Проект организации лесного питомника и проект лесных культур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 08:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового проекта является: научиться проектировать лесной питомник.
Питомником называют предприятие или специализированную его часть, предназначенную для выращивания посадочного материала, используемого в дальнейшем для искусственного выращивания насаждений, озеленения городов, населённых пунктов, и создания защитных лесных насаждений.

Содержание

Введение
1. Расчетная часть
1.1 Расчет площади ежегодного посева и ежегодной посадки
1.2 Организация территории питомника
1.3 Схемы ротации освоенных севооборотов
1.4 Расчет ежегодной потребности в семенах
1.5 Технологическая карта выращивания сеянцев
1.6 Расчет себестоимости сеянцев
1.7 Проект лесных культур
1.8 Тип лесных культур
1.9 Технологическая карта создания лесных культур

2. Графическая часть
2.1 План организации территории лесного питомника
2.2 План участка лесных культур
3. Пояснительная записка
3.1 Посевное отделение питомника
3.1.1 Обработка почвы
3.1.2 Предпосевная подготовка семян
3.1.3 Технология производства посева
3.1.4 Уход за посевами
3.1.5 Выкопка и хранение сеянцев
3.2 Школьное отделение питомника
3.2.1 Обработка почвы
3.2.2 Технология производства посадки
3.2.3 Уходы за саженцами
3.2.4 Выкопка и хранение саженцев
3.3 Производство лесных культур
3.3.1 Обоснование типа лесных культур
3.3.2 Обработка почвы под лесные культуры
3.3.3 Технология создания лесных культур
3.3.4 Уходы за лесными культурами
3.3.5 Перевод лесных культур в покрытые лесной растительностью земли
4.Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовой проект по лесным культурам.doc

— 428.00 Кб (Скачать файл)

Количество посадочного материала, требуемого для посадки культур, берем их пункта 17 таблицы 1.7. В моем проекте: для ели обыкновенной – 4,59 тыс.шт., для клена остролистного – 4,59 тыс.шт. Кроме этого планируем дополнение культур, объем которого состовляет в нашем случае 30% от объема посадки, то есть: для ели обыкновенной – 4,59×0,3 = 1,38 тыс.шт., так же получится и у клена остролистного – 1,38 тыс.шт.

Пункт 8 – количество машино-смен берем из графы 7 таблицы 1.9.

Графа 2 – пункт 1 – выписываем из графы 10 таблицы 1.9 (всего по ТК - )

Пункт 2 – берем из расчета 40% от тарифного фонда заработной платы:

Пункт 3 – рассчитываем в размере 25% от тарифного фонда:

Пункт 4 – составляет 10% от тарифного фонда:

Пункт 5 – составляет 15 % от суммы пунктов 1, 2, 3, 4:

Пункт 6 – составляет 38,5% от суммы пунктов 1, 2, 3, 4, 5:

Пункт 7 – рассчитываем умножением количества посадочного материала на его цену. Например, для ели обыкновенной:

Пункт 8 – определяем умножением количества машино-смен (берем их графы 7 таблицы 1.9 – всего по ТК) на условную стоимость машино-смены агрегатов:

Пункт 9 – определяем суммированием пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. В нашем примере сумма прямых затрат на создание 1,7 га – лесных культур ели обыкновенной составляет:

Пункт 10 – рассчитываем делением суммы затрат (пункт 9) на площадь создаваемых культур:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Графическая  часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Пояснительная записка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1 Посевное  отделение питомника

 

3.1.1 Обработка  почвы

 

Эффективность выращивания посадочного  материала древесных и кустарниковых  пород в лесных питомниках в значительной степени определяется обработкой почвы.

Основные задачи обработки  почвы – изменение строения пахотного слоя почвы и ее структурного состояния, обеспечивающие оптимальный водный, воздушный, тепловой, питательный режимы: умение круговорота питательных веществ путем извлечения их из более глубоких горизонтов почвы и воздействия в, необходимом направлении на микробиологические процессы; уничтожение сорных растений, возбудителей болезней и вредителей; защита почвы от ветровой и водной эрозий; создание благоприятных условий для заделки семян и улучшения формирования корневых систем деревьев и кустарников; заделка в почву растительных остатков и удобрений.

Обработку почвы проводят путем  механического воздействия на пахотный горизонт, рабочими органами почвообрабатывающих орудий, применяя соответствующие приемы и системы обработки,

Под приемом обработки почвы  понимают однократное воздействие  почвообрабатывающими орудиями на почву, Различают приемы общие и специальные. К общим приемам обработки  почвы относят вспашку, лущение, шлейфование, боронование, культивацию, прикатывание, щелевание, кроши, безотвальное рыхление, грядование; к специальным – двух- и трехслойную вспашку, плантажную вспашку с предплужником, фрезерование и т.п. Отдельно взятый прием не может обеспечить решение задач, возлагаемых на обработку, Поэтому применяют несколько приемов или целую систему. Под системой понимают совокупность приемов обработки почвы, выполняемых в определенной последовательности и подчиненных решению главных ее задач, применительно к конкретным почвенно-климатическим условиям. При выращивании посадочного материала ели обыкновенной в питомнике применяют следующие системы обработки почвы: зяблевую, сидерального пара и черного пара.

Вспашку под зябь проводят плугом с предплужником (культурная вспашка) на глубину пахотного слоя. Если пахотный спой небольшой мощности, то на плуг устанавливают почвоуглубители так, чтобы общая глубина обработки почвы соответствовала размерам корневой системы посадочного материала данного вида и возраста. В процессе вспашки предплужник снимает верхний, обогащенный слой почвы (10-12 см) вместе с проросшими семенами сорняков, остатками растений, куколками и яйцами вредителей, сбрасывает его на дно борозды. Идущий за предплужником главный корпус плуга подрезает нижний структурный слой почвы с большим запасом питательных веществ, переворачивает его, крошит и засыпает верхний слой почвы. Обработанная таким образом почва на зиму остается незаборонованной, для лучшего задержания влаги.

За осенне-зимний период почва восстанавливает капилляры. Одновременно в нижнем слое почвы при недостатке кислорода погибают проростки семян сорняков, живые корневища растений, вредители, а также проходят сложные анаэробные процессы, способствующие восстановлению структуры почвы. В верхнем, вывернутом слое почвы хорошая структура сохраняется. Обилие влаги и воздуха в порах почвы, весеннее тепло усиливают жизнедеятельности микроорганизмов и окислительные процессы. В результате этого верхний корнеобитаемый слой почвы имеет достаточное количество доступного для сеянцев и саженцев питания. Система зяблевой обработки почвы завершается ранневесенним боронованием, которое прерывает выходящие к поверхности почвы капилляры и, тем самым, сохраняет влагу. Благодаря этому поверхностный слой почвы хорошо сохраняет тепловую энергию, поступающую от солнца.

Система сидерального пара весеннее боронование, посев сидератов (гороха посевного.), прикатывание сидератов  в период начала цветения, лущение  сидерата измельчение зеленой массы  для лучшего разложения в почве, запашку сидератов, культивацию. Сидерапьный пар применяют для повышения плодородия почвы. Запашку сидератов проводят на глубину 12… 15 см в период образования завязей или цветения, т.е. в период, когда в зеленой массе этих растений содержится наибольшее количество азота. В конце июля или в первой декаде августа проводят культивацию на глубину 8-10 см с целью уничтожения сорняков, сохранения влаги в почве и проникновения воздуха для ускорения разложения зеленой массы сидератов на глубине 15 см и интенсивно разлагались, приобретая форму, доступную для питания сеянцев и саженцев.

Система черного пара применяется  для накопления и сбережения влаги  и борьбы с сорняками. Обычно первую культивацию пара проводят в третьей  декаде мая паровыми культиваторами на глубину 8-10 см, вторую культивацию – во второй декаде июня на глубину 10-12 см, третью – в конце июля на глубину 12-15 см. Конкретные сроки культивации устанавливают в зависимости от образования корки на поверхности почвы и отрастания сорняков.

При каждой культивации происходит обогащение почвы атмосферным воздухом, прерываются капилляры и уничтожаются сорняки. В результате этого почва  сохраняет влагу, аккумулирует больше тепла, и в ней усиливаются  аэробные и микробиологические процессы. В поверхностном слое почвы наряду с сохранением влаги накапливаются вещества, пригодные для питания сеянцев и саженцев древесных пород. Проводится внесение минеральных удобрений в конце августа для обогащения почвы минеральными составляющими удобрений.

 

 

3.1.2 Предпосевная  подготовка семян

 

Наиболее распространенные способы  подготовки семян к посеву: стратификация, намачивание, обработка активаторами и стимуляторами, дезинфекция, и  др.

Стратификация необходима для подготовки к посеву семян с глубоким периодом покоя для семян сосны обыкновенной и ели европейской под снегом.

Снегование дает хорошие результаты, повышается грунтовая всхожесть  снижается отпад от полегания  сеянцев. Семена насыпают в мешочки  на 1/3 или 1/4 объема, затем за 1…4 месяца до весеннего посева мешочки укладывают в снег так, чтобы слой семян не превышал толщину не более 3 см. сверху насыпают снегом, а на него укладывается опилки. Семена из-под снега достают в день посева и обсушивают до состояния сыпучести.

Намачивание семян проводят в воде комнатной температуры. Семена насыпают в мешки из неплотной ткани, заполняя их на 2/3 объема и погружают на определенное время в воду (семена сосны и ели – на 18 ч). Намачивать семена дольше рекомендованного срока нельзя, так как в этом случае происходит вымывание Сахаров, образовавшихся в процессе подготовки семян. После намачивания семена вынимают из воды и подсушивают до состояния сыпучести. Для этого их рассыпают тонким слоем в проветриваемом помещении и периодически перемешивают.

Обработку семян активаторами и стимуляторами проводят путем замачивания их на определенное время в растворах комнатной температуры, содержащих микроэлементы, стимуляторы или биопрепараты. В качестве микроэлементов используют бор, медь, цинк, молибден, кобальт, никель и др. в концентрации 0.01 - 0.05%. Стимуляторами роста являются гиббереллин, гетероауксин, парааминобензойная кислота (ЛАБК), янтарная кислота в концентрации 0.01 - 0.005%. Высокий эффект при подготовке семян к посеву дает намачивание их в водных растворах ПАБК, картолина, мивала и других препаратов на основе фумаровой кислоты (фумар и фумаран). Эти вещества безопасны для человека и окружающей среды, применяются в концентрации 0.0001 - 0.00001%. Обработка семян сосны обыкновенной и ели европейской этими веществами повышает выход стандартных сеянцев на 30-40%. Для обработки семян биопрепаратами применяют активатор прорастания семян (АПС), азотовит, бактофосфин. Их рабочие растворы готовят из расчета на 1 л воды: АПС -10.0 мл, азотовит и бактофосфин – 0.5-1.0 мл. Положительный эффект этих экологически чистых биопрепаратов достигается за счет того, что микроорганизмы, входящие в их состав, продуцируют стимуляторы роста цитокининового типа, подавляют патогенную микрофлору,  повышают активность микробиологических процессов в почве, улучшают азотно-фосфорное питание растений.

Дезинфекция и дезинсекция семян  проводятся химическими веществами для защиты семян березы сосны  и розы от грибных болезней и повреждений  энтомо- и фитовредителями.

Для предохранения семян и проростков от грибных болезней, вызывающих полегание сеянцев, применяется протравливание семян фунгицидами (ТМТД) – химическими веществами, уничтожающими и подавляющими возбудителей грибных болезней. Протравливание проводят в тех случаях, когда в документах о качестве семян, выданных песосеменной станцией, есть соответствующие указания. Наиболее просто и эффективно сухое протравливание. Для защиты семян от уничтожения грызунами и птицами применяют репелленты – химические соединения, которые раздражают кожу и слизистые оболочки горла, носа и глаз и отпугивают птиц и грызунов. Существуют и другие способы подготовки семян к посеву: обработка семян ультразвуком, магнитным полем, облучение рентгеновскими и ультрафиолетовыми лучами, отрицательными газовыми ионами, импульсным светом на лазерных установках и т.п.

 

 

3.1.3 Технология  производства посева

 

Посевы бывают грядковые и безгрядковые. Чаще всего гряды делают шириной 0.9-1.0 м, высотой 10-15 см и выше с междугрядьями 40 см. Грядковые посевы применяют в лесной зоне на недостаточно дренированных, плохо прогреваемых почвах. Семена на грядах обычно высевают в продольные строчки (бороздки). В этом случае имеется возможность механизировать работы по посеву, уходу за посевами и выкопке посадочного материала. Наиболее широкое применение в лесных питомниках получили безгрядковые посевы – семена высевают на выровненную поверхность почвы. При таком посеве колеса трактора, вдавливая почву в межленточных междурядьях на глубину 6-8 см, создают достаточный дренаж для посевных лент. Для высева мелких семян посевные строчки создают вдавливанием, что улучшает капиллярный подъем воды к семенам и условия для их прорастания.

При выращивании сеянцев сосны обыкновенной широко применяются 5-строчные схемы посева, расстояние между их осями составляет 20–20–20–20–70 см. Для сеянцев ели европейской эффективны 8-9-строчные схемы посевов с шириной посевной строчки 10 см. схема посева, расстояние между осями составляет 10–10–10–10–10–10–10–10–70 см.

Сроки посева семян деревьев и кустарников  зависят от биологических особенностей пород (срока созревания семян, длительности семенного покоя, устойчивости всходов к неблагоприятным погодным условиям и др.), почвенно-климатических условий и агротехники выращивания сеянцев.

Семена деревьев и кустарников  можно высевать весной, осенью, летом и зимой, но наиболее распространены весенние посевы. Весенние посевы дают хорошие результаты, особенно в лесной зоне и в орошаемых лесных питомниках. При весенних посевах почва меньше уплотняется с момента посева до появления всходов, снижается опасность повреждения посевов грызунами и низкими зимними температурами, менее опасны весенние заморозки.

Весной семена высевают во влажную  почву. Стратифицированные семена сосны  и ели необходимо высевать в прогретую, но не пересохшую почву в период цветения черемухи.

Глубина заделки семян оказывает  большое влияние на их прорастание  и развитие всходов. При глубокой заделке семена лучше обеспечены влагой, но всходам труднее пробить  слой почвы, поэтому они позднее  выйдут на поверхность, а при очень глубокой заделке могут совсем не появиться. При мелкой заделке семена могут оказаться в пересушенном слое почвы и погибнуть. Глубина заделки семян влияет на рост отдельных частей проростка и потребление ими питательных веществ. С увеличением глубины заделки семян масса ростка увеличивается, а корешка – уменьшается. Например, при заделке семян сосны на 0.5 см масса проростка в 1.3 раза больше, чем при глубине 3 см. Это свидетельствует о том, что при увеличении глубины заделки запасные питательные вещества семени расходуются на рост проростка в большей степени, чем на рост корешка.

Глубина заделки определяется величиной  семян, почвенно-климатическими условиями, временем посева, технологиями полива и мульчирования. Крупные семена имеют большой запас питательных веществ, поэтому их заделывают на большую глубину, чем мелкие.

Семена сосны обыкновенной и  ели европейской заделывают на глубину 0,5 см. Норма высева семян имеет исключительно большое значение. При занижении нормы высева получаются разреженные посевы и редкое стояние сеянцев. В результате этого не полностью используется занятая растениями площадь и увеличиваются затраты на выращивание посадочного материала. Завышенные нормы высева приводят к излишне густому стоянию сеянцев, среди которых значительная часть растений окажется недоразвитой и не пригодной для посадки. У сеянцев, выращиваемых в условиях густого стояния, наблюдается усиленный рост в высоту, замедленный рост по диаметру стволика и менее интенсивное нарастание корневой массы. Это ведет к нарушению оптимальных соотношений между отдельными частями растений. Такой посадочный материал будет хуже приживаться и расти в культурах.

Информация о работе Проект организации лесного питомника и проект лесных культур