Беспризорность в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 16:14, реферат

Краткое описание

В России в настоящее время актуализируется проблема детской беспризорности, которую все чаще связывают с явлениями социальной и школьной дезадаптации, возникновением наркомании и токсикомании, проституции, бродяжничества и безнадзорности. Анализ реальных шагов, которые предпринимают власти в отношении защиты прав и интересов подрастающего поколения в целом и его наименее социализированных групп в частности, убеждает в том, что затрачиваемые государством усилия в этом направлении нельзя назвать адекватными сложившейся острой ситуации в отношении детей и подростков, отчужденных от институтов воспитания.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 2
Раздел 1. «Сущность и причины беспризорности»…………………...….. 3
Раздел 2. «История беспризорности в России»………………………….. 7
Раздел 3. «Профилактика беспризорности»…………………………….. 13
Заключение…………………………………………………………………… 19
Список литературы……………………………………………..…………… 20

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 41.27 Кб (Скачать файл)

Опасность беспризорности вновь  возникла в годы Великой Отечественной  войны.

К концу 1940-х гг., беспризорность заменили терминами «детская безнадзорность»  и «преступность несовершеннолетних».

Модель советского «счастливого детства» эпохи сталинизма представляла собой слаженный государственный  механизм воспитания советских граждан. Государство не давало автономии  семьи и за невыполнение обязанностей по воспитанию детей могло повлечь  применение предусмотренных законом  принудительных мер (лишение родительских прав, помещение детей в детские  дома). Начиная с самого раннего  возраста, ребенок должен был пройти все основные этапы советской  социализации: детские ясли, сад, школа, средние или высшие учебные заведения. В том случае, когда он оставался  сиротой, его воспитанием полностью  занимались государственные детские  учреждения (дома ребенка, детские дома).

Другую часть этой модели составляли детские учреждения (колонии, специальные детские дома и т.д.), которые изымали, наказывали, перевоспитывали, возвращали обратно в «советское детство» тех детей, чье поведение  не вписывалось в рамки официальной  концепции детства (беспризорных и  безнадзорных, совершавших проступки  и преступления). Общеобразовательные школы вместе с пионерской организацией и комсомолом фактически взяли на себя основную нагрузку по воспитанию детей и подростков. В связи с большой занятостью родителей, школа брала на себя многие ее функции: она помогала ребенку преодолевать экстремальность жизни военных и первых послевоенных лет, была эффективным инструментом официальной советской социализации.

Новый всплеск беспризорности наблюдается в России с начала 1990-х годов. В документах Совета Федерации  причинами возникновения и роста  беспризорности называются разрушение государственной инфраструктуры социализации и воспитания детей, а также кризис семей (рост бедности, ухудшение условий  жизнедеятельности, разрушение нравственных ценностей и воспитательного  потенциала семей).

В 2004 году в России было зарегистрировано более 154 тысяч преступлений, совершённых  несовершеннолетними, а также 60-70 тысяч  преступлений, совершённых детьми, не достигшими возраста привлечения  к уголовной ответственности. За нарушения правопорядка в милицию  было доставлено более 1 млн несовершеннолетних. К началу 2005 года на учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних МВД России состояло свыше 655 тыс. детей и подростков В России -- «третья волна» беспризорности, безнадзорности, неграмотности и преступности подростков // NEWSru.com, 1 июня 2005. Беспризорные дети, лишённые средств к существованию, могут подвергаться коммерческой и криминальной эксплуатации. Беспризорники вовлекаются в криминальные сферы деятельности (работа на улице во вредных условиях, проституция, порнографический бизнес, торговля табачной, алкогольной продукцией и т.д.), связанные с риском для здоровья, психологического и социального развития.

С 1994 по 2002 год в 1,9 раза выросло  число детей, больных алкоголизмом, в 3,3 раза - токсикоманией, в 17,5 раз - наркоманией. Значительно увеличилось количество детей, больных сифилисом, другими венерическими заболеваниями, СПИДом Климантова Г. И., Федотовская Т. А. О профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации // Аналитический вестник. Сер. № 46 «Основные проблемы социального развития России», 2002. № 20 (176). С. 24.

В 2010 году Министерство внутренних дел обнародовало удручающую статистику о детях. Как выясняется, низкая рождаемость  в России - еще полбеды. Печальную  картину детства довершает такое  явление, как массовая беспризорность: таковых детей на сегодняшний  день - уже 2,17% от общего количества.

Примерно таким же числом беспризорников Россия могла «похвастаться» разве что после окончания  Гражданской войны. Кстати, даже после  Великой Отечественной войны, которая  унесла жизни десятков миллионов  советских граждан - что, казалось бы, является неизбежной предпосылкой для  массовой беспризорности, - государство  все-таки изыскало средства и возможности  для того, чтобы справиться с этой проблемой.

По-настоящему массовый характер в последние годы приобрело такое  позорное явление, как социальное сиротство (как говорят в таких случаях, «сироты при живых родителях»). Можно сказать, что это является настоящим бичом современной  России, который ежедневно множит армию детей-беспризорников.

Безусловно, среди родителей, отказавшихся от воспитания собственных  детей, есть много откровенно безответственных лиц, которые сделали такой выбор  добровольно, или же находясь в сложных  жизненных обстоятельствах. Однако не секрет, что после введения института  ювенальной юстиции в России участились совершенно вопиющие случаи, когда органы опеки насильственным образом изымают детей из якобы «неблагополучных» семей, зачастую - под совершенно надуманными предлогами. Представители общественных организаций, занимающихся этой проблемой, сообщают, что в тех регионах России, где проходит апробацию ювенальная юстиция, количество изъятий детей из семей возросло в несколько раз. Что, в принципе, легко объяснимо с точки зрения общей идеологии искусственно насаждаемой в России антисемейной концепции ювенальной юстиции. Не секрет, что западная правовая система (которая является образцом для отечественных эпигонов), в частности, предусматривает изъятие детей на основаниях, которые для нас еще недавно казались абсолютно недопустимыми и абсурдными (например, в случае квалификации уполномоченными органами жилищных условий «плохими»).

Другим «сравнительно  честным способом» отъема детей  даже из самых благополучных семей  является намеренно широкая трактовка  понятия «насилия над детьми». Во многих странах Евросоюза уже  приняты законы, запрещающие любое  телесное наказание, к которым относят  в т. ч. шлепок или постановку ребенка  в угол. Практически все нетелесные наказания трактуются как «психическое насилие». В Англии, например, родители не могут в наказание лишить детей карманных денег, поскольку законом предусмотрена некая сумма, которую они должны давать детям независимо от их поведения. Стараниями российских ювеналов теперь и в России граждан в судебном порядке отправляют на исправительные работы за «жестокое обращение с детьми» только за то, что, скажем, папа (цитируем одно из постановлений) «выражал словесно и жестами угрозы побоями» (т.е. говорил что-то вроде «Что, ремня захотел?»), когда он в очередной раз (после всевозможных предупреждений и уговоров «по-хорошему») вновь застал своего сорванца за таким «увлекательным» занятием, как выкручивание рук младшему братику.

 

Раздел 3. «Профилактика беспризорности»

В 90-е годы государством создана  новая система реабилитации детей  и подростков, находящихся в трудной  жизненной ситуации. В ней участвуют  все министерства и ведомства  социальной направленности.

Только наращивание числа  специализированных учреждений для  беспризорных и безнадзорных детей  не решает проблемы. Необходимо бороться с причинами, а не с последствиями  негативных процессов, порождающих  попадание детей в трудную  жизненную ситуацию.

Требуется полный учет и оздоровление всех неблагополучных семей: трудоустройство  родителей, лечение их от алкоголизма, оказание помощи по нормализации внутрисемейных отношений, в решении правовых, медицинских, жилищных и иных проблем, обеспечение  постоянного патронажа проблемных и кризисных семей. Для выявления кризисных семей и работы с ними нужна совместная деятельность всех органов власти и управления и всех учреждений и отраслей социальной сферы на территории (комиссий по делам несовершеннолетних, инспекций по делам несовершеннолетних, учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, занятости населения, жилищно-коммунального хозяйства, органов внутренних дел, прокуратуры, органов опеки и попечительства и др.).

Не все семьи поддаются  реабилитации. Важно развивать альтернативные формы семейного воспитания детей: усыновления, опеки и попечительства, приемные семьи, семейные группы.

Однако главной задачей  является обеспечение полноценного физического, психического и духовного  развития, профессионального образования  и здорового досуга всех детей  на каждой территории.

Эту задачу невозможно решить без участия самих семей, общественных организаций, религиозных конфессий, научных учреждений, волонтеров, промышленников и предпринимателей.

Ликвидация беспризорности и профилактика безнадзорности требуют  комплексного подхода к реализации государственной политики поддержки  семьи и детства, изменения ее приоритетов. Федотовская Т.А., заместитель начальника отдела проблем социальной политики Аналитического управления Аппарата Совета Федерации. "О профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации". Аналитический вестник №20 (176), Москва 2002г. с27.

Детская безнадзорность и  беспризорность тесно связана с  социальным сиротством. Проблема социального  сиротства вызывает особую обеспокоенность. По разным причинам дети остаются без  родительского попечения при  живых родителях. За последнихегода в четыре раза выросло число родителей, лишенных родительских прав. Много стало детей, осиротевших социально.

Органам государственной  власти всех уровней, органам местного самоуправления необходимо признать семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, приоритетным направлением политики в  интересах семьи и детей. Однако на самом деле это происходит не так, потому что отсутствует достаточная, адресная социальная помощь семьям, в  том числе малообеспеченным, которые  взяли детей на воспитание. Для  этого необходимо менять механизмы  распределения бюджетных средств, предназначенных на содержание детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, а также создавать  системы экономических гарантий, органами местного самоуправления и  семьям, которые приняли к себе детей.

Необходимо усилить уголовное  преследование родителей и других лиц, допускающих истязание детей, за оставление их в опасном состоянии, в том числе истощение, неоказание медицинской помощи, хулиганские  действия, вовлечение в пьянство, проституцию  и преступную деятельность. Закон  на защите детей, но следственная и  судебная практика по этим составам преступлений в отношении родителей пока не сложилась.

Результаты прокурорского  надзора показывают широко распространенное несоблюдение российского законодательства по вопросам, связанным с беспризорностью.

Следствием всех вышеперечисленных  проблем является рост детской преступности.

Как известно, уже на протяжении довольно большого периода времени  наблюдается рост общей преступности в целом, что безусловно связано с количественным ростом преступности несовершеннолетних.

Беспризорные дети, являясь  так называемой группой риска, не имея средств к существованию, изыскивают их доступным для себя способом. И не всегда законным путем. И как следствие, постоянно пополняют ряды несовершеннолетних преступников.

Существует три основных направления совершенствования  работы органов власти:

1. Следует настойчиво совершенствовать  существующую систему путем развития  правовых, организационных, финансовых, информационных и других механизмов  взаимодействия между органами, учреждениями и организациями участвующими в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации.

2. Необходимо создать специальный  орган управления (желательно при  Совете Безопасности РФ), отвечающий  за решение указанной проблемы  и координацию действий различных  ведомств, учреждений и организаций.

3. Целесообразно передать  функции по профилактике безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации одному  из ныне действующих органов  власти (например, МВД). Одним из основных  критериев предпочтения той или  иной структуры является ее  способность резко сократить  организационные издержки, консолидировать  и направить ограниченные материальные, финансовые и другие ресурсы  на устранение детской беспризорности  и безнадзорности - серьезной угрозы  национальной безопасности России.

Правительству Российской Федерации  и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации  необходимо принять неотложные меры по ликвидации беспризорности и создать  условия для полноценной социализации детей:

· ужесточить контроль за полной реализацией мер, предусмотренных Федеральным законом «Об основах системы профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

· восстановить роль школы  в обеспечении воспитания, всеобщей грамотности, внешкольного воспитания и досуга детей, усилить ее работу с неблагополучными семьями;

· привлечь учреждения культуры и спорта, досуговые учреждения к  целенаправленной работе с семьей и  детьми;

· создать в каждом регионе  инфраструктуру, обеспечивающую полноценную  социализацию всех категорий детей, попавших в трудную жизненную  ситуацию (беспризорных детей, несовершеннолетних правонарушителей, детей из неблагополучных семей, нуждающихся в социальной реабилитации, детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, детей с аномалиями в развитии, детей-инвалидов, детей наркоманов и алкоголиков, детей - жертв насилия и др.);

Информация о работе Беспризорность в России