Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 14:49, реферат
В XX столетии искусственное прерывание беременности превратилось в глобальную проблему. Ежегодно число абортов в мире превышает 55 млн., из них около 20 млн. являются нелегальными. Во многих странах частота искусственного прерывания беременности равняется числу рождений или превышает его. Подсчитано, что примерно 70 тыс. женщин умирает ежегодно от осложнений аборта. К категории безусловного социального зла отнесены аборты, проводимые в неадекватных условиях, - так называемые небезопасные аборты, В развитых странах их частота составляет менее 2 на 10 тыс. женщин репродуктивного возраста, а в развивающихся странах она в 15 раз выше. Такой же уровень небезопасных абортов, по оценке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), отмечается на территории бывшего СССР. Ежегодно в мире эти аборты служат причиной смерти примерно 70 тыс. женщин.
В российском уголовном праве вопросам неправомерной трансплантации посвящена ст. 120 УК РФ «Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации». Производство трансплантации регулируется Законом РФ «О трансплантации органов и (или) тканей», принятым в декабре 1992года. Донорство, переливание крови и ее компонентов урегулировано Законом РФ «О донорстве крови и ее компонентов».
Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» не распространяется на органы, их части и ткани, имеющие отношение к процессу воспроизводства человека, включающие в себя репродуктивные ткани, а также кровь и ее компоненты. Несмотря на принятые законы, регламентирующие трансплантацию органов и тканей человека, остался правовой пробел, который не может быть восполнен деонтологическими и этическими нормами, и требует немедленного законодательного решения. Требуют детальной законодательной проработки изъятие и трансплантация фетальных (эмбриональных) тканей абортированных плодов, трансплантация эмбриональных клеток, генетические манипуляции с соматическими и репродуктивными тканями. То, что эмбриональные, фетальные и репродуктивные ткани изъяты из нормативного регулирования, способствует активному распространению трансплантации и коммерческому использованию этих тканей вне правового поля. При искусственном прерывании беременности наблюдается страшная закономерность - чем больше срок беременности, тем большее количество плодного материала, пригодного для дальнейшего коммерческого терапевтического использования, можно получить. Одним из мотивов принятия женщиной решения о прерывании беременности может явиться возможность использования тканей ее внутриутробного плода, в том числе и на коммерческой основе. Но гораздо большую криминологическую опасность, по нашему мнению, может представлять принуждение к прерыванию беременности для получения абортного материала. Объемы использования фетальных тканей в медицине все увеличиваются.
Приведем следующий пример: при удалении матки (гистерэктомии) у женщины развиваются патологические вегетоневротические расстройства, связанные с ранним климактерическим синдромом. Таким женщинам показана гормональная терапия. Гинекологи публикуют следующие результаты работы; «При категорическом отказе пациентки от заместительной гормональной терапии, а также в связи с индивидуальной непереносимостью к препарату в качестве альтернативного способа лечения вегетоневротических расстройств после гистерэктомии мы провели терапию эмбриональными тканями. З.М. Алиханова успешно осуществила терапию эмбриональными тканями у таких больных. По данным автора, механизм лечебного эффекта фетального материала объясняется восполнением дефицита женских половых стероидов за счет введения их извне, а продолжительность позитивного эффекта обусловлена внежелезистым синтезом необходимых гормонов из их предшественников, которыми богат фетальный (эмбриональный) материал». И далее сообщают: «По разработанной в институте технологии для трансплантации использовали ткани и клетки различных отделов коры головного мозга, таламуса, гипоталамуса, гипофиза, печени, плаценты, мезенхимы плодов 17 - 19-недельной гестации, полученные в результате медицинских абортов от здоровых женщин в возрасте от 15 до 40 лет. Состав фетальной ткани для введения определяли гистологическим строением удаленных органов. Клеточную взвесь вводили в условиях операционной трижды с промежутком 6, 12 и 18 месяцев подкожно в ягодичную область».
В вышеприведенном примере использовался микст - смесь тканей. Но в определенных случаях возникает необходимость использования гистологически однородного фетального материала, например, только тканей головного мозга, эндокринной системы или печени. Современные возможности медицины позволяют делать операции на еще не родившемся ребенке, а, значит, возможно изъятие фетальных тканей, в том числе и жизненно важных для внутриутробного организма, у еще не родившегося плода. Проблема уголовной ответственности за дородовую гибель плода не разрешена в действующем Уголовном кодексе.
С учетом проблем, проанализированных выше, считаем необходимым распространить нормы Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» на органы, их части и ткани, имеющие отношение к процессу воспроизводства человека, включающие в себя репродуктивные ткани (яйцеклетку, сперму, яичники, яички и эмбрионы), а также предлагаем дополнить ч, 1 ст. 120 УК РФ «Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации» следующим образом;
1. Принуждение к изъятию органов или тканей человека, в том числе репродуктивных и эмбриональных тканей для трансплантации или донорства, совершенное с применением насилия либо угрозой его применения, - наказывается.
На основании всего вышесказанного ясно, сколь актуальными и острыми продолжают оставаться морально-этические проблемы аборта. Указанные проблемы многие годы с не спадающим накалом страстей обсуждаются на Западе. По мнению американского социолога Дж. Макмехена, уделяющего много внимания проблеме аборта, противники аборта часто защищают свою позицию, утверждая, что плод - это человек, личность (следовательно, аборт есть убийство человека, гомоцид). Как пишет Макмехен, сторонники аборта, в свою очередь, выдвигают следующие аргументы:
- потребности плода никаким образом не связаны с долгом беременной женщины по его жизненному обеспечению;
- беременная женщина не
имеет никаких моральных
- убивая плод, женщина не отнимает у плода нечто, что могло бы существовать независимо от нее;
- женщина не обязана сохранять плод любой ценой;
- женщина, делая аборт, не убивает плод, а дает ему умереть;
- лишение плода жизни
не является безусловным
О непростом отношении граждан к процедуре аборта в развитых странах можно судить по громкому делу, всколыхнувшему общественность в январе 1999 г. когда в Орегоне (США) состоялся суд над авторами Интернет сайта «Файлы Нюрнберга». Сайт был открыт с предложением вести нечто похожее на Нюрнбергский процесс по отношению к докторам, практикующим аборты. Всем желающим предложили сообщать адреса клиник и фамилии докторов и медицинских сестер, производящих аборты, информировать о судьях и политиках, лоббирующих принятие законов, поддерживающих аборты. Началом практических действий против указанных на этих страницах лиц стало убийство в октябре 1998 г. доктора Б. Салерьяна. После этого многие из упомянутых на том же сайте медицинских работников стали изменять маршрут при поездке на работу, носить бронежилеты, вставили в окна пуленепробиваемые стекла.
Морально-этические проблемы аборта не менее остро стоят и в Российской Федерации, но, к сожалению, гораздо реже, чем на Западе, привлекают внимание общественности.
Проблема аборта всегда стояла в центре дискуссий по вопросам морали. Отчетливо прослеживаются противостояние религиозной и либеральной концепций на допустимость аборта и четкость позиций медицинской этики. Ключевыми здесь являются следующие вопросы: оправдан ли аборт, не является ли это убийством и обладает ли оплодотворенная яйцеклетка, эмбрион правом на жизнь?
В религиозной морали сложились различные точки зрения, но их объединяет отрицательное отношение к аборту. Условно можно выделить крайнюю (католики, буддисты) и смягченную (протестанты, англиканская церковь, православие, ислам) антиабортные позиции. Католическая церковь руководствуется тезисом Ватикана, согласно которому жизнь, начинающаяся с оплодотворения яйцеклетки, не является жизнью матери или отца - это жизнь нового человеческого существа. Оно никогда не могло бы стать человеческим существом, если бы уже не было им. Другим аргументом католической церкви является тезис: человеческое тело не имеет обезличенного характера, а представляет собой единство со своим индивидуальным Я. С католической точки зрения, можно сказать не только «у меня есть тело», но и «я есть мое тело», потому что тело и дух образуют одну субстанцию, единое целое. Следующий тезис сформулирован исходя из ценности человеческого тела: физическая жизнь - основополагающая ценность по сравнению с другими, пусть даже и превосходящими ее по своему достоинству (свобода, солидарность и т.д.), потому что все они возможны только при физическом существовании человека. Буддизм также отличает крайне непримиримое отношение к аборту, ибо одна из центральных идей буддийской этики: не отнимай ничьей жизни, будь то человек или животное. Сторонники крайней позиции не признают каких-либо исключений и смягчающих обстоятельств - будь они связаны с медицинскими показаниями или с тем, что беременность наступила в результате изнасилования. Ребенок не несет ответственности за обстоятельства, при которых произошло зачатие, а, следовательно, не должен страдать и нести такое наказание, как лишение жизни.
К сторонникам так называемой смягченной абортной позиции в религиозной морали можно отнести представителей православной, протестантской и мусульманской религии. Подчеркнем, что названные конфессии выступают против аборта, но признают наличие исключительных случаев (медицинские показания, наступление беременности в результате изнасилования).
Православная церковь признает человеческое достоинство за эмбрионом на любой стадии развития. «Тот, кто будет человеком, уже человек», - утверждал Тертуллиан еще на рубеже II - III в. н.э. «У нас нет различия плода образовавшегося и еще не образованного», - писал св. Василий Великий (IV в.) в 1-м Каноническом послании, включенном в Книгу правил православной церкви. Исходя из этого, православная церковь понимает намеренный аборт на любой стадии беременности как убийство, как преступное посягательство на священный дар человеческой жизни, Вместе с тем рассмотрение вопроса об аборте морально приемлемо в случаях, когда развитие плода подвергает опасности материнскую жизнь. В данной ситуации наивысшей ценностью выступает именно сохранение жизни. Однако подобное предпочтение жизни матери перед жизнью плода попадает в разряд «невольных грехов», когда признается вред содеянного, но персональная вина личности смягчена. В этике ислама отношение к аборту определяется через моральный и правовой статус эмбриона, В аяте 228 второй суры Корана написано, что разведенная женщина не может снова выйти замуж раньше, чем через 90 дней, что позволяет избежать сомнений относительно отцовства. Овдовевшей женщине следует по той же причине ждать 130 дней (4 мес. 10 дней), прежде чем снова выходить замуж. Следовательно, устанавливая сроки от 90 до 130 дней, Коран косвенным образом определяет период, в течение которого зародыш приобретает статус человеческой личности. Исходя из этих положений и основываясь на предании о пророке Мухаммеде, согласно которому Аллах вдохнул «аль рух» (душу) в зародыш в 3 мес. и 1 нед. можно сделать вывод, что о зародыше как о человеческой личности можно реально говорить на 100-й день беременности. Отсюда полагаемое моральное «оправдание» аборта, возможного по медицинским показаниям. Отличием ислама является отсутствие института священнослужителей, следовательно, ответственность за принятие решения ложится на самого верующего. Наличие в исламе понятия «иджтихад» (способность и право интерпретировать) разрешает верующему мусульманину самому осмыслить возникающие проблемы. Отсюда возникает возможность менять свое отношение к аборту с учетом новых обстоятельств, возникающих в связи с достижениями медицины, биологии, биотехнологии.
Гражданская или общественная мораль безусловно отражает в себе моральное противостояние по проблеме аборта различных религиозных конфессий, В то же время она все больше опирается на так называемые реальные, демократические ценности, в основе которых лежат автономия и самоопределение личности, право и свобода выбора на согласие и отказ от медицинского вмешательства. Наиболее приемлемая аргументация, обосновывающая право женщины на аборт, предоставлена в документах Международной федерации планирования семьи. В них говорится о «двойной стратегии». Даже при доступности сексуального просвещения и современных средств контрацепции современная женщина должна иметь право на адекватный, гуманный, безопасный и легальный аборт-Большое внимание проблеме аборта всегда уделяла медицинская этика. Это объяснялось в первую очередь тем, что после принятия решения сделать аборт (аборт сам по себе оскорбляет нравственные чувства, так как изначально является уничтожением живого) женщина обращается к врачу. Отнюдь не случайно в клятве Гиппократа есть следующая фраза: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно же я не вручу никакой женщине абортивного пессария».
Движение за демократические права, последствия научно-технической революции, глобальные проблемы современности заставили представителей медицинской профессии по-новому взглянуть на обсуждаемую проблему. Не отказываясь от гуманистических принципов священности человеческой жизни с момента ее зачатия, современная медицинская этика ставит врача перед необходимостью выбора: сохранить беременность или преднамеренно прервать ее. В канонах классической этики этот выбор был однозначно отрицательным. В ряде международных деклараций во второй половине XX столетия, в том числе принятых представителями медицинских профессий, определено отношение к этой проблеме через следующие принципы: уважение прав и достоинства личности; уважение к человеческой жизни с момента зачатия; уважение к разным нравственным и религиозным позициям.
Примечательно, что в соответствии с современным пониманием вопроса (Декларация о медицинских абортах, г. Осло) врачу предоставляется право отказаться от производства аборта (если его личные убеждения не позволяют ему рекомендовать или осуществить это действо), перепоручив пациентку компетентному коллеге. Эти положения нашли свое отражение, как в отечественном законодательстве, так и в «Этическом кодексе российского врача».
В заключение в качестве аргумента, примиряющего точки зрения религиозной, либерально-общественной и медицинской этики на моральную составляющую проблемы аборта, приведем слова известного специалиста в области медицинской этики А.Я. Иванюшкина: «Решение об аборте - это всегда трудный, мучительный моральный выбор. Женщина (супружеская пара), делая такой выбор, стремится избежать «большего зла». Однако (даже во имя профилактики «большего зла») всегда остается злом и обязательно причиняет боль человеческой душе. Эта боль (чувство вины, нередко - раскаяния) свидетельство нравственного здоровья людей. А сама проблема искусственного аборта всегда будет оставаться открытой моральной проблемой». На наш взгляд, этическая, моральная, социальная, медицинская и правовая стороны проблемы аборта, указывают на сложность и неоднозначный характер данной проблемы, так как при любом решении, как запрета, так и разрешения абортов, всегда будут оставаться противники принятого решения. Поэтому для грамотного и наиболее оптимального разрешения данного вопроса необходимо ее всестороннее и глубокое изучение. Мы согласны с мнением российского законодателя о разрешении производства абортов по социальным и медицинским показаниям, но, на наш взгляд, для предотвращения производства незаконных абортов необходимы меры государственного воздействия, профилактические меры.
Информация о работе Аборт как этико-правовая и медико-социальная проблема