Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 12:14, реферат
Рассматривая структуру социальной сферы, ее основные компоненты, уточним, какие объекты и процессы можно отнести к социальной сфере, а какие - к внешней среде.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Социальная сфера национальной экономики и ее компоненты . . . . 4
1.1. Понятие социальной сферы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1.2. Компоненты социальной сферы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Глава 2. Социальная политика государства : ее цели и задачи, содержание и основные направления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
Глава 3. Анализ социальной сферы во Владимирской области . . . . . . . . . . . .14
3.1. Анализ социальной инфраструктуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
3.2. Анализ уровня жизни населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
3.3. Анализ социальных выплат населению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
Предложения и рекомендации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
д) уровень общественных организаций и объединений граждан (профсоюзы, общества ветеранов, общества потребителей и др.);
е) личностный и семейный уровни.
Социальная политика государства на этих уровнях реализуется в различных формах и различными методами в зависимости от конкретных целей, задач и условий. Принято выделять коллективные (массовые) и индивидуальные (личностные) формы проведения в жизнь социальной политики.[12]
При коллективных (массовых)
формах все субъекты социальной политики
получают соответствующие
При индивидуальной форме государственные меры могут касаться конкретных граждан или их категорий. Например, льготы матерям-одиночкам, пособия инвалидам, жертвам стихийных бедствий, беженцам и т.д[11].
Методы современной социальной политики государства делятся на четыре группы. [5, с.184]
1. Экономические.
2. Административно-
3. Правовые или законодательные.
4. Идеологические.
Экономические методы включают цены, тарифы, налоги, экономические льготы, пенсии, пособия, стипендии, заработную плату, доходы, социальные выплаты всех видов и т. д.
Административно-
Правовые или законодательные методы связаны с регулированием различных сторон деятельности подразделений потребительского комплекса национальной экономики на основе действующего пакета законодательных и нормативных актов. Например, правила регистрации юридических и физических лиц, действующих в области различных форм социального обслуживания населения, законы о государственных пенсиях, о труде, занятости и т. п.
Идеологические методы - это методы, направленные на формирование нравственно-этических понятий и норм общества, использующие такие категории, как «добро» и «зло», «нравственное» и «безнравственное», «хорошее» и «плохое».
В настоящее время, в условиях переходного периода, социальная политика государства строится на основе важнейших принципов:
- социальной справедливости;
-равенства возможностей каждого в получении необходимых ему социальных благ и услуг;
- гарантии предоставления со стороны государства основных материальных благ и услуг в размере минимально допустимого социального «стандарта», например, минимальной пенсии, зарплаты, минимального потребительского бюджета и т.д.
Соответствующие органы и службы исполнительной власти всех уровней занимаются разработкой и выполнением целевых социальных программ. Сегодня наиболее известны и значимы в РФ следующие программы: [5, с.184]
1. «Продовольствие».
2. «Жилище».
3. «Совершенствование оказания
скорой и неотложной
4. «Безопасное материнство».
5. «Дети России».
6. «Развитие медицинской
промышленности и улучшение
7. «Социальная поддержка инвалидов».
8.«Развитие государственной
санитарно-эпидемиологической
9. «Взаимопрофилактика».
10. «АнтиСПИД».
11. «Развитие образования».
12. «Сохранение и развитие культуры и искусства».
13. «Развитие экономики малочисленных народов Севера».
14. «Развитие особо охраняемого эколого-курортного региона РФ -- Кавказских Минеральных Вод».
15. «Улучшение ритуального обслуживания населения».
Эта группа федеральных программ различной социальной направленности дополняется более конкретными подпрограммами, имеющими отраслевой и региональный (субъектов) разрезы.
Глава 3. Анализ социальной сферы во Владимирской области.
3.1. Анализ социальной инфраструктуры
Табл. 1 Число общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных)общеобразовательных учреждений)[6]
2009/10 |
2010/11 | |||||
Обще- |
в том числе |
Обще- |
в том числе | |||
образо- |
образо- | |||||
ватель- |
ватель- | |||||
ные |
ные | |||||
учреж- |
учреж- | |||||
дения |
государ- |
негосу-дарст-венные |
дения |
государ- |
негосу-дарст-венные | |
ственные |
ственные | |||||
и муници- |
и муници- | |||||
пальные |
пальные | |||||
Российская Федерация |
51657 |
50977 |
680 |
49469 |
48804 |
665 |
Центральный |
12298 |
12003 |
295 |
11659 |
11367 |
292 |
федеральный округ | ||||||
Белгородская область |
656 |
652 |
4 |
620 |
616 |
4 |
Брянская область |
757 |
754 |
3 |
712 |
709 |
3 |
Владимирская область |
493 |
483 |
10 |
458 |
448 |
10 |
Воронежская область |
930 |
927 |
3 |
918 |
916 |
2 |
Ивановская область |
327 |
318 |
9 |
314 |
306 |
8 |
Калужская область |
413 |
403 |
10 |
401 |
390 |
11 |
Костромская область |
411 |
408 |
3 |
382 |
380 |
2 |
Курская область |
782 |
781 |
1 |
684 |
683 |
1 |
Липецкая область |
430 |
423 |
7 |
362 |
355 |
7 |
Московская область |
1579 |
1509 |
70 |
1542 |
1466 |
76 |
Рязанская область |
682 |
677 |
5 |
600 |
595 |
5 |
Смоленская область |
547 |
545 |
2 |
518 |
516 |
2 |
Тамбовская область |
266 |
266 |
- |
213 |
213 |
- |
Тверская область |
633 |
624 |
9 |
602 |
593 |
9 |
Ярославская область |
470 |
464 |
6 |
458 |
452 |
6 |
г. Москва |
1744 |
1598 |
146 |
1727 |
1588 |
139 |
Табл.2 Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений (на конец года, тыс. посещений в смену)[6]
2005 |
2009 |
2011 | |
Владимирская область |
44,6 |
45,6 |
45,4 |
Воронежская область |
49,2 |
50,2 |
56,3 |
Ивановская область |
22,9 |
23 |
29,3 |
Калужская область |
25,9 |
26 |
26 |
Курская область |
26,7 |
28,2 |
27,2 |
Липецкая область |
36,1 |
36,7 |
37,6 |
Московская область |
175,8 |
165,5 |
156,2 |
Смоленская область |
25,7 |
25,7 |
25,8 |
Тамбовская область |
27,6 |
27,9 |
27,3 |
Тверская область |
28,6 |
27,6 |
28,3 |
Ярославская область |
33,7 |
34,3 |
34,7 |
Табл.3 Общедоступные библиотеки[6]
Библиотечный фонд на 1000 чел.населения (на конец года;экземпляров) |
Численность пользователей, тыс.человек | |||||
2009 |
2010 |
Место, |
2009 |
2010 | ||
занима- | ||||||
емое в | ||||||
Россий- | ||||||
ской | ||||||
Феде- | ||||||
рации | ||||||
2010 | ||||||
Российская Федерация |
6582 |
6457 |
56446 |
55971 | ||
Центральный |
7225 |
6932 |
2 |
14407 |
14225 | |
федеральный округ | ||||||
Белгородская область |
6972 |
6972 |
39 |
794 |
736 | |
Брянская область |
7470 |
7474 |
31 |
613 |
617 | |
Владимирская область |
7069 |
6984 |
38 |
594 |
580 | |
Воронежская область |
7064 |
6832 |
43 |
891 |
884 | |
Ивановская область |
8448 |
8332 |
20 |
485 |
475 | |
Калужская область |
7919 |
7770 |
27 |
443 |
439 | |
Костромская область |
11802 |
11983 |
3 |
291 |
286 | |
Курская область |
10326 |
10491 |
7 |
604 |
593 | |
Липецкая область |
7640 |
7510 |
29 |
563 |
562 | |
Московская область |
3909 |
3659 |
76 |
1824 |
1791 | |
Орловская область |
6706 |
6837 |
42 |
333 |
328 | |
Рязанская область |
6165 |
6049 |
56 |
523 |
507 | |
Смоленская область |
9912 |
9660 |
11 |
597 |
595 | |
Тамбовская область |
9222 |
9116 |
13 |
608 |
579 | |
Тверская область |
9167 |
9025 |
14 |
617 |
595 | |
Тульская область |
6345 |
6143 |
55 |
615 |
595 | |
Ярославская область |
7493 |
7502 |
30 |
495 |
480 |
3.2. Анализ уровня жизни населения
Табл.4 Среднедушевые денежные доходы населения[7]
2005 |
2009 |
2011 |
Место, занима- | |
емое в Россий- | ||||
ской Федера- | ||||
ции | ||||
2010 | ||||
Российская Федерация |
8112 |
17009 |
18881 |
|
Центральный |
11084 |
22628 |
24525 |
1 |
федеральный округ | ||||
Белгородская область |
5276 |
14160 |
16839 |
24 |
Брянская область |
4777 |
11435 |
13298 |
60 |
Владимирская область |
4141 |
10970 |
12424 |
69 |
Воронежская область |
5489 |
12376 |
13580 |
56 |
Ивановская область |
3486 |
9362 |
10980 |
75 |
Калужская область |
5383 |
13555 |
15342 |
35 |
Костромская область |
4934 |
10464 |
12656 |
68 |
Курская область |
5197 |
12659 |
14694 |
42 |
Липецкая область |
5642 |
14723 |
15804 |
31 |
Московская область |
7592 |
20834 |
22324 |
15 |
Орловская область |
4802 |
10676 |
13017 |
62 |
Рязанская область |
4798 |
12075 |
13663 |
53 |
Смоленская область |
5571 |
12965 |
14770 |
41 |
Тамбовская область |
5325 |
12092 |
13592 |
55 |
Тверская область |
5637 |
12234 |
13925 |
52 |
Тульская область |
5028 |
13393 |
15358 |
34 |
Ярославская область |
6264 |
13165 |
14548 |
45 |
г. Москва |
24958 |
43099 |
43876 |
2 |
Табл. 5 Средний размер назначенных пенсий[7]
2005 |
2009 |
2011 |
Место, | |
занима-емое в Россий- | ||||
ской Феде- | ||||
рации | ||||
2010 | ||||
Российская Федерация |
2538,2 |
6177,4 |
7593,9 |
|
Центральный |
2536,7 |
6146,7 |
7616 |
4 |
федеральный округ | ||||
Владимирская область |
2535,6 |
6048,3 |
7514,7 |
29 |
Воронежская область |
2392,5 |
5730,9 |
7087,2 |
59 |
Ивановская область |
2496,3 |
5912,8 |
7353,4 |
41 |
Калужская область |
2518,1 |
6077,4 |
7563,9 |
28 |
Костромская область |
2453,6 |
5852,6 |
7249,2 |
47 |
Липецкая область |
2391 |
5776 |
7109 |
57 |
Московская область |
2669,6 |
6496 |
8092,8 |
19 |
Орловская область |
2468,2 |
5938,4 |
7343,2 |
42 |
Рязанская область |
2416 |
5830,4 |
7174,4 |
52 |
Смоленская область |
2432 |
5846,1 |
7219,8 |
51 |
Тамбовская область |
2320,9 |
5567,2 |
6817,6 |
74 |
Табл. 6 Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума[6]
2005 |
2009 |
2011 | |
Российская Федерация |
17,74) |
13 |
12,6 |
Владимирская область |
29,2 |
19,1 |
18,3 |
Воронежская область |
23,2 |
19,3 |
19,1 |
Ивановская область |
41,3 |
22,7 |
20,5 |
Липецкая область |
15,2 |
9,7 |
10 |
Московская область |
17,9 |
10,1 |
10,3 |
Тульская область |
17,2 |
12,2 |
11 |
Ярославская область |
17,4 |
16 |
12,8 |
г. Москва |
13,2 |
9,9 |
10 |