Белорусское государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:49, реферат

Краткое описание

Идеология белорусского государства возникла не на пустом месте и не в одночасье. Её истоки следует искать в историческом прошлом Беларуси. На протяжении веков в процессе формирования национальной общности, в ходе развития экономической и государственной жизни, во взаимоотношениях с другими народами создавалась определённая система представлений и понятий, принципов и ценностей. Чтобы аккумулировать в современной идеологии белорусского государства всё конструктивное и полезное из опыта прошлого, необходимо обратиться к идеям и ценностям, выработанным белорусским народом в процессе становления и развития своей государственности.

Содержание

1.Понятие государства как политического общества.
2.Идеология- атрибутивный признак государства.Ее основные функции.
3.Понятие элементов государственной идеологии.
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

3 вопрос по идеологии.docx ,2 вопрос по идеологии.docx

— 45.04 Кб (Скачать файл)

                                            Содержание

1.Понятие  государства как  политического  общества.

2.Идеология-  атрибутивный признак государства.Ее  основные функции.

3.Понятие элементов государственной идеологии.

Заключение 

Список используемой литературы 

 

                                                   Введение

 

Идеология белорусского государства  возникла не на пустом месте и не в одночасье. Её истоки следует искать в историческом прошлом Беларуси. На протяжении веков в процессе формирования национальной общности, в ходе развития экономической и государственной  жизни, во взаимоотношениях с другими  народами создавалась определённая система представлений и понятий, принципов и ценностей. Чтобы  аккумулировать в современной идеологии  белорусского государства всё конструктивное и полезное из опыта прошлого, необходимо обратиться к идеям и ценностям, выработанным белорусским народом  в процессе становления и развития своей государственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         1.Понятие государства как политического сообщества.

 

Государство в определении современных теоретиков государства и права– это один из способов территориально-политической организации общества. Государство определяется также как социальный институт, складывающийся в результате возникновения и деятельности публичной власти, которая осуществляет руководство основными сферами общественной жизни, используя при необходимости аппарат принуждения.

Государство - это лишь одно из общественных явлений, (общественных институтов), то есть один элемент, одна сторона общественной жизни. Поэтому предпосылки его  возникновения имеют социально-историческую природу.

К общим признакам государства  относятся:

  1. По своей сути государство есть политическая организация общества, обеспечивающая решение его “общих дел”;
  2. Наличие публичной власти – специального слоя профессиональных управленцев;
  3. Ограничение пределов действия власти определенной территорией, распределение населения по административно-территориальному принципу;
  4. Превращение индивидов в граждан (подданных);
  5. Введение налогов - экономической основы деятельности власти;
  6. Государство появляется вследствие замены кровнородственных связей рыночными (обменными). 

Следовательно, государство представляет собой социальное явление, ограниченное определенными историческими рамками. Возникает оно в результате замены кровнородственных связей, характерных  для первобытно-общественного строя, обменными связями. Племенные отношения  превращаются в общественные, а первобытное  общество – в цивилизацию.

 

     Место и роль государства в политической системе общества

Характеризуя роль и место государства  в политической системе общества, нужно исходить, прежде всего, из того, что оно - в любой стране и на любом этапе развития общества - выступает как самая массовая и самая всеобъемлющая организация. Оно объединяет или стремиться объединить вокруг себя  различные слои населения. В конституциях и других законодательных  актах оно стремится определить себя как сообщество всего народа, объединение, действующее ради всеобщего  блага.  В Конституции США, например, это стремление закрепляется в следующей  формуле: “Мы, народ Соединенных  Штатов, в целях образования более  совершенного Союза, утверждения правосудия, охраны внутреннего спокойствия, организации  совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам  и нашему потомству благ свободы, учреждаем и вводим эту Конституцию  для Соединенных Штатов Америки.”

Аналогичные стремления выражать волю всего народа проявляли себя и  в конституционных актах СССР. Так, ст. 1 Конституции СССР 1977 г. провозглашала, что “Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны”.    

“Народ” при этом зачастую является только социальным фоном, за которым  скрывается реальная государственная  власть, принадлежащая определенному  классу, социальному слою или правящей группировке. В реальности же именно те, в чьих руках находится государственная  власть, являются реальными творцами внутренней и внешней политики.

Сказанное, однако, не означает, что  государство ограничивает свою социальную базу лишь непосредственно стоящими у власти правящими кругами. Напротив, государство прилагает реальные усилия для расширения своей социальной базы, которая обеспечивает ему стабильность. В идеале каждое современное государство  стремится к тому, чтобы его  конституциированная социальная основа, которую составляют все подданные государства, превратилась в его реальную основу. Для проведения эффективной деятельности, то есть полноценной реализации своих функций государству необходимо иметь как можно большее число убежденных сторонников его внутренней и внешней политики.

Особое место и роль государства  в политической системе общества определяется еще и тем, что в  его руках находятся огромные материальные и финансовые ресурсы. В некоторых странах оно является монопольным собственником основных средств и орудий производства, что  особенно ярко  проявлялось во внутриполитической деятельности бывших социалистических стран. Так,  в СССР  в исключительной собственности государства находились земля, ее недра, леса и воды, а также  основные средства производства в промышленности, банки, средства связи, основной жилищный фонд и т.д., иное имущество, необходимое  для осуществления государственных  функций.

Как показывает практика, наличие  хорошо развитой государственной формы  собственности необходимо для нормального  функционирования государства. Однако, как считают правоведы, необходимым  условием стабильности общества и политической системы в целом является сосуществование  на равных правах самых различных  форм собственности. Государство в  этом смысле не должно подавлять прочие составляющие общественной системы.

 

    Особенности государства как  составного элемента  политической системы.             

Основное отличие государства  от других политических институтов общества состоит прежде всего в том, что  ему принадлежит высшая власть в  обществе. Его властная сила универсальна: она распространяется на все население  и общественные партии данной страны; она держится на прерогативах - полномочиях  отмены всякой другой власти, а также  на наличии таких средств воздействия, которыми никакие другие общественные организации, кроме нее, не располагают. К таким средствам воздействия относятся законодательство, аппарат чиновников, армия, суд и т.д.

Политические партии и массовые общественные организации также  могут иметь свои постоянно действующие  аппараты, которые призваны обеспечивать их нормальное функционирование. Однако, в отличие от государственного аппарата, они не имеют в своей структуре, например,  таких органов, которые  призваны охранять действующую в  обществе правовую систему  -  органов  милиции, суда, прокуратуры, адвокатуры  и т.п., функционирующих в интересах  всех членов общества.

Среди различных элементов политической системы государство выделяется еще и тем, что располагает  разветвленной системой юридических  средств, которые дают ему возможность  управлять многими отраслями  экономики и оказывать воздействие  на все общественные отношения. Обладая  соответствующими полномочиями, различные  государственные органы не только издают в рамках своей компетенции нормативно-правовые и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию. Достигается это  по-разному - путем воспитания, поощрения  и убеждения, осуществлением постоянного  контроля за точным осуществлением этих актов, применением в необходимых  случаях мер государственного принуждения.

Следует отметить, что в некоторых  странах  общественные организации  могут иметь в своем распоряжении неприсущие им юридические рычаги воздействия. Однако они, в отличие юридических  средств воздействия, находящихся  в руках различных государственных  органов, носят ограниченный характер.  Возникают они у общественных организаций не в силу самой природы  данных объединений, а в результате того, что само государство наделило их правом издания юридических актов.

Наконец, государство обладает суверенитетом. Суверенность политической власти выступает  как один из признаков государства. Его содержание заключается в  верховенстве этой власти по отношению  ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и в независимом поведении страны (государства) на внешней арене.

Конечно, названные особенности  не исчерпывают всей специфики государства  как элемента политической системы  общества на фоне всех других ее структурных  элементов. Но они дают общее представление  о государстве, а также о факторах, определяющих место и роль государства  в политической системе общества.

 

 

 

      2.Идеология- атрибутивный признак государства. Ее основные          функции.

 

Идеологическое  пространство всегда плюралистично. В  обществе одновременно существуют самые  разнообразные идеологические теории. Функционируя, они взаимно дополняют  друг друга, создавая единую идеологическую систему.

Основные  современные идеологии – либерализм, социализм, консерватизм – возникли в условиях становления и развития западноевропейской цивилизации. Эти  идеологии отражали реальные и многообразные  конфликты эпохи буржуазного  развития. В них в максимальной степени нашло выражение понимание  проблем современного общества основными  социальными слоями и классами, и  именно в этих идеологиях большие  социальные группы обрели ясное самосознание.

Но для  становления современных государств в Европе и развития гражданского общества классовых идеологий было недостаточно. Становление государственности  требует дополнительного фактора, формирующего государственную и  гражданско-политическую идентичность. Поэтому не случайно в Новое время  возникает национализм, который  первоначально формировался как  государственный патриотизм и экономический национализм. Любовь к нации-государству становилась выше, чем любовь к монарху и династии.

Возникновение и развитие суверенного государства  Республики Беларусь актуализировали  вопрос об идеологии белорусского государства. Идеология государства – специфический  тип идеологии. Именно эта идеология  должна обеспечивать большую или  меньшую степень социального  консенсуса и ощущение принадлежности к государственно-организованному  сообществу, к исторической судьбе Отечества. Идеология государства  становится важнейшим источником согласия различных социальных и политических сил.

Это становится важным и потому, что государственное  строительство Республики Беларусь происходит одновременно с глубокими  социально-экономическими преобразованиями и переходом к рыночной экономике. Старая система ценностных ориентации, которая консолидировала советское  общество, оказалась разрушенной; для  многих людей эти ценности в период перестройки и рыночных преобразований утратили свое значение. Новые ценности, которые транслируются на общество, отличаются большим политико-идеологическим многообразием. Возникает острая проблема поиска оснований идентичности. Ценностью, которая несет в себе консолидирующий  потенциал, может стать суверенное белорусское государство.

Идеология государства  играет особую роль в процессе политической социализации. Политическая социализация происходит под воздействием многих факторов, но именно деятельность государственных  и общественных структур обеспечивает "вертикальную" передачу системы  ценностей и моделей восприятия политической реальности от политического  режима к личности.

В идеологии  государства особенно четко проявляется  инструментальная функция, которая  служит достижению конкретных политических, экономических и социальных целей, значимых для всего общества.

В демократическом  обществе наличие идеологии государства  не ликвидирует идеологического  плюрализма различных политико-идеологических течений – от радикальных до умеренно-либеральных  и консервативных. Но обычно в политически  стабильном обществе крайние идеологические течения занимают маргинальное положение  на политической сцене страны, а  преобладающим влиянием обладает центристское течение. Идеология государства, чтобы  отражать интересы и устремления  основной массы населения, должна нести  в себе центристскую программу. Идеология  государства охватывает все основные сферы жизни общества: экономическую, собственно политическую, социальную, культурно-информационную, но приоритеты в зависимости от конкретной ситуации могут меняться. Инструментализм  идеологии государства позволяет  по сравнению с классическими  идеологиями более чутко реагировать  на социальные запросы в локально-темпоральном (в зависимости от места и времени) контексте.

Эта идеология  позволяет добиться согласия по базовым, фундаментальным ценностям общества и способствует уменьшению доли конфликтов соперничества и увеличению доли и значимости сотрудничества, что  хорошо соотносится с национальным характером белорусов и белорусской  толерантностью.

Важной проблемой  идеологии белорусского государства  является соотношение инноваций  и традиции как в социокультурном  контексте, так и в плане государственного строительства. Особое место тут  занимает отношение к советскому прошлому и белорусской государственности  в рамках СССР. Вопрос, который имеет  важнейшее значение для современного белорусского общества и его политико-идеологического  состояния – это вопрос о том, является ли суверенное государство  Республика Беларусь продолжением предшествующего  развития или качественно новым  этапом в становлении белорусской государственности, имеющим слабую генетическую связь с предшествующим состоянием.

Ядром идеологии  белорусского государства является идея Отечества. В моменты кризисов именно понятия "Родина" и "Отечество" становятся политическим средством  преодоления раскола между властью  и народом. Отечество – это  есть общая Родина и для патриотов, и просто лояльных или аполитичных  граждан, и для оппозиционных  граждан. Сын Отечества – это  соединение гражданина и патриота в  одном лице. Не случайно, что только те войны получают название Отечественных, в которых, защищая страну, граждане и правительство действуют героически и как одно целое.

Информация о работе Белорусское государство