Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 23:39, реферат
Природопользование — молодая наука, но древнейшая отрасль человеческого знания. Основы рационального взаимодействия с биосферой закладывались еще в античный период. Марк Порций Катон (234-149 гг. до н. э.) в книге «Земледелие» привел классификацию пахотных почв Древнего Рима и рассмотрел возможности улучшения их состояния (путем внесения органических удобрений и посева бобовых культур). Были предприняты также попытки улучшить прилегающий к городам ландшафт с помощью складирования различных отходов. Например, в Древнем Риме твердыми отбросами укрепляли берега Тибра (с утрамбовкой мусора). В результате здесь появился холм Коллина-ди-Теста (Холм глиняных горшков), который порос в настоящее время деревьями и кустарниками. Первые письменные законодательные акты по охране биосферы (в современном понимании) в России датируются Х-ХП вв. Так, уже в «Русской Правде» Ярослава Мудрого ограничивалась добыча зверей и птиц.
При разработке нормативов использования природных ресурсов учитываются положения Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», требования других нормативных правовых актов, показатели государственных и региональных экологических программ, экологическая ситуация в конкретном регионе.
Лимиты использования устанавливаются на определенный срок по каждому виду используемых (изымаемых) природных ресурсов. Они могут пересматриваться с учетом развития техники, усовершенствования технологических процессов, изменения потребности в данном виде природного ресурса и его состояния.
Лимитирование природопользования
В связи с тем, что запасы природных ресурсов небезграничны и необходимо их рационально эксплуатировать и охранять, устанавливается система определенных экологических ограничений в использовании природных ресурсов - лимиты природопользования.
Лимиты природопользования представляют собой предельные нормы воздействия на окружающую природную среду. Применительно к двум основным формам такого воздействия (использованию и охране окружающей среды) законодательством предусмотрено два вида лимитов: объемы предельного использования природных ресурсов (предельно допустимые нормы изъятия природного вещества из окружающей среды) и предельно допустимые нормы загрязнения окружающей среды (выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов) (ст. 19 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»). Например, лимиты водопотребления, расчетная лесосека (объем вырубки леса), квоты вылова рыбы, объемы добычи полезных ископаемых, нормы отстрела диких животных, нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и т. д.
Лимиты природопользования устанавливаются специально уполномоченными органами экологического управления (например, Министерством природных ресурсов РФ, Федеральной службой лесного хозяйства России и др.) конкретным природопользователям по отдельным территориям и на определенные сроки, исходя из необходимости поэтапного достижения нормативных объемов использования природных ресурсов, предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, нормативных объемов размещения отходов производства с учетом экологической обстановки (ст. 19 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»).
Виды лимитов природопользования, порядок их разработки и утверждения определяются экологическим законодательством - Водным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, Законом РФ «О недрах» и другими федеральными законами, а также специальными нормативными актами, посвященными данным вопросам*.
Лимитирование в сфере природопользования.
Лимиты представляют собой экологически
обосно¬ванные предельно допустимые объемы
изъятия природ¬ных ресурсов и вредных
воздействий на окружающую среду, действующие
в течение установленного периода времени.
Лимиты подразделяются на три вида: территориаль¬ные,
отраслевые и индивидуальные.
Территориальные лимиты устанавливаются
для субъектов Федерации.
Отраслевые действуют в преде¬лах районов,
подведомственных отраслевому мини¬стерству
или ведомству, в частности, в пределах
бассей¬нов рек, лесхозов.
Индивидуальные лимиты устанавли¬ваются
для конкретных природопользователей.
Введение института лимитирования обусловлено
ог¬раниченностью запасов природных ресурсов
и необходи¬мостью рациональной организации
их использования.
Лимитирование является правовой формой
планиро¬вания использования природных
ресурсов. Так, лимити¬рование водопотребления
осуществляется на основе и в развитие
водохозяйственных балансов, разрабатываемых
с учетом соотношения потребностей в воде
с имеющими¬ся на данной территории водными
ресурсами.
Выделяют два вида лимитов:
1) лимиты использования природных ресурсов;
2) лимиты вредного воздействия на окружающую
среду.
Лимиты использования природных ресурсов
устанав¬ливаются в отношении отдельных
видов природных ре¬сурсов на определенный
срок.
Лимиты на использование природных ресурсов,
нахо¬дящихся в федеральной собственности,
устанавливаются Министерством природных
ресурсов РФ.
Лимиты на использование природных ресурсов,
со¬стоящих в собственности субъектов
РФ, устанавливают¬ся органами исполнительной
власти субъектов РФ по согласованию с
федеральными государственными орга¬нами.
Лимиты подлежат корректировке в связи
с изменени¬ем экологического и санитарно-эпидемиологического
состояния природных объектов.
При установлении уточненных лимитов
природо¬пользования соответствующие
изменения вносятся в ли¬цензии на природопользование.
Лимиты на природопользование устанавливаются
на основании заявленных природопользователем
потребно¬стей, научно обоснованного
расчета объема потребления природных
ресурсов, с учетом состояния природного
объекта.
Лимиты вредного воздействия подразделяются
на:
1) лимиты вредных выбросов и сбросов вредных
ве¬ществ в окружающую среду;
2) лимиты размещения вредных веществ.
В соот¬ветствии со ст. 1 Закона об охране
окружающей среды под названными лими¬тами
понимаются ограничения выбросов и сбросов
загрязняющих веществ и микроорганизмов
в окружающую среду, установленные на
период прове¬дения мероприятий по охране
окружающей среды, в том числе внедрения
наилучших существующих технологий, в
целях достижения нормативов в области
охраны окружающей среды. Смысл установления
таких лимитов за-ключается в том, чтобы
по возможности снизить антропогенную
нагрузку на окружающую среду в целях
предотвращения ухудшения ее состояния.
Лимиты вредных воздействий устанавливаются
для природопользователей на определенный
срок и пресле¬дуют цель поэтапного достижения
нормативных объемов использования природных
ресурсов, вредного воздей¬ствия на окружающую
среду с учетом экологической об-становки
в данном регионе.
В настоящее время на федеральном уровне данные вопросы регулируются постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 № 461 "О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".