Бедность: основные подходы к определению
и измерению в социологии.
Содержание:
Введение……………………………………………………………………….…
- Основные
подходы к определению бедности………………………………….……
Причины бедности……………………………………………………..…
Типология бедности ………………………………………………………………
Стратегии борьбы с бедностью ………………………………………………………
Отношение к бедности в странах с разным
уровнем развития на примере США и Индии.
Заключение…………………………………………………………………….....
Библиографический список……………………
Введение
Проблема бедности волнует человеческое
общество с давних времен. Но, несмотря
на это, человечеству так и не удалось
решить эту проблему. И, как это ни парадоксально,
бедность продолжает оставаться неотъемлемой
чертой любого общества.
Именно бедность определяет ограниченность
доступа значительной части населения
всех государств к ресурсам развития:
высокооплачиваемой работе, качественным
услугам образования и здравоохранения,
возможности успешной социализации детей
и молодежи и др.
И в своей работе мне хотелось бы показать,
насколько сложна по своей структуре бедность,
и сколько имеется различных подходов
к ее измерению. Важно также определить
пути решения данной проблемы применительно
к особенностям российского общества.
I.Основные
подходы к определению бедности
Развитие общества и оценка человека
в нем накладывает отпечаток на изучение
та- кого явления как бедность. Бедность
можно определять в узком и широком значении.
При узком подходе к определению бедности
в рассмотрение берутся только материальные
лишения (депривации). Широкое определение
бедности явилось неизбежным результа-
том исследований этого феномена, потому
что бедность есть результат экономических,
политических и социальных процессов,
которые взаимодействуют и зачастую взаимоуси-
ливают друг друга, усугубляя лишения
и трудности, которые терпят бедные. От
выбора того, что понимается под бедностью,
зависит выбор политических инструментов,
которые могут быть использованы в решении
задач по сокращению бедности.
Рассмотрим пять
основных подходов к определению
бедности:
Денежный. Бедность – недостаток
в потреблении (или доходе) по отношению
к некоторой черте бедности.
В рамках денежного подхода большинство
исследователей в качестве показателя
оценки бедности предлагают использовать
потребление, а не доход, потому что потреб-
ление:
• тесно связано с наличием
достаточных средств для удовлетворения
основных пот- ребностей;
• легче измерить, чем доход, например,
в случае значительной роли неформального
сектора, или когда доход не имеет денежного
выражения.
• лучше отражает фактические
стандарты уровня жизни домохозяйств
и возможность удовлетворения
своих потребностей, например, через
доступ домохозяйств к кре- дитам
или сбережениям в случаях значительного
колебания дохода .
Использование
критерия дохода для оценки бедности позволяет
различать источни- ки доходов и возможности
семьи в денежном выражении. Таким образом,
доход и потреб- ление отражают разные
аспекты бедности
Денежный подход является
ортодоксальным и наиболее влиятельным
при проведе- нии экономических исследований
бедности.
Подход через
возможности, предложенный А. Сеном, обозначил новое
понимание бедности. Бедность – отсутствие
функциональных возможностей, т.е. возможности
долго жить, хорошо питаться, быть здоровым,
грамотным, и ценность жизненного уров
- ня заключается именно в самой жизни,
а не в обладании товарами.
Основаниями для данного подхода
являются следующие положения:
• лишения являются сущностно
важными (в отличие от низкого дохода,
обладающего лишь инструментальным значением);
• недостаток возможностей
– а, следовательно, и реальная
бедность – зависит не только
от низкого дохода (доход –
не единственный фактор, генерирующий
воз- можности);
• инструментальная зависимость
между низким доходом и низким
уровнем возмож- ностей не одинакова
в различных сообществах и даже в различных
семьях и у раз- личных индивидуумов (влияние
дохода на уровень возможностей зависит
от усло- вий и обстоятельств).
А. Сен
не определяет список минимально необходимых
возможностей, объясняя от- сутствие строго
определенного списка следующим образом:
«Проблема заключается не в том, чтобы
составить список важных возможностей,
а в том, что настаивают на пре- допределенном
каноническом списке возможностей, выбранном
теоретиками без общего социального обоснования
или общественного обсуждения. Иметь такой
фиксированный список, полностью полученный
из чистой теории, означает отрицать возможность
полез- ного общественного участия в том,
что должно быть включено и почему… общественное
обсуждение и обоснование может привести
к лучшему пониманию роли, охвату и значи-
мости отдельных возможностей…».
Несмотря на такую позицию
А. Сена, исследователями были предприняты
попытки оп- ределить такой список. Наиболее
удачной считается попытка М. Нассбаум
(M. Nussbaum), которая предложила список из
10 «характеристик, необходимых для полноценной
жизни человека» . Эти характеристики
рассматриваются как универсальный минимум,
который должен быть предоставлен правительством
своим гражданам. Список включает следующие
пункты:
1) жизнь: нормальная продолжительность
жизни;
2) здоровье: хорошее здоровье, адекватное
питание и жилище;
3) физическое состояние: способность
к движению; выбор воспроизводства
(choice of reproduction);
4) сознание: воображение и мышление,
адекватные полученному образованию;
5) эмоции: связи с другими людьми;
6) практическое основание: критическое
восприятие и планирование жизни;
7) участие: социальное взаимодействие;
защита от дискриминации;
8) другие биологические виды: уважение
ко всему животному и растительному
миру; 9) приятное времяпрепровождение;
10) контроль в рамках общества,
право голоса и право частной
собственности.
Данный
список не позволяет однозначно понять,
что относится к минимально необ- ходимым
возможностям. Подход через возможности
расширяет понимание природы и причин
бедности пос- редством перемещения фокуса
внимания со средств на цели, которые человек
небезосно- вательно преследует, и, соответственно,
на свободы, позволяющие достичь этих
целей.
Концепция социальной эксклюзии (исключения)
была разработана в развитых стра- нах,
чтобы описать процессы маргинализации
и депривации для предоставления социаль-
ной помощи нуждающимся в рамках своих
обществ. Бедность – недостаток материальных
средств и неспособность успешно учас
- твовать в экономической, социальной
и культурной жизни, а также, по ряду ха
- рактеристик отчуждение и дистанциро
- вание от основного хода общественной
жизни.
Современный экономический
подход к проблеме социальной эксклюзии
основывается на оценке трудовых доходов
человека. Профессиональная занятость
– это основной путь получения дохода,
высокого социаль- ного статуса и признания
в обществе. Соответственно, безработица
– это тот пробел в социальной позиции,
который представляется основным препятствием
для инклюзив че- ловека в общество [9].
М. Кастельс описывает процесс социальной
эксклюзии следующим образом: «…потери
стабильной связи с местом работы, слабые
позиции работников при заключении контрактов
приводят к более высокому уровню кризисных
ситуаций в жизни их семей: временной потери
работы, личным кризисам, болезням, пристрастию
к наркоти- кам/алкоголю, потере сбережений,
кредита. Многие из этих кризисов связаны
друг дру- гом, порождая спираль социального
исключения, идущую вниз...»
Подход через социальную
эксклюзию обеспечивает структуру для
создания взаимо- связей между различными
уровнями анализа и кумулятивными процессами,
которые под- держивают социальное неблагополучие
в социальных группах или определяют их.
Подход через участие бедных
был предложен Р. Чемберсом (R. Chambers) с целью,
чтобы сами бедные люди могли участвовать
в определении бедности и путей по ее сокра-
щению. Бедность – это множество проблем,
которые не ограничиваются только низ
- ким доходом. Бедность – отсутствие ос
- новополагающей свободы действий и выбора,
которые более обеспеченные люди принимают
за естественную дан – ность
А. Корнволль (A. Cornwall) определяет
три уровня в этом подходе и связывает
их с самоопределением и полномочием;
увеличением эффективности программ и
акцентом на обоюдное обучение.
Основным преимуществом данного
подхода является то, что он базируется
на оценках бедности самими бедными людьми.
Хотя, личные суждения о благосостоянии
могут быть неадекватными вследствие
неверной информированности и/или ввиду
неспособности сделать рациональный выбор
даже при наличии всей необходимой информации.
Комплексный подход. Бедность
– это не только недостаточный доход или
потребление, но и недоста - точный уровень
здоровья, питания и образования, недостаток
социальных связей, незащищенность, низкая
само - оценка и беспомощность
Домохозяйства или индивиды
могут потреблять мало и быть уязвимыми
из-за от- сутствия активов, неадекватного
дохода, плохого здоровья, образования
или потери про- изводственных активов
в результате неблагоприятных обстоятельств.
Отсутствие прав человека или политических
свобод, уязвимость и социальная эксклюзия
ограничивают человеческие и политические
возможности, сокращая доход, активы и
так далее. Гендер- ное неравенство затрагивает
все измерения бедности, потому что бедность
не является гендерно нейтральной. Процессы,
порождающие бедность, влияют на мужчин
и женщин различным образом и в различной
степени. Женская бедность является более
распро- страненной и более жестокой, чем
мужская. Деградация окружающей среды,
природные катаклизмы, являясь, до определенной
степени, результатом бедности, в большей
степени влияют на бедных людей.
Этот подход называет большое
количество причин бедности и возможностей
для пу- тей борьбы с бедностью.
II. ПРИЧИНЫ БЕДНОСТИ
К наиболее типичным факторам,
обусловливающим риски оказаться в той
или иной группе бедных, относят: потерю
здоровья, низкий уровень квалификации,
вытеснение с рынка труда, низкий уровень
среднедушевых реальных доходов и материальной
обеспеченности, высокую семейную "нагрузку"
(многодетные, неполные семьи и др.); индивидуальные
особенности, связанные с образом жизни,
ценностными ориентациями (не желающие
трудиться, имеющие вредные привычки и
т.п.).
Проблема бедности возникает
в результате нарушения объективно обусловленных
пропорций социального воспроизводства:
пропорций деятельности (соотношения
социально неоднородных видов труда, соотношения
занятого и незанятого в общественном
производстве населения); пропорций состояния
(дифференциации населения по уровню обеспеченности
материальными, духовными и социальными
благами, соотношения между элементами
благосостояния и фазами его воспроизводства);
пропорций отношений: человек - общество
- природа, человек - социальная группа
– класс - общество. В их основе лежит ключевая
пропорция между производительной и потребительной
силой общества, выражением которой является
соотношение рабочего и свободного времени.
Проблема бедности связана
с социальными формами отчуждения человека
от человека (от общества), от предпосылок
и результатов труда, от самого труда,
с существенным ограничением потребления
основных жизненных благ, с формированием
таких условий, при которых субкультура
бедных превращается в фактор дестабилизации
жизни общества.
Таким образом, можно выделить
пять глобальных факторов нисходящей социальной мобильности:
политический
детерминизм — нисходящая социальная мобильность - результат
проводимых экономических реформ, последствие
войны в Афганистане и Чечне, а также -
распада СССР;
криминальность
- нисходящая социальная мобильность
связана с криминалитетом, с преступным
поведением ем (воровством, вымогательством,
насилием, грабежами);
личное
невезение в жизни - попадание на "социальное
дно" объясняется болезнями, инвалидностью,
судьбой, плохим воспитанием в семье;
собственная вина,
склонность к порокам — процесс нисходящей социальной мобильности
интенсифицируется пьянством, наркоманией, токсикоманией,
проституцией;
социальная
изолированность — нисходящая мобильность
обусловлена отказом подчиняться социальным
нормам, беспризорностью, оторванностью от общества,
потерей связей с семьей и близкими, отсутствием работы, веры в Бога.
III.ТИПОЛОГИЯ БЕДНОСТИ
Бедность не гомогенна и имеет несколько
уровней, которые различаются и по материальному
положению, и по социально-профессиональной
деятельности, и по досуговым предпочтениям
людей.