Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 14:15, курсовая работа
Цель исследования ¬- изучить ценностные ориентации и предпочтения студенческой молодежи Москвы в сфере культуры.
Задачи:
1.Выявить основные ценностные ориентиры и предпочтения студенческой молодежи Москвы в сфере культуры
2. Выявить основные причины посещения или непосещения культурных, религиозных заведений студентами.
3. Выяснить какое место занимает духовное развитие в системе ценностей студенческой молодежи Москвы.
1. Теоретико-методологический раздел 3
1.1. Познавательный формат социологического исследования 4
1.2. Системный анализ объекта исследования и его концептуальная модель 4-7
1.3. Теоретическая интерпретация основных понятий социологического исследования. 8-10
1.4. Эмпирическое определение основных понятий 11-12
1.5. Операциональное определение основных понятий 12-14
1.6 Рабочие гипотезы социологического исследования
2. Процедурно-методический раздел 15
2.1. Стратегический план исследования 15
2.2. Определение и обоснование выборки 15-17
2.3. Характеристика методов сбора социологической информации 17
2.4. Логическая структура инструментария 17-20
2.5. Алгоритм обработки и анализа данных 21
2.6. Рабочий план исследования 22-23
2.7. Методические документы 24-25
Приложения:
1. Инструментарий социологического исследования 26-30
2. Концептуальная модель 31
3. Структура выборки (Таблица 5) 32
4. Смета социологического исследования 33
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт международных отношений и социально-политических наук
------------------------------
Кафедра социологии
РЕФЕРАТ
по методологии и методике
социологических исследований
Студентки 3-5-1 англ./нем. учебной группы
Тутовой Натальи Владимировны
(фамилия, имя, отчество)
Программа социологического исследования
Тема: Анализ ценностных ориентаций и предпочтений студенческой молодежи в сфере культуры (На примере студентов московских ВУЗов) |
Оценка: | ||
____________________ | ||
Москва – 2012
Стр. | |
1. Теоретико-методологический |
3 |
1.1. Познавательный формат |
4 |
1.2. Системный анализ объекта |
4-7 |
1.3. Теоретическая интерпретация |
8-10 |
1.4. Эмпирическое определение |
11-12 |
1.5. Операциональное определение |
12-14 |
1.6 Рабочие гипотезы |
|
2. Процедурно-методический раздел |
15 |
2.1. Стратегический план |
15 |
2.2. Определение и обоснование |
15-17 |
2.3. Характеристика методов сбора социологической информации |
17 |
2.4. Логическая структура |
17-20 |
2.5. Алгоритм обработки и анализа данных |
21 |
2.6. Рабочий план исследования |
22-23 |
2.7. Методические документы |
24-25 |
Приложения: |
|
|
26-30 |
|
31 |
|
32 |
|
33 |
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1 Познавательный формат социологического исследования
Каждый человек понимает, что молодежь – это будущее, это «зеркало» того мира, который нас ждет впереди. Именно поэтому так важно знать то, чем увлекается сегодняшняя студенческая молодежь, какие у них ориентиры и ценности. Нужно, прежде всего, понять, куда идет молодежь для того, чтобы сделать прогноз будущего страны и мира в целом, ведь не зная этого, мы не можем знать, что нас ждет впереди, и какими методами нужно сейчас пользоваться, чтобы привлечь молодежь развиваться в «положительную» сторону.
Проблема исследования заключается в отсутствии информации о ценностных ориентирах студенческой молодежи Москвы в важнейшей подсистеме духовной жизни общества – культуре.
Объектом исследования является анализ ценностных ориентаций и предпочтений студенческой молодежи Москвы в сфере культуры, предметом – особенности ценностных ориентаций и предпочтений студенческой молодежи Москвы в сфере культуры.
Цель исследования - изучить ценностные ориентации и предпочтения студенческой молодежи Москвы в сфере культуры.
Задачи:
1.Выявить основные ценностные ориентиры и предпочтения студенческой молодежи Москвы в сфере культуры
2. Выявить основные причины посещения или непосещения культурных, религиозных заведений студентами.
3. Выяснить какое место занимает
духовное развитие в системе
ценностей студенческой
1.2 Системный анализ объекта
исследования и его
Генетический анализ объекта исследования
Понятие ценностной ориентации личности возникает для объяснения социально-значимого поведения, но до сих пор открыт вопрос об истоках возникновения понятий «ценности» и «ценностные ориентации». По мнению ряда авторов, например, категория «ценностные ориентации» тождественная истории социальных установок. Изучением ценностей и ценностных ориентаций занимались еще Э.Дюргкейм, Т. Парсонс, М.Вебер, В. Парето и другие. Так, например, Э.Дюргкейм считал, что основой общества является общественное сознание: общие верования, ценности и нормы. В большинстве современных исследований ценности рассматриваются под социально-психологическим углом зрения, предстают как социальное явление, как продукт жизнедеятельности общества и социальных групп.
Структурный анализ объекта исследования
В структуру ценностных ориентаций студенческой молодежи в сфере культуры входят: общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном и т.д.
Если рассматривать теорию М.Рокича, то, по его мнению, ценность - это устойчивое убеждение, что определенный способ поведения или существования есть индивидуально, или социально предпочтительный перед или наряду с каким-либо другим способом поведения или существования в аналогичной ситуации. Ценности личности выступают в качестве основы для формирования жизненной стратегии, во многом определяют линию профессионального развития. Ценностная ориентация — это понятие социальной психологии, под которым понимается:
Система ценностей – это устойчивая совокупность убеждений. Рокич относит ценности к прогностическому типу, который позволяет ориентироваться в желательности-нежелательности способа поведения: инструментальные ценности и смысловые. Таким образом, основываясь на теории М. Рокича, можно утверждать, что ценности (в данном случае духовные ценности) делятся на 2 вида: ценности-цели и ценности-средства.
Отсюда, ценности-цели (терминальные), определяются как убеждения
человека в том, что конечная цель индивидуального
существования стоит того, чтобы к ней
стремиться. Терминальные ценности определяют
для человека смысл его жизни, указывают,
что именно для него особенно важно и значимо. Ценности-средства (
Можно также выделить работу С.С. Бубновой, которая на основе концепции М.Рокича выделила трехуровневую иерархическую модель системы ценностных ориентаций: ценности-идеалы (наиболее общие, абстрактные); ценности-свойства (закрепляются в жизнедеятельности и проявляются как свойства личности); ценности-способы поведения (характерные средства реализации и закрепления ценностей-свойств).
Функциональный анализ объекта исследования
Ценностные ориентации в сфере культуры имеют смыслообразующую и регулятивную функции. Успешная реализация регуляционной функции предполагает формирование полноценной мотивационной структуры, включающей актуальное переживание на относительно высоком уровне значимости: 1)желательного уровня жизни и соответствующих позитивных последствий; 2) нежелательного уровня жизни и соответствующих негативных последствий; 3) деятельностной готовности. В целостной структуре функционирования ценностных ориентаций складывается: зона совпадения эмоционально переживаемых и практически реализуемых ценностных установок и зона их расхождения.
Факторный анализ
Ценностные ориентации у современной молодежи формируются под воздействием множества различных факторов. Так, семья является уникальным институтом социализации, т.к. ее нельзя ничем и никак заменить, никакой другой социальной группой. Отсюда, определяющий фактор, который оказывает особенное влияние на формирование ценностных ориентаций это социальное окружение. Специфический для семьи интимный характер межличностного общения способствует формированию комплекса нравственных чувств и переживаний.
Также огромную роль в формировании ценностей играют средства массовой информации, которые зачастую задают «направления», которым затем следует молодежь.
Ценностные ориентации личности являются генетически производными от ценностей социальных групп. Отсюда, одним из факторов их формирования являются общественное мнение и общая «направленность» группы, в которой находится личность.
Предложенная нами концептуальная модель отображает результат системного анализа ценностных ориентаций студенчества Москвы в сфере культуры: обратимся к схеме №11.
1.3 Теоретическая интерпретация основных понятий социологического исследования
В данном разделе перед нами стоит задача описания теоретических основ данного исследования в научных терминах и категориях, увязывая их с целью исследования. Таким образом:
Сущностная интерпретации основных понятий.
1)Духовная жизнь общества– это система отношений, которая, как и культура, отличает социальное от природного и отражает духовно-нравственную жизнь общества.
2)Социология культуры и духовной жизни– это отрасль социологического знания, которая изучает социальные закономерности развития культуры в сфере духовной жизни, а также формы их проявления в человеческой деятельности, которая связана с созданием чего-то нового, с усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе.
3)Термин «культура» рассматривается более чем в пятистах аспектах. Вот несколько его интерпретаций: а) культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей; б) общий объем творчества человечества; в) вся совокупность внебиологических проявлений человека.
4)Культура – это вся совокупность явлений и процессов духовной практической деятельности, в процессе которой создаются, распространяются и осваиваются произведения искусства и материальные предметы, которые обладают эстетической ценностью.
5) Процесс социализации:
а) это процесс, в ходе которого культура проникает только в одну сферу личности, в суперэго. Освоенные образцы не реализуются сразу в действиях человека, они проходят процесс совмещения, согласования с биологическими стремлениями, в результате подвергаются модификации, основанной на компромиссах, и проявляются в деятельности человека не в полном объеме, а лишь частично; б) это процесс усвоения индивидом знаний, качеств, умений, которые он получает посредством общения, а также в процессе социализации происходит формирование ценностных установок и ориентаций индивида, касающихся сфер культуры.
6) Ценности:
а) социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п.; б) объект, который способен удовлетворить общественную или индивидуальную потребность; в) это нормативно-оценочная сторона явлений общественного сознания, выраженная в соответствующих формах. 7)Духовные ценности. Понятие охватывает общественные идеалы, установки и оценки, а также нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом и т. п. Духовными ценностями принято считать ценности науки, морали, искусства, философии, права и т.д.); г) этические идеалы и убеждения; д) Основные убеждения и цели индивидуума либо общества; е) это идеи, идеалы, цели, к которым стремиться человек и общество.
8) Ценностные ориентации:
а) отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров; б) социальная установка личности, регулирующая ее поведение; в) это важнейшие элементы структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отделяющие значимое, существенное для данного индивида от незначимого, несущественного; г) оценочное отношение личности (группы) к совокупности материальных и духовных благ, которые рассматриваются как предметы (или их свойства), цели и средства для удовлетворения потребностей личности (группы).
9)Молодое поколение – это социальная общность, которая находится на стадии формирования собственной культуры, собственной ценностной системы, а также выбора профессионального и жизненного пути.
Структурно-аналитическая интерпретация основных понятий исследования.
В настоящее время существует множество классификаций, определяющих структуру ценностей и ценностных ориентаций. В соответствии с основными сферами общественной жизни обычно различают три группы ценностей: материальные, социально-политические и духовные.