Благотворительность как социальный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы явилось изучение феномена благотворительности в России и за рубежом на современном этапе и выработка рекомендаций по оптимизации благотворительной деятельности.
В соответствии с целью исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы проблемы изучения благотворительности;
2. Изучить историю благотворительности в России;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….4
I. Теоретико-методологические основы исследования
благотворительности……………………………………………………………...9
1.1 Благотворительность как объект теоретического изучения………………..9
1.2 История благотворительности в России…………………………………...15
1.3 Правовое обеспечение благотворительной деятельности………………...22
II. Современный этап развития благотворительности………………………...29
2.1 Сравнительная характеристика современного этапа развития
благотворительности в России и за рубежом………………………………….29
2.2 Перспективы развития благотворительной деятельности в России……...36
Заключение……………………………………………………………………….40
Библиографический список……...……………………………………………...42

Вложенные файлы: 1 файл

Благотворительность как социальный феномен.docx

— 73.59 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….4

I. Теоретико-методологические основы исследования

благотворительности……………………………………………………………...9

1.1 Благотворительность как  объект теоретического изучения………………..9

1.2 История благотворительности  в России…………………………………...15

1.3 Правовое обеспечение  благотворительной деятельности………………...22

II. Современный этап развития благотворительности………………………...29

2.1 Сравнительная характеристика  современного этапа развития 

благотворительности в России и за рубежом………………………………….29

2.2 Перспективы развития благотворительной деятельности в России……...36

Заключение……………………………………………………………………….40

Библиографический список……...……………………………………………...42

 

 

 

Введение

Актуальность темы обусловлена  тем, что изучение феномена благотворительности  в настоящее время играет важную роль, т.к. сегодня происходит возрождение  не только государственной благотворительной  помощи, но и частных организаций, а также благотворительности  отдельных юридических лиц. Все  это способствует оказанию более  эффективной помощи нуждающимся  людям. Оказание благотворительной  помощи в России имеет давние традиции. Благотворительность является важной составной частью предпринимательской деятельности, направленной на оказание материальной помощи неимущим (добровольная, бескорыстная передача денег, имущества). Традиционными её объектами во всём мире являются люди, страдающие от тяжёлых недугов, инвалиды, имеющие ограниченные возможности для жизни и деятельности, а так же дети и взрослые, чьё развитие существенно отличалось от общепринятой нормы.

Степень изученности данной проблемы. Изучение данной проблемы занимались многие ученые, такие как Бадя Л.В.,  Фирсов М.В, исследованием истории социальной помощи занимался отечественный ученый А. Стог, проблемами источниковедения общественного призрения занимались В. Межов, А. Роговцева. С религиозной позиции рассматривали благотворительность такие авторы как М. Ван-Путерей, А. Забелин В. Ключевский, И. Петропавловский. С атеистических позиций с резкой критикой благотворительной деятельности выступали К.Маркс, Ф. Энгельс, П.Лафарг.

Ряд крупных работ Е. Максимова, П. Лыкошина посвящены истории развития благотворительности с древнейших времен до второй половины XIX века и служат теоретической основой для современных исследований.

Из анализа литературы можно сделать вывод, о том  что, несмотря на то, что проблема благотворительности  в литературе представлена в различных  аспектах (историческом, экономическом, политическом, религиозном, социологическом, культурном), на наш взгляд сложилась  проблема недостаточной изученности благотворительной деятельности на современном этапе.

Объектом данного исследования является благотворительность, как социокультурное явление.

Предметом данного исследования является особенности благотворительности  в России на современном этапе.

Целью курсовой работы явилось  изучение феномена благотворительности  в России и за рубежом на современном  этапе и выработка рекомендаций по оптимизации благотворительной  деятельности.

В соответствии с целью  исследования необходимо решить следующие  задачи:

1. Раскрыть теоретические основы проблемы изучения благотворительности;

2. Изучить историю благотворительности  в России;

3.Охарактеризовать правовое обеспечение благотворительной деятельности;

4. Дать сравнительную характеристику современного этапа развития благотворительности в России и за рубежом;

5. Оценить перспективы развития благотворительности в России.

Теоретико – методологическая база. В данном исследовании автор опирался на труды Холстовой  Е.И. ,  Антонович И. В., Галина М.Л., Датошева  В. П , на научные публикации Краева Н.М. и Минеева В.Н., а так же на работы Фирсова М.В. 
Для написания работы автор использовал как эмпирические, так и теоретические методы:

Теоретические методы: логический метод, сравнительный метод, исторический метод.

Эмпирический метод: анализ документов.

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования позволили  уточнить понятие благотворительности  как социального феномена  на основе анализа литературы, которое может быть использовано при дальнейших исследованиях благотворительности.

 Практическая значимость  исследования. Положения и выводы исследования имеют практическое значение для муниципальных органов власти, для благотворительных организаций, а также для коммерческих организаций, осуществляющих филантропическую деятельность.

Положения выносимые на защиту:

1. Благотворительная деятельность зародилась еще в древности и, несмотря на развитие общества, не потеряла свою силу, но и так же осталась жизненно необходима некоторым слоям населения. Осуществление благотворительности – частное и добровольное дело конкретного человека, поскольку это связано с распоряжением частными ресурсами, материальными, финансовыми или трудовыми. Решения в этой сфере принимаются, а действия предпринимаются без предписаний закона или официальной политики. Существует несколько принципов благотворительности: принцип равноправия всех членов общества на участие в благотворительной деятельности без какой-либо национальной, этнической, политической дискриминации как для граждан, принцип адресности, достаточность благотворительной помощи, принцип правовой обеспеченности, устойчивость благотворительной деятельности, гибкость благотворительных акций, управляемость системы благотворительности, научная обоснованность системы благотворительности, принцип информационной достаточности сопровождения благотворительных акций.

2. Благотворительная деятельность  в нашей стране жестко регламентируется  действующим законодательством.  Помимо прямого закона (ФЗ №  135 – «О благотворительной деятельности  и благотворительных организациях»), можно отметить что непосредственное отношение к благотворительной деятельности имеют и другие Федеральные законы, и кодексы Российской федерации. Каждый из отдельных документов охватывает конкретную часть вопроса, налоговый кодекс отвечает за налоговые обязательства благотворительной деятельности, Гражданский кодекс за организацию и ликвидацию юридического лица.

3. Самая яркая особенность  российской филантропии - ориентация  на местную власть или на  администрацию субъекта Федерации  как на главного заказчика  благотворительной деятельности. Что  касается Европы, то общество  со своими проблемами является  главным адресатом благотворительной  деятельности. Высокий уровень благотворительности  в Европе - результат государственной  политики - системы налоговых льгот  для доноров, и реакция на  недостаточно развитую систему  социальной защиты. В России предпринимателей  останавливают сложности с оформлением  пожертвований и отсутствие налоговых  послаблений. В России помогают  в основном больным детям, сиротам  и церкви, а пожизненным инвалидам,  старикам, бездомным, заключенным,  ВИЧ- инфицированным, людям в трудных  жизненных обстоятельствах - помогают  значительно меньше и реже. Благотворительность постоянно компрометируют многочисленные случаи мошенничества.

4. На основе изучения  исторических особенностей развития  благотворительности в России  и анализа современного состояния  осуществления практики благотворительности,  можно отметить, все меньше в нашей стране становиться обывателей, люди стали стремиться к участию в судьбе других людей, участию в общем деле - становлению и развитию нашей страны. Существующая в стране ситуация диктует необходимость ее развития и совершенствования и одним из средств достижения этой цели является применение государством способствующих мер неэкономического характера, использование широкого спектра различных форм. Сейчас происходит объединение различных фондов, способных оказывать более масштабную помощь. Это одна из общемировых тенденций последних 10-15 лет.

Перспективы развития благотворительности  весьма благоприятны. Они усматриваются  автором как в общесоциологическом  смысле, касающемся формирования общероссийского нравственно-психологического климата в целом, благоприятно настроенного по отношению к развитию благотворительности, так и в личностном плане, касающемся социального статуса класса предпринимателей. Оба эти фактора взаимодействует друг с другом, обеспечивая в комплексе благоприятные перспективы развития российской благотворительности

Цель и задачи исследования определили структуру курсовой работы. Она состоит из введения, двух глав, включающих в себя параграфы, заключения, библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Теоретико-методологические  основы исследования

благотворительности

1.1 Благотворительность как  объект теоретического изучения

Благотворительность – это  общечеловеческое движение, включающее совокупность гуманитарных действий отдельного человека, организаций, обществ и  т. д. В основе благотворительности  лежит стремление проявить любовь не только к ближнему, но и незнакомому  человеку, оказать безвозмездную  материальную, финансовую помощь нуждающимся  и социально не защищенным гражданам. В современном понимании благотворительность  означает предоставление помощи лицам  и организациям, участие в улучшении  жизни больных, немощных и «отвергнутых жизнью». В благотворительности сохраняется традиция, которая всегда определяла качество благотворительности не практической целесообразностью, а мерой вложенной в нее души, где сочетались тактичность формы и разумность содержания. Практическая ситуация в России складывалась так, что честный, но на беду хорошо обеспеченный человек любыми способами старался скрыть следы своего благополучия, мораль не позволяла подниматься над уровнем нищеты. Если же появлялась возможность демонстрировать свое богатство, то разгулу и роскоши не было предела. Но рано или поздно нужно было подумать о своей душе и об общественном мнении. Жертвование, благотворительность являлись искуплением за нажитое богатство. Частная благотворительность не останавливала голода и не прекращала несчастий, но улучшала нравы. Общество делало еще один шаг в сторону гуманности отношений, благотворители помогали многим людям в жизни не пропасть.

Понятие «благотворительности»  в сознательном аспекте имеет  чрезвычайно широкий ареал действия. Это и нравственный поступок, и  моральные качества благотворителя, это и нравственные отношения  между людьми, и социально справедливая деятельность классов и общественных групп, и мера более справедливого  состояния общества в целом. Благотворительные акции представляют одну из форм общественного благодеяния. Они представляют собой поступки, отвечающие требованиям нравственности, совершаемые сознательно по моральным мотивам во имя высоких идеалов, интересов человека и общества. Благотворительные акции в нравственном смысле означают собой добро, которое представляет одно из наиболее общих понятий морального сознания. Если подвергнуть теоретическому анализу благотворительность как одну из форм добра, имеющего место в обществе, то, очевидно, что оно связано с понятием смысла жизни и бессмертия. Подтверждением тому является тот факт, что мы до сих пор помним меценатов, их благотворительная деятельность сделала их в какой-то мере бессмертными (театры, музеи, созданные на их средства, увековечили их имена). Имена Павла Третьякова, Саввы Мамонтова, Саввы Морозова и др., извлеченные из забытья, блестят ярким светом, вызывая благоговейные чувства у благодарных потомков[7,с.100-101].

Благотворительность имеет  глубокие исторические корни, практические навыки такой деятельности воспитывались  в старину. Свое выражение она  получила в раздаче милостыни. Идея милостыни лежала в основании  практического нравоучения, потребность  в этом воспитывалась всеми тогдашними средствами духовно-нравственной педагогики. Любить ближнего – это, прежде всего, накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице. Благотворительность  была не столько вспомогательным  средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием нравственного личного здоровья[8,с.476].

В мировом опыте на первом этапе дело призрения брала на себя главным образом церковь. Вопрос о помощи бедным и нетрудоспособным входил в законодательство всех концессий  с глубокой древности – он входил в Моисеево право, Талмуд и Коран, он рассматривался христианством. Помощь бедным оказывалась в Афинах, в  Риме.  Организациями общественного  призрения являлись частные лица, церковь, гражданские общественные организации, общины, государственные органы, федеральный центр федеральных государств. При этом церковная благотворительность имела по преимуществу нравственно религиозный, а не экономический характер, ибо для нее «доступно облегчение таких страданий, против которых одна вещественная помощь бывает бессильна». Государственное призрение, в отличие от всех вышеперечисленных, в связи с огромной численностью призреваемых не располагает детальной информацией. Данные о состоянии проблемы на этом уровне могут быть только генерализированными и формальными, анкетными и документальными, а решения только стандартными и не допускающими разнообразия и индивидуализации. Однако у государственного призрения имеется ряд важных свойств, которыми не обладают муниципальные власти и общества и частные лица[9,с190].

Во-первых, деятельность всех этих органов, организаций и лиц  регулируется законодательством государства  и существенно зависит от принимаемых  им актов.

Во-вторых, государства в  периоды их стабильного развития обладают значительными ресурсами, которые могут быть направляемы  на исполнение призрения. Эти дополнительные средства могут быть реальным способом выравнивания ситуации и служить  способом осуществления единой политики призрения[11,с.91-92].

Общественное призрение  делилось на «чистое призрение» и  «трудовое призрение». К «чистому призрению» относилось призрение недееспособных, то есть престарелых, больных, сирот. Этот вид призрения был абсолютно  затратным, хотя призрение детей  обещало некоторое отдаленное общественное благо. Содержались они на общественный или государственный счет. Призрение  неимущих – так называемое «трудовое  призрение», осуществлялось за счет оказания помощи государства, общества и частных  лиц. Этот вид призрения контролировался  и исполнялся самоуправлением, как  местной власти проживающего территориального сообщества. Государственная поддержка заключалась в законодательных условиях исполнения и материальной помощи.

Информация о работе Благотворительность как социальный феномен