первые письменные законодательные акты по охране биосферы (в современном понимании) в России датируются Х-ХП вв. Так, уже в «Русской Правде» Ярослава Мудрого ограничивалась добыча зверей и птиц.

Вложенные файлы: 1 файл

Природопользование.docx

— 44.10 Кб (Скачать файл)

2. Коренные изменения ландшафтно-геохимической  обстановки (смена одного ландшафта другим) сказываются в соседних ландшафтах, при отсутствии непосредственного воздействия на них, за счет связей между

ландшафтами. 3. Резкое изменение ландшафтно-геохимических условий существования

живых организмов приводит к изменению соотношения концентраций

ряда химических элементов в этих организмах, часто сопровождается

болезнями.

К законам, характеризующим новый этап социально-экономического развития общества и взаимоотношений с биосферой, который Ю.Н. Куражков-ский называет протоноосферой, относятся следующие.

Закон снижения природоемкости готовой продукции— удельное содержание природного вещества в усредненной единице продукции неуклонно снижается (современная тенденция).

Закон увеличения темпов оборота вовлекаемых природных ресурсов— в процессе развития мирового хозяйства быстрота оборачиваемости вовлеченных ресурсов непрерьшно возрастает на фоне относительного уменьшения объемов их вовлечения в общественное производство.

Закон растущей урожайности— прогрессивные агротехнические приемы ведения сельского хозяйства, появляющиеся в практике земледелия, ведут к увеличению урожайности угодий.

Закон ограничения потребностей общества— в результате того, что эволюция природы идет очень медленно, а социальная эволюция человека — быстро, многие виды живых организмов не успевают приспособиться и вымирают. Общество должно сознательно ограничить воздействие на природу, чтобы обеспечить возможность дальнейшей коэволюции.

Природно-ресурсный потенциал следует разделить на две составляющие:  
- природные условия  
- природные ресурсы  
Природные условия – это совокупность природных факторов, оказывающих воздействие на жизнедеятельность людей.  
Природные ресурсы – земля, недра, воды. Они являются непосредственными непроизводственными материальными активами. Эти активы наряду с нефинансовыми производственными активами (основные оборотные ср-ва или фонды), а также с нематериальными активами (патенты, авторские права) и финансовыми активами составляют объем национального богатства страны.  
Природные ресурсы – это компоненты и сила природы, которые на данном уровне развития производительных сил используются или могут быть использованы в качестве строительства производства (предметов и средства труда) и предметов потребления.  
Природные ресурсы по своей материальной форме – это объекты и силы природы, генезис, свойства и размещение которых обусловлены природными закономерностями.  
По своему экономическому содержанию – это потребительские стоимости, полезность поторых определяется степенью изученности, уровнем НТП, экономической и социальной целесообразностью использования.  
Природные ресурсы являются главным объектом природопользования. В процессе использования ресурсы подвержены эксплуатации и последующей переработке.  
С хозяйственным использованием ПР сопряжена природоохранная деятельность.  
Ресурс Труд Сырьё  
Классификация природных ресурсов:  
1. Ресурсы классифицируются по происхождению (генезису)  
? Минеральные  
? Водные  
? Климатические  
? Растительные  
? Земельные  
? Животный мир  
? Атмосферное воздействие  
? Ресурсы мирового океана  
2. Ресурсы природно-территориального комплекса (85 субъектов РФ)  
3. Классификация по видам хозяйственного использования  
? Ресурсы промышленного производства (энергетические и неэнергетические)  
? Ресурсы сельскохозяйственного производства (агроклиматические – тепло, влага), почвоземельные, водные, растительные  
? Рекреационные ресурсы (дома отдыха)  
4. Экологическая классификация (исчерпаемые и неисчетпаемые ресурсы)  
? Не возобновимые  
? Возобновимые  
? Относительно возобновимые  
5. Классификация по экономической целесообразности, замена ресурсов.  
? Заменимые  
? Незаменимые  
6. Ресурсы по степени нужности  
Любая классификация природных ресурсов в той или иной степени всегда условна, но она необходима для организации эффективного природопользования.  
Форма собственности на природные ресурсы  
1. Государство (по конституции России)  
2. Субъекты  
3. Муниципальная собственность  
4. Частная форма собственности  
5. Иные формы собственности

Природные ресурсы -  элементы природы, часть совокупности природных условий и важнейшие компоненты природной среды, которые используются (либо могут быть использованы) при данном уровне развития производительных сил для удовлетворения разнообразных потребностей общества и общественного производства.

Природные ресурсы являются главным объектом природопользования, в процессе которого они подвергаются эксплуатации и последующей переработке. Природные ресурсы, лишенные природных связей в результате воздействия труда, переходят в разряд природного сырья.

Запасы представляют собой ту оцененную часть сырья, которую человек в состоянии использовать на базе достигнутых технологических,  экономических и социальных условий в соответствии с очередностью их промышленной эксплуатации.

В системе экономики природопользования существует несколько подходов к классификации природных ресурсов. В наиболее общем виде под классификацией природных ресурсов понимается их разделение на группы по определенным признакам.

С учетом природного происхождения ресурсов, а также их огромного экономического значения разработаны следующие классификации природных ресурсов.

1. Природная (генетическая) классификация — классификация по природным группам: минеральные (полезные ископаемые), водные, земельные (в том числе почвенные), растительные (том числе лесные), климатические ресурсы животного мира, энергии,  природных процессов (солнечное излучение, внутреннее тепло Земли, энергия ветра и т.п.). Часто ресурсы растительного и животного мира объединяют в понятие «биологические ресурсы».

2. Экологическая классификация  природных ресурсов основана на признаках исчерпаемости и возобновимости их запасов.

По данному признаку выделяют ресурсы: неисчерпаемые, исчерпаемые невозобновимые, исчерпаемые возобновимые.

3. В зависимости от  характера использования вся совокупность природных ресурсов может быть условно разделена на две основные группы:

средства труда и предметы потребления.

4. В зависимости от возможности замены одних ресурсов другими, все виды природных ресурсов подразделяются на заменимые и незаменимые.

5. По техническим возможностям эксплуатации выделяют

реальные природные ресурсы, которые используются при данном уровне развития производительных сил и потенциальные (прогнозные) ресурсы.

6. По степени разведанности запасы полезных ископаемых подразделяются на четыре категории А, В, С1, С2, характеризующиеся различной степенью изученности.

Категория А - это вполне изученные, разведанные  и подготовленные к добыче запасы. Запасы категория В и С1 — разведаны с относительно меньшей детальностью. Категория С2 — запасы оценены предварительно.        

  Кроме того, выделяются прогнозные  запасы для оценки новых месторождений, бассейнов и перспективных территорий.         

  Разведанные и прогнозные запасы  выделяются в общие геологические  запасы.

Несмотря на важную роль в обеспечении рационального природопользования и охраны окружающей среды, правовое регулирование нормирования в сфере использования природных ресурсов не получило пока должного развития. Нормативы использования (изъятия) природных ресурсов устанавливаются, чтобы обеспечить предупреждение истощения природных ресурсов, с учетом их самовосстановления, предотвращения нарушений равновесия в окружающей природной среде. В отношении невозобновимых природных ресурсов (минеральных, к примеру) такие нормативы должны определять социально и экономически обоснованный режим их использования (добычи).

В мировой науке выработаны правила определения долговременных или постоянных пределов устойчивого потребления природных ресурсов. Так, экономист Международного банка реконструкции и развития (МБРР) Герман Дейли считает, что:

• для возобновимых ресурсов (почва, вода, лес, рыба) темпы потребления не должны превышать темпов регенерации (поэтому, например, отлов рыбы можно проводить в равновесном, устойчивом режиме, если его темпы не превышают темпов воспроизводства оставшейся популяции);

• для невозобновимых ресурсов (ископаемое топливо, высококачественные минеральные руды, грунтовые воды) темпы потребления не должны превышать темпов их замены на возобновимые ресурсы (например, нефтяное месторождение можно эксплуатировать в стабильном режиме, если часть доходов от него систематически вкладывается в разработку и производство солнечных коллекторов или посадку деревьев, так что после ичезновения нефти будет обеспечен эквивалентный поток энергии от возобновимого источника)*.

Представляется, что темпы потребления невозобновимых ресурсов могут определяться с учетом иных критериев, в частности, путем определения неких оптимальных объемов их потребления. Важно при этом, чтобы такие критерии были трансформированы в конкретные нормативы использования природных ресурсов.

Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», устанавливающий соответственно своему названию преимущественно природоохранные требования, в ст. 19 предусматривает лимиты на природопользование. Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой установленные предприятиям-природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства. Такие лимиты устанавливаются предприятиям-природопользователям специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды, исходя из необходимости поэтапного достижения нормативных объемов использования (изъятия) природных ресурсов, предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и нормативных объемов размещения отходов производства с учетом экологической обстановки в регионе. Срок достижения нормативных объемов природопользования и лимиты по годам определяются в соответствии с утвержденными показателями государственных и региональных экологических программ.

Очевидно, что требования о нормировании предельного использования (изъятия) отдельных природных ресурсов должны устанавливаться в природоресурсных актах с учетом их специфики. Так, лимитирование использования земель осуществляется посредством утверждения Министерством строительства РФ норм отвода земель для автомобильных дорог, железных дорог, аэропортов, магистральных трубопроводов, мелиоративных систем, нефтяных и газовых скважин, предприятий рыбного хозяйства, линий связи и электросетей и т.п.

Самые общие положения относительно водопотребления содержатся в Водном кодексе РФ. Например, лимиты водопотребления устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда, осуществляющего свои полномочия на территории соответствующего субъекта РФ (ст. 90 ВК РФ).

Кроме того, в ст. 110 ВК РФ определяются требования к экологическим попускам и нормированию предельно допустимого безвозвратного изъятия поверхностных вод. Для поддержания состояния водных объектов, соответствующего экологическим требованиям, осуществляются сбросы воды из водохранилищ (экологические попуски) и устанавливается объем безвозвратного изъятия поверхностных вод. Для каждого водного объекта они определяются специально уполномоченным органом управления использованием и охраной водного фонда совместно со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Кодекс не допускает удовлетворение потребностей водопользователей в водных ресурсах за счет экологического попуска.

Инструментом обеспечения принципов рационального, непрерывного и неистощительного пользования лесным фондом призвана служить расчетная лесосека. В соответствии со ст. 62 Лесного кодекса РФ расчетная лесосека определяется при лесоустройстве по каждому лесхозу федерального органа управления лесным хозяйством раздельно по хозяйствам (хвойному, мягколиственному и твердолиственному) в пределах групп лесов. Федеральный орган управления лесным хозяйством предусматривает случаи, в которых расчетная лесосека устанавливается по каждому лесничеству и участку лесного фонда, передаваемому в аренду, безвозмездное пользование и на концессию.

Расчетная лесосека утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством с участием органа государственной власти субъекта РФ и специально уполномоченного государственого органа в области охраны окружающей среды. Она вводится в действие с первого января года, следующего за годом окончания лесоустроительных работ.

По каждому субъекту РФ расчетная лесосека определяется как сумма утвержденных в установленном порядке расчетных лесосек по соответствующим лесхозам федерального органа управления лесным хозяйством.

Федеральный закон «О животном мире» (ст. 17) предусматривает, что нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания заключается в:

а) установлении лимитов использования объектов животного мира;

б) установлении стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны животного мира и среды его обитания. К сожалению, в Законе не определяются критерии, с учетом которых должны устанавливаться лимиты использования животного мира.

В Земельном кодексе и Законе «О недрах» требования, касающиеся лимитирования использования земель и недр как инструмента предупреждения их истощения, практически отсутствуют. В Земельном кодексе установлены лишь требования о нормировании предельно допустимого загрязнения почв. Что касается использования полезных ископаемых, то определение объемов добычи их основных видов на текущий период и на перспективу по Российской Федерации в целом и по регионам является, согласно ст. 35 Закона «О недрах», одной из задач государственного регулирования отношений недропользования и осуществляется посредством лицензирования, учета и контроля. Каких-либо требований и критериев для определения разрешаемых объемов добычи полезных ископаемых Закон не устанавливает. Эта деятельность отдается на усмотрение Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также федерального органа управления государственным фондом недр и органов государственного горного надзора(ст.36).

Достаточно конкретно требования относительно процедуры разработки нормативов использования природных ресурсов предусмотрены Порядком разработки и утверждения экологических нормативов и выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г.

Нормативные объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов устанавливаются конкретным предприятиям-природопользователям специально уполномоченными государственными органами управления в области использования и охраны природных ресурсов в соответствии с их компетенцией. В пределах своей компетенции согласовывают такие нормативы органы Госкомэкологии РФ.

При этом проекты нормативов разрабатываются самими предприятиями-природопользователями. При разработке должны учитываться предложения органов местного самоуправления, научных учреждений, общественных организаций и мнение населения. Однако в этом документе не предусмотрены процедуры такого участия.

Информация о работе Природопользование