Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 12:52, дипломная работа
Трактор и автомобиль — это сложные самоходные машины, которые состоят из отдельных механизмов и сборочных единиц.
В кожухе гидромуфты расположены отверстия через которые масло непрерывно сливается в картер двигателя.
Чем выше температура двигателя, тем большим количеством масла заполнена гидромуфта и тем с большей частотой вращается ротор вентилятора. При снижении температуры до определенного значения золотник ограничивает поступление масла в муфту и вентилятор замедляет вращение.
Устройство составных
частей системы жидкостного
Назначение и
устройство. Система охлаждения предназначена
для отвода тепла от нагруженных
деталей и поддержания
Водяной насос (рис.
37) центробежного типа с шестеренным
приводом от коленчатого вала через
промежуточную шестерню. Валик 10 насоса
установлен на двух шарикоподшипниках,
полость которых уплотнена
Расширительный бак предназначен для обеспечения расширения охлаждающей жидкости при нагревании и сбора выделившихся из нее воздуха и пара. В него вмонтированы коллектор 16 (см. рис. 36), пробка 15 заливной горловины и паровоздушный клапан 14. Расширительный бак установлен на двух кронштейнах радиатора с амортизаторами. Каждый амортизатор состоит из резиновой втулки, двух резиновых колец и четырех стальных шайб.
Паровоздушный клапан
состоит из корпуса 6 (рис. 38) парового
и воздушного клапанов и упорного
кольца 10. При работе дизеля температура
охлаждающей жидкости и давление
в системе повышаются вследствие
расширения и испарения жидкости.
При избыточном давлении в расширительном
баке более 0,1 МПа дары жидкости поднимают
грибок 7 парового клапана и поступают
в окружающую среду через зазор
между грибком и упорным
Гидросистема автоматического управления вентилятором предназначена для поддержания оптимального теплового состояния дизеля. Она состоит из гидромуфты, закрепленной на переднем торце блок-картера, включателя гидромуфты, установленного в правом водосборном коллекторе дизеля, вентилятора и трубопроводов. Схема системы и гидромуфты показана на рисунке 39.
Гидромуфта предназначена для управления вентилятором и гашения инерционных нагрузок в приводе, возникающих при резком изменении частоты вращения коленчатого вала. Она состоит из неподвижных (корпус-кронштейн 19, фланец 26, уплотнительная втулка 27, пружина 25, корпус 17 с наружными обоймами шарикоподшипников 13 и 15 и манжетой 3), ведущих (шкив 12, ступица 4, вал 14, насосное колесо 16 с кожухом 20) и ведомых (турбинное колесо 21, ступица 22, вал 8, уплотнительная втулка / с тремя уплотнительными кольцами и ступица 11) частей.
Ведущие части муфты приводятся во вращение ременным приводом от шкива коленчатого вала. Рабочие колеса имеют различное число лопаток (насосное — 36, турбинное — 34) для предотвращения резонансных вибраций. В ведомом валу 8 выполнены центральное и радиальные сверления для прохода масла, которое к валу поступает через торцовую уплотнительную втулку 27, установленную во фланце 26 и прижатую пружиной 25 к валу 5. Масло из рабочих полостей колес сливается через одно радиальное отверстие в кожухе 20 в полость, образованную корпусом-кронштейном 19 и корпусом 17, и далее по трубопроводу в поддон 31 дизеля. К ступице 11 прикреплена крыльчатка вентилятора.
Шкив гидромуфты соединен четырьмя клиновыми ремнями с ведущим шкивом, установленным на носке коленчатого вала. Пятый ручей шкива гидромуфты используют для привода генератора и пневмокомпрессора. Натяжное устройство ремней привода вентилятора установлено на корпусе-кронштейне гидромуфты и представляет собой перемещающийся по направляющим с помощью винта и гайки четырехручьевой шкив.
Включатель гидромуфты золотникового типа состоит из корпуса 40 (см. рис. 39), крышки 38, золотника 41, возвратной пружины 37, регулировочных шайб 35, гайки 34 и термосилового датчика 33. К корпусу 40 штуцерами присоединены подводящая и отводящая масляные трубки.
Принцип действия системы охлаждения. При работе дизеля крыльчатка насоса 26 (см. рис. 36) засасывает охлаждающую жидкость из нижнего бака 8 радиатора и нагнетает ее в рубашки и полости охлаждения цилиндров и их головок. Нагнетаемая жидкость собирается в выходных коллекторах (трубах) и направляется через коллектор 16 расширительного бака в верхний бак 11 радиатора. Далее охлаждающая жидкость по трубкам сердцевины 10 радиатора возвращается в нижний бак 5, охлаждаясь потоком воздуха, создаваемым крыльчаткой 12 вентилятора.
В работе системы охлаждения можно выделить следующие три режима.
Прогрев дизеля до
348...353К (75...80°С). В выключателе гидромуфты
золотник 41 (см. рис. 39) и шток термосилового
датчика 33 под действием возвратной
пружины 37 занимает нижнее положение.
Правое сверление в корпусе 40, соединенное
с подводящим маслопроводом, перекрыто
золотником, и масло не поступает
в гидромуфту. Вследствие этого крыльчатка
вентилятора не вращается, жидкость
в радиаторе не охлаждается, а
температура ее в системе по мере
работы дизеля повышается. Паровоздушный
клапан закрыт, и система изолирована
от окружающей среды, что способствует
уменьшению потерь охлаждающей жидкости
от испарения и выкипания и
позволяет увеличить скорость циркуляции
без опасности кавитации
Поддерживание оптимального теплового состояния дизеля (353...373К, или 80... 100°С). На этом режиме охлаждающая жидкость, увеличиваясь в объеме вследствие интенсивного нагревания, перетекает в расширительный бак, где накапливаются воздух и пар. Периодически открывается паровоздушный клапан, и пар поступает в окружающую среду. Во включателе гидромуфты шток термосилового датчика 33 (см. рис. 39) выдвигается и перемещает золотник 41 в положение, при котором сообщаются подводящая и отводящая полости в корпусе 40.
Масло подается нагнетающей секцией масляного насоса 32 к корпусу включателя и через каналы в золотнике поступает к фланцу 26 гидромуфты, а затем по каналам ведомого 8 и ведущего 14 валов — на лопатки ведущего колеса 16. Под действием центробежных сил масло отбрасывается на ведомое колесо, вращая его в том же направлении, что и ведущее. Пройдя между лопатками ведомого колеса, масло снова попадает на лопатки ведущего. Таким образом, крутящий момент от одного колеса к другому передается через масляную среду.
Крутящий момент
от ведомого колеса 21 передается через
вал 8 и ступицу 11 крыльчатке вентилятора,
создающей при вращении воздушный
поток через радиатор. Благодаря
этому температура охлаждающей
жидкости поддерживается в оптимальном
интервале. Проскальзывание ведомого
колеса относительно ведущего вследствие
разности их частот вращения увеличивается
при уменьшении частоты вращения
ведущего колеса и уменьшается до
2 % при ее увеличении до максимального
значения холостого хода. Вследствие
проскальзывания колес
3. Остановка и
охлаждение дизеля. На этом режиме
гидромуфта не работает. Вентилятор
при отключении некоторое
При остановленном
двигателе температура
Отличительные особенности
системы охлаждения трактора К-700. Системе
охлаждения трактора К-700 характерны следующие
особенности: тепловое состояние дизеля
регулируется автоматически с помощью
термостатов и вручную с
Водяной насос (рис. 40) конструктивно аналогичен насосу на тракторе К-701, отличаясь от него наличием дополнительного отверстия под ниппель 14 для перепускной трубки термостатов и ременного привода, выполненного в виде разъемного шкива. Последний состоит из ступицы 23, установленной на шпонке, боковины 24 и регулировочных прокладок 25. Прокладки и боковину крепят к ступице тремя шпильками.
Радиатор аналогичен
радиатору, устанавливаемому на тракторе
К-701, отличаясь от него размерами
и формой баков (верхнего и нижнего),
расположением выходного
Вентилятор. Крутящий момент от шестерни 16 (рис..41) привода вентилятора передается на крыльчатку через вал 13 и упругую муфту 3. Шестерня 16 приводится во вращение от шестерни коленчатого вала через шестерню распределительного вала.
На носке вала
13 на шпонке 9 установлен шкив 8 и на
шлицах— ст упица упругой муфты.
В конструкции шкива