Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:49, реферат
Идеология белорусского государства возникла не на пустом месте и не в одночасье. Её истоки следует искать в историческом прошлом Беларуси. На протяжении веков в процессе формирования национальной общности, в ходе развития экономической и государственной жизни, во взаимоотношениях с другими народами создавалась определённая система представлений и понятий, принципов и ценностей. Чтобы аккумулировать в современной идеологии белорусского государства всё конструктивное и полезное из опыта прошлого, необходимо обратиться к идеям и ценностям, выработанным белорусским народом в процессе становления и развития своей государственности.
1.Понятие государства как политического общества.
2.Идеология- атрибутивный признак государства.Ее основные функции.
3.Понятие элементов государственной идеологии.
Заключение
Список используемой литературы
В системе ценностей особое место занимают суверенитет, национальный интерес, национальная безопасность, справедливость. Важной составляющей идеи белорусской государственности должны стать стандарты прав человека и права как такового.
Правовой основой идеологии белорусского государства является Конституция Республики Беларусь. Конституция любого государства и в том числе белорусского, является, по сути, главным идеологическим документом, в котором прописаны все основные цели государства.
Структура идеологии белорусского государства включает в себя четыре блока компонентов:
1) теоретико-методологический
(базис системы). Цель – определение
основных компонентов и
2) процессуальный
("Вход" в центры принятия
идеологических решений). Цель –
определение качественных
3) институциональный
("Центры принятия
4) инструментальный
("Выход" в среду системы
в виде направлений
Способ взаимодействия
элементов системы показывает, что
если в соответствии с ожиданиями
граждан руководством страны принимаются
соответствующие решения, то в политической,
экономической и духовной системах
государства соблюдается
3.Понятие элементов государственной идеологии.
Понятия «идеология» и «политическая идеология» употребляются как взаимозаменяемые. «Неполитических» идеологий не может быть в принципе. Каждая идеология в той или иной форме содержит оценку существующего социально-политического порядка, оправдывает имеющееся или предполагаемое общественное устройство и обосновывает пути достижения целей субъекта с помощью политических средств.
Политическая идеология представляет собой систему идей, ценностей и представлений, оправдывающую притязания социального субъекта на власть и ее использование с целью реализации своих интересов.
Государственная идеология одновременно формируется с образованием государства. При этом основным субъектом ее формирования и ее носителем является народ. Государственная идеология – это целостная, систематизированная совокупность идей, ценностей и представлений, в которых образующая данное государство общность людей (народ) осознает себя и свое положение в окружающей действительности, выражает свои потребности и интересы как единого целого, определяет формы организации своего бытия, формулирует и оправдывает свои цели и устремления.
Будучи составной частью сознания
социальных субъектов, политическая и
государственная идеологии
Политическая идеология Государственная идеология
Теоритико-концептуальный уровень
Образуют литературные сочинения
– статьи, монографии, доклады, диссертации
и т.п. – в которых с применением
научного по своей форме аппарата
осмысливается действительность и
положение в ней данного |
Образуют литературные сочинения (учебники,
трактаты, монографии, диссертации, статьи,
доклады, написанные с использованием
формального-научного аппарата), претендующие
на научность и содержащие концептуальный,
системный анализ различных сторон
жизнедеятельности данного |
Программно-политический уровень
Общие идейные принципы и политические установки трансформируются в политические программмы, конкретные социальные требования и лозунги, содержание которых закрепляется в программах, манифестах, резолюциях, воззваниях, обращениях, постановлениях и т.п. В этих работах акцентируются те или иные проблемы общественной жизни, наиболее обстоятельно очерчиваются интересы граждан, указываются пути их реализации. На этом уровне проявляется поиск путей решения конкретных задач социально-политической жизни. Политическая программа – неприменный компонент. |
Составляют государственные |
Обыденно-актуализированный уровень
Выступает в качестве психологичесикх
феноменов индивидуального и
группового сознания и проявляет
себя в виде устных суждений относительно
тех или иных явлений общественной
жизни и в различных формах
политической активности (или пассивности)
ее носителей. Социально-политические
явления оцениваются через |
Образуют средства человеческой деятельности,
в которых пропагандируется содержание
государственной идеологии – |
Существует такая специфика политической идеологии, как предельно жесткая функциональная зависимость составляющей ее содержание системы идей, ценностей и представлений от политических интересов носителя данной идеологии. Политические интересы есть социальные блага, доступ к которым модет быть обеспечен в результате решений органов государственной власти.
Внешнимиформами выражения государственной идеологии выступаюткак единичные идеи, ценности, цели и представления, нормы и установки, так и сложно-составные построения социально-политические учения, теории, концепции и доктрины. И каждую отдельно взятую идею и любую социально-политическую доктрину можно рассматривать в качестве элементов государственной идеологии. Государственная идеология всегда есть более высоко организованная по сравнению с частными идеологиямисовокупность идей. Характеристика государственной идеологии предполагает выяснение возможных подходов к систематизации её содержания.
Общепринятым
подходом к систематизации всей совокупности
идей, ценностей и представлений,
составляющих идеологию того или
иного государства, является их группирование
по основным сферам жизнедеятельности
общества. Полученный таким образом
ряд можно назвать
Культурно-историческая, или цивилизованная, составляющая государственной идеологии включает в себя совокупность устаявшихся идей и представлений относительно происхождения и формирования данного народа, развития его самосознания и становления в качестве самобытной этнической общности. Большое значение принадлежит традиционным, вырабатывавшимся народом на протяжении всей истории его развития социокультурным идеалам и ценностям. Именно они составляют передающиеся из поколения в поколения духовно-культурные основы бытия нации. К этому элементу относятся также представления о месте и роле народа в мировом историческом процессе, становление его этнических особенностей.
Политическую
составляющую государственной идеологии
образует прежде всего комплекс идей
и представлений данного народа
относительно условий становления
и особенностей институтов своего государства,
степени их соответствия современным
потребностям и интересам нации,
а аткже относительно направлений
и путей их дальнейшего развития.
Данная составляющая включает в себя
представления о характере
Экономическая составляющая государственной идеологии включает в себя представления об особенностях огранизации экономической жизни страны, отношении народа к различным видам собственности и формам хозяйствования, понимание места и роли государства в экономических процессах, представления о справедливости в сфере распределения национальных богатств, балансе интересовразличных социальных классов, групп и слоёв, жителей города и деревни. Эта составляющая содержит также идеи, раскрывающие понимание народом места и роли национальной экономики в мировом хозяйстве.
Социогуманитарную
составляющую государственной идеологии
образует комплекс реализуемых государством
идей, касающихся взаимоотношений общества
и человека. Особое значение придаётся
подходу к человеку как к высшей
цели общества и государства,к
Будучи феноменом сознания социальных субъектов, идеология подвержена общим процессам, происходящим в сфере мышления: она возникает, развивается, обновляется и распространяется благодаря усилиям конкретных людей. Поэтому идеология предполагает целенаправленную деятельность по её созданию, воспроизводству, обновлению и распространению.
В совремненном обществе производством политических идей и их доведением до сознания людей заняты не только отдельные люди, которые традиционно именуются идеологами, но и создаваемые для этой цели организации и учреждения. Эти положения в полную меру относятся и кфункционированию государственной идеологии. Только в тех случаях, когда государство сознательно осуществляет свою идеологическую функцию, разрабатывает, развивает и распространяет различными способами определённую систему идей, ценностей и целей, направленных на интеграцию и развитие сообщества, можно с достоаточной определённостью говорить о наличии и функционировании государственной идеологии. Отсутствие или существенное ослабление внимания государства идеологическим аспектам жизнедеятельности сообщества способно привести к эрозии общезначимых ценностей или к их вытеснению идеями и представлениями, отвечающими интересам достаточно узких групп населения. Данное положение ведёт, в свою очередь, к ослаблению или даже распаду самого государства.
Механизм реализации государственной идеологии составляет совокупность лиц, институтов, организаций и учреждений, призванных заниматься формированием государственной идеологии, её систематизацией, нормативно-правовым закреплением, воспроизводством и распространением среди членов политического сообщества, а также материализованных средств её выражения. К таким средствам относятся тексты конституции и законов государства, политические манифесты, программы и доктрины общенациональной значимости, символика государства (герб, флаг, гимн, девиз), государственные праздники, исторические памятники, монументально-архитектурные сооружения и мемориальные комплексы, денежные знаки, произведения литературы и исксства и т.п. Как не может быть государства без государственной идеологии, так не может быть и государственой идеологии без механизма, обеспечивающего её создание, воспроизводство и распространение среди членов сообщества.
Опыт ХХ века показал: возможны два варианта механизма реализации государственной идеологии: централизованный государственный идеологический аппарат и идеологический механизм государства без внешних признаков централизованности.
Первый
вариант механизма
Второй вариант – механизм государственной идеологии в западных странах складывался, как правило, без специальных решений властей и не обособлялся в виде централизованной системы лиц и учреждений, деятельность которых направлялась бы из единого центра. Он формировался там как составная функция определённых учреждений государства и институтов гражданского общества. Такие образования французский философ Л.П. Альтюссер (1918 – 1990) рассматривал в качестве инструментов проведения в жизнь господствующей идеологии и определил их как «идеологические аппараты государства». К таковым он относил следующие: религиозный (система различных церквей); образовательный (система общественных и частных школ); семейный; юридический; политический (система политичесикх институтов, включая партии); профсоюзный; коммуникационный (пресса, радио, телевидение и др.); культурный (литература, искусство, спорт и др.).