Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 16:16, курсовая работа
В современную эпоху занятость стала одной из острых социально-экономических проблем, волнующих и государство, и общество, и отдельных людей. И с каждым новым десятилетием ее острота не только не ослабевает, но, наоборот, все более нарастает. Одни государства решают эту проблему более или менее успешно, другие же испытывают в ее решении значительные трудности.
Введение
В современную эпоху занятость стала одной из острых социально-экономических проблем, волнующих и государство, и общество, и отдельных людей. И с каждым новым десятилетием ее острота не только не ослабевает, но, наоборот, все более нарастает. Одни государства решают эту проблему более или менее успешно, другие же испытывают в ее решении значительные трудности.
Политика занятости должна формироваться с учетом возможности трудиться разных категорий населения. Более пристальное внимание следует уделить группе риска, т.е. занятости женщин, молодежи, инвалидов, и т.д., стабильности получении ими доходов, исключению дискриминации в этих вопросах. Законодательство о занятости, приоритеты государственной политики в данной сфере, ее финансовое обеспечение неоднократно корректировались. При этом четко прослеживается тенденция усиления финансовых и административных ограничений, касающихся оказания помощи безработным.
По признанию западных экономистов, безработица сегодня - центральная проблема стран с развитой рыночной экономикой. Экономические потери периода массовой безработицы значительно больше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией. Американские исследователи установили, что один год безработицы отнимает у человека пять лет жизни. Известны и тяжелые социальные последствия безработицы: рост наркомании, преступности и увеличение количества самоубийств.
Изучив разные исследования, можно сделать ряд важных выводов, которые подробно рассмотрены в курсовой работе:
- отношение к безработице не является однозначным, оно зависит от возраста, пола и образования;
- наиболее болезненно она воспринимается старшим поколением и женщинами, т.е. эта категория работников не выдерживает конкуренции с мужчинами, они становятся безработными в первую очередь.
Цель исследования: изучение деятельности социального работника по работе с безработными.
Задачами исследования являются:
- провести анализ литературы по исследуемой проблеме, включающего также основы законодательства РФ в области занятости и безработицы;
- выяснить эффективность социальной работы с безработными в целом путём сопоставления полученных данных с предполагаемыми ожиданиями.
Объектом нашего исследования является деятельность социальных служб по работе с безработными и предлагаемые ими пути разрешения трудной жизненной ситуации клиента.
Предметом - особенности социальной работы с безработными, состоящие в специфике ситуации каждого отдельного клиента и населения в целом.
Структура курсовой работы: введение, 2 главы, заключение и список использованной литературы.
Глава 1 Теоретические аспекты безработицы
Проблема занятости населения стала одной из острейших социальных проблем, с которыми столкнулось человечество в XX веке. Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране.
Этот вывод нашел свое юридическое закрепление в 1948 году во «Всеобщей декларации прав человека», где подчеркивается, что каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.
Принято считать, что безработица – это своеобразная плата за рынок, издержки рыночной экономики. И, скорее всего, так оно и есть. В любой конкурентной борьбе (а рынок, как известно, без этого невозможен) есть победители и проигравшие. Речь идет о том, чтобы минимизировать, значительно снизить социальные последствия рыночного негатива, особенно в области реализации права на труд как одной из важнейших составляющих человеческой жизни. Наша страна, как и все страны переходной экономики, столкнулась с все более обостряющейся проблемой занятости населения, решение которой требует как значительных практических усилий, так и глубоких теоретических проработок.
Теория функционирования рынка труда, родоначальником которой является основоположник Кембриджской школы доктор А. Маршалл, оперирует рядом понятий и категорий.
В Российской Федерации конституционно гарантирована добровольность труда, при которой гражданин вправе как работать, так и не работать, выбирать ритм труда, его объем и нагрузку. Поэтому важно определить, наряду с занятыми, тех, кто относится к незанятым.
Незанятые – это лица трудоспособного возраста и старше, которые не имеют работы (доходного занятия). Их можно разделить на собственно безработных (тех, кто по каким-либо причинам потерял работу, но активно ищет ее) и не занятых, которые и не пытаются найти работу.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом не учитывается выплата выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией, сокращением численности и штата.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу, не имеющих профессии, - паспорт и документ об образовании.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течении 10 дней со дня их регистрации эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Не могут быть признаны безработными граждане:
- не достигшие 16-летнего возраста;
- которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;
- отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в органах службы занятости в целях поиска работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие ее, не имеющие профессии – в случае от двух отказов от получения профессиональной подготовки или предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера.
Гражданину не может быть предложена одна и та же работа дважды;
- не явившихся без уважительных причин в течение 10 дней со дня регистрации в органах службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившихся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
- осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы.
Итак, безработица рассматривается как незанятость в общественном производстве трудоспособного и желающего работать населения.
С крушением административно-
Современный рынок труда не является свободным, стихийным. Он регулируется посредством различных инструментов: законодательства, государственных программ занятости населения, соглашений между работодателем и профсоюзом, государственных и частных институтов, занимающихся трудоустройством населения.
1.1. Классификация безработицы
Активная политика занятости тесно связана с организацией профессионального обучения незанятого населения. Однако до сих пор не установлена четкая взаимосвязь между видами (типами) безработицы и содержанием, формами и технологиями профессионального обучения. Категория занятости характеризуется такими признаками как рациональность, продуктивность, эффективность.
Преодоление последствий безработицы возможно как путем социальной защиты людей, потерявших работу (выплачивая пособия по безработице, информируя о вакантных рабочих местах, общественных работах, предоставляя возможность переучиться), так и с помощью макроэкономического регулирования экономики и безработицы (ее уровня и продолжительности). Если в первом случае одним из обязательных условий является профессиональное обучение (подготовка, переподготовка и повышение квалификации) незанятого населения и безработных граждан, то во втором – взаимосвязь с профессиональным обучением напрямую не просматривается. И тогда упор следует делать на методы, обеспечивающие повышение совокупного спроса и деловой активности.
Отечественные и зарубежные специалисты по проблемам занятости выделяют:
- естественную безработицу (фрикционную, институциональную, добровольную);
- искусственно низкую и вынужденную безработицу – открытую (технологическую, структурную, региональную, циклическую) и скрытую).
Естественная безработица
характеризуется оптимальным
Рассмотрим, каковы эти взаимосвязи при фрикционной, институциональной и добровольной безработицы.
1. Фрикционная безработица
охватывает лиц наемного труда,
2. Институциональная
безработица – следствие
Здесь особое влияние следует обратить на профессиональную ориентацию и воспитывающую направленность обучения. Важно подчеркнуть, что эффективность процесса профессионального самоопределения человека в значительной степени определяется совпадением его психофизиологических возможностей и требований профессиональной деятельности, способности личности к профессиональному развитию, наращиванию индивидуальной профессиональной компетентности, оптимальному построению своей профессиональной карьеры.
Подходы к профобучению в случае добровольной безработицы аналогичны тем, о которых говорилось применительно к институциональной.
3. Технологическая безработица,
обусловленная научно-
Несоответствие
4. Структурная безработица
также вызвана научно-
В отличие от «фрикционных» безработных, которые сразу могут продать свои умения и навыки, «структурным» требуется переквалификация.
5. Региональная безработица формируется под воздействием исторических, демографических, экономических и прочих обстоятельств. В ряде случаев именно профессиональное обучение незанятого населения может решить тупиковые проблемы. От него требуется гибкое приспособление к специфике региональной безработицы, что может быть достигнуто за счет региональной составляющей стандарта образования.