Анализ ценностных ориентаций и предпочтений студенческой молодежи в сфере культуры (на примере студентов московских ВУЗов)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования ¬- изучить ценностные ориентации и предпочтения студенческой молодежи Москвы в сфере культуры.
Задачи:
1.Выявить основные ценностные ориентиры и предпочтения студенческой молодежи Москвы в сфере культуры
2. Выявить основные причины посещения или непосещения культурных, религиозных заведений студентами.
3. Выяснить какое место занимает духовное развитие в системе ценностей студенческой молодежи Москвы.

Содержание

1. Теоретико-методологический раздел 3
1.1. Познавательный формат социологического исследования 4
1.2. Системный анализ объекта исследования и его концептуальная модель 4-7
1.3. Теоретическая интерпретация основных понятий социологического исследования. 8-10
1.4. Эмпирическое определение основных понятий 11-12
1.5. Операциональное определение основных понятий 12-14
1.6 Рабочие гипотезы социологического исследования
2. Процедурно-методический раздел 15
2.1. Стратегический план исследования 15
2.2. Определение и обоснование выборки 15-17
2.3. Характеристика методов сбора социологической информации 17
2.4. Логическая структура инструментария 17-20
2.5. Алгоритм обработки и анализа данных 21
2.6. Рабочий план исследования 22-23
2.7. Методические документы 24-25

Приложения:
1. Инструментарий социологического исследования 26-30
2. Концептуальная модель 31
3. Структура выборки (Таблица 5) 32
4. Смета социологического исследования 33

Вложенные файлы: 1 файл

МОЯ ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ - копия.doc

— 412.50 Кб (Скачать файл)

 

2.5  Алгоритм обработки  и анализа данных

Поставленные нами задачи исследования определяют алгоритм обработки и анализа данных.  Задачи исследования:

1.Выявить основные ценностные ориентиры и предпочтения студенческой молодежи Москвы в сфере культуры;

2. Выявить основные причины посещения или непосещения культурных, религиозных заведений студентами;

3. Выяснить какое место занимает  духовное развитие в системе  ценностей студенческой молодежи  Москвы.

Таким образом, чтобы изучить предпочтения студенческой молодежи в сфере художественной культуры и выявить основные причины посещения/непосещения культурных заведений студентами, нужно обратить внимание на вопросы: №1, 2, 3(4), 5, – потому что именно данные вопросы помогут нам изучить предпочтения студентов в художественной культуре в целом. А более глубоко изучить ценностные ориентации студенческой молодежи в сфере художественной культуры нам помогут вопросы: №7, 12, 14(15), 16, 20(21), 23, 24.

Наиболее сложными вопросами в анкете являются вопросы №8, 9, 10, 11 т.к. они являются открытыми вопросами, которые будут достаточно сложны для обработки, но которые могут дать дополнительную информацию в данном исследовании. 

 

2.6 Рабочий план исследования

№ п/п

Процедуры, мероприятия

Сроки

Исполнитель

Необходимые средства

Формы контроля и отчетности

1. Подготовительный этап

1.1

Обсуждение изучаемого объекта, подготовка и разработка программы исследования, подготовка инструментария.

1 февраля-10 февраля

Руководитель и члены исследовательской группы

Литература, посвященная объекту исследования

Подписание договоренности с заказчиком исследования

 

1.2

Формирование методики исследования, конструирование выборки

10 -15 февраля

Руководитель исследовательской группы и методическая группа.

Программа исследования, общая информация об объекте исследования.

Методические материалы

1.3

Разработка инструкций для членов исследовательской группы

16-17 февраля

Руководитель исследовательской группы

 

Инструкции анкетерам

1.4

Подготовка инструментария для проведения пробного исследования

18-25 февраля

Руководитель и члены исследовательской группы

 

Подготовленные анкеты (50 шт)

1.5

Проведение пилотажного исследования

25 февраля -1 марта 

Анкетеры

Необходимый для опросов инструментарий(анкеты, ручки, диктафоны и тд)

 

1.6

Анализ результатов пробного исследования

1-6 марта 

Руководитель и члены исследовательской группы

Необходимое для подсчета результатов программное обеспечение

Отчет о проведенном исследовании

1.7

В соответствии с результатами пробного исследования исправление ошибок в анкетах

 

7-9 марта

Руководитель и члены исследовательской группы

 

Подготовленные и исправленные анкеты

1.8

Сбор инструментария  и подбор технических средств для проведения основного исследования

10-11 марта

Члены исследовательской группы

Средства печати

500 анкет

1.9

Подбор и информирование анкетеров, а также назначение руководителей для каждой группы анкетеров

11-13 марта

Руководитель исследовательской группы

 

Инструкции для анкетеров, материалы, где указаны данные о группах анкетеров

1.10

Формирование групп для проведения фокус-группы, разработка топик-гайда и подготовка различных технических средств

14-16 марта

Руководитель исследовательской группы

Скрытые видеокамеры;  диктофоны; помещение; удобные стулья, столы; чай, печенье, кружки, ложки; ручки и листы бумаги ( для пометок);

Разработанный топик-гайд, подготовленное помещение со всеми техническими средствами

2. Этап сбора данных

2.1

Проведение полевого исследования, сбор данных

16марта-30 марта

Группа сбора информации

500 анкет

Заполненные анкеты

2.2

Проведение фокус-группы

31марта

Члены фокус-группы

Топик-гайд для проведения фокус-группы, Скрытые видеокамеры;  диктофоны; помещение; удобные стулья, столы; чай, печенье, кружки, ложки; ручки и листы бумаги ( для пометок)

Заполненный топик-гайд, сделанные видеозаписи и аудиозаписи

3. Этап обработки и анализа  данных

3.1

Отбор документов (выбраковка негодных анкет и тд.) их анализ, и конструирование «правильной» выборки

1 апреля- 2 апреля

Руководитель и работники информационно-вычислительного центра

Электронно-вычислительная машина

«проработанные» и исправленные анкеты

3.2

Создание базы данных, ввод данных

3 апреля –5 апреля

Руководитель и работники информационно-вычислительного центра

Электронно-вычислительная машина

Подготовленные базы данных

3.3

Обработка социологической информации (по анкетам и по топик-гайду)

5 апреля –8 апреля

Руководитель и работники информационно-вычислительного центра, члены исследовательской группы

Электронно-вычислительная машина, видеозаписи и аудиозаписи проведенной фокус-группы

Обработанная социологическая информация и данные с фокус-группы

4. Результирующий этап

4.1

Анализ результатов анкетирования и фокус-группы

9-11 апреля

Руководитель и члены исследовательской группы

 

Выводы

4.2

Составление окончательного отчета, выводы о проделанной работе и итоговая презентация результатов

11 апреля –21 апреля

Руководитель исследовательской группы

Проектор

Отчет и его презентация заказчику


 

2.7  Методические документы

Инструкция анкетеру:

Уважаемый анкетер! Вы являетесь участником социологического исследования, проводимого среди московских студентов.

В ходе опроса анкетер является основным исполнителем работ и обеспечивает качество результатов исследования. От Вашей добросовестности и ответственности зависят полнота и точность учета мнений московских студентов. В период подготовки к опросу организаторы исследования проводят устный инструктаж о целях и задачах исследования, о правилах и организационных условиях опроса.

Вы получаете для работы следующие документы:

  1. «Удостоверение анкетера»
  2. Инструкцию анкетеру;
  3. Список адресов Московских университетов и институтов;
  4. Перечень факультетов и групп, где будет проходить исследование;
  5. Чистые бланки анкет по числу лиц, подлежащих опросу;

Анкетер обязан:

- Внимательно изучить данную инструкцию и выполнять все ее  требования.

- Знать содержание анкеты и  технику ее заполнения, чтобы  уметь ответить респонденту на  все вопросы, которые могут возникнуть в процессе анкетирования.

- Оперативно, качественно и в запланированные сроки провести анкетирование респондентов и сдать заполненные анкеты организаторам исследования.

- НЕ разглашать содержание ответов, а также фамилии респондентов. Анкетер несет личную ответственность  за сохранение анонимности ответов респондентов. Заполненные анкеты запрещено передавать кому-либо, кроме ответственного за работу.

Когда анкетер внимательно ознакомится с данной инструкцией, он будет готов к проведению исследования и именно от добросовестности анкетера будет зависеть точность полученной информации.

 

Анкета:

Уважаемый участник опроса! Я, студентка МГЛУ, провожу исследование, тема которого посвящена изучению ценностных ориентаций студенческой молодежи Москвы в сфере культуры.

В связи с этим, обращаюсь к Вам с предложением принять участие в опросе, заполнить анкету и помочь мне в проведении исследования.

Опрос проводится анонимно, имя и фамилию указывать не нужно. На основе ваших ответов будет проведен анализ, результаты которого будет очень полезны для общества!

Ваше мнение крайне важно для меня!

Правила заполнения опросного листа:

  1. пожалуйста, прежде чем отвечать на вопрос, внимательно прочитайте его до конца и просмотрите все варианты ответа.
  2. Выбранный Вами вариант ответа необходимо выделить галочкой.
  3. В вопросах, где нет вариантов ответов, постарайтесь как можно более подробно написать Ваше мнение в пустом поле.

Большое спасибо!

 

 

Опросный лист

  1. Что для Вас важно в жизни? (поставьте галочку там, где считаете нужным; 10 – самое важное, 1 – неважно совсем)

 

 

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

семья

                   

дружба

                   

работа

                   

Духовное развитие

                   

любовь

                   

деньги

                   

доброта

                   

справедливость

                   

мудрость

                   

другое

                   

 

  1. Интересуетесь ли Вы искусством?

      01 - Очень заинтересован

      02 - Скорее заинтересован, чем нет

      03 - Скорее не заинтересован, чем да

      04 - Совсем не заинтересован

 

  1. Какие культурные заведения Вы любите посещать?( 10 – самые любимые, 1 – самое не любимое)

    

 

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Музеи

                   

Тетры

                   

Кинотеатры

                   

Выставки

                   

Библиотеки

                   

Кафе

                   

Рестораны

                   

Картинные галереи

                   

Балет

                   

Другое

                   

 

  1. Как часто Вы посещаете культурные заведения? ( кино, театры, музеи и др.) Если посещаете, после ответа переходите к вопросу №6

      01 - Раз в неделю или чаще

      02 - Раз в месяц

      03 - Раз в 2-3 месяца

      04 - Раз в полгода

      05 - Раз в год или реже

      06 - Не посещаю

 

  1. Почему Вы не посещаете культурные заведения?

      01 - Нет времени

      02 - Не люблю такие места

      03 - Это меня не интересует

      04 - Я больше люблю проводить время на природе

      05 - Не хочу тратить на это свое свободное время

      06 - Мне не с кем туда идти

      07 - Я не понимаю искусство

      08 - Затрудняюсь ответить

      09 - Хотелось бы тратить время на что-то более полезное

      010 - Средства не позволяют

      011 - Другое (вписать свой вариант)_________________________________________

 

  1. Почему Вы посещаете культурные заведения?

      01 - Мне это доставляет удовольствие

      02 - Мне нечем заняться

      03 - Мне некуда девать деньги

      04 - Я интересуюсь искусством

      05 - Я хочу быть духовно развитым человеком

      06 - Потому что мои друзья часто зовут меня с собой

         07 - Не хочу выглядеть глупо, когда люди говорят о культуре, поэтому должен об этом все знать

      08 - Я работаю в сфере искусства

     09 - Меня заставляют туда ходить родители

      010 - Затрудняюсь ответить

      011 - Другое (вписать свой вариант)_________________________________________

 

  1. С какой целью Вы посещаете культурные места?

      01 - Узнать больше нового

      02 - Больше некуда пойти с друзьями

      03 - Хочу быть духовно развитым человеком

     04 - Мне нужны знания в этой области, т.к. я работаю в этой сфере

      05 - Хочу «блестать» познаниями в сфере культуры

      06 Мои друзья «знатоки» в этой области и я не хочу быть хуже них

      07 - Хочу доказать маме(папе, дяде и тд.), что я духовно развитый человек

      08 - Затрудняюсь ответить

      09 - Нет цели, просто люблю искусство

      010 - Ни для чего, мне просто скучно

      011 - Другое (вписать свой вариант) ________________________________________

 

8. Как часто Вы читаете этическую литературу(литература, соответствующая этике, с принципами морали и нравственности)?

 

     01 – Читаю каждый день

      02 – Читаю по одной книге в месяц

      03 – Читаю по одной книге в полгода

     04 – Читаю по одной книге в год или реже

      05 – Не читаю вообще

 

  9. По-Вашему, справедливость  - это … ? (впишите свой вариант ответа как можно более развернуто)

    

      Справедливость - это_______________________________________________________

      _________________________________________________________________________

 

10. По-Вашему, благо – это…? (впишите свой вариант ответа как можно более развернуто)

 

Благо – это_________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Анализ ценностных ориентаций и предпочтений студенческой молодежи в сфере культуры (на примере студентов московских ВУЗов)