Благотворительность как социальный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы явилось изучение феномена благотворительности в России и за рубежом на современном этапе и выработка рекомендаций по оптимизации благотворительной деятельности.
В соответствии с целью исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы проблемы изучения благотворительности;
2. Изучить историю благотворительности в России;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….4
I. Теоретико-методологические основы исследования
благотворительности……………………………………………………………...9
1.1 Благотворительность как объект теоретического изучения………………..9
1.2 История благотворительности в России…………………………………...15
1.3 Правовое обеспечение благотворительной деятельности………………...22
II. Современный этап развития благотворительности………………………...29
2.1 Сравнительная характеристика современного этапа развития
благотворительности в России и за рубежом………………………………….29
2.2 Перспективы развития благотворительной деятельности в России……...36
Заключение……………………………………………………………………….40
Библиографический список……...……………………………………………...42

Вложенные файлы: 1 файл

Благотворительность как социальный феномен.docx

— 73.59 Кб (Скачать файл)

Существует несколько  принципов благотворительности. Прежде всего, это принцип равноправия  всех членов общества на участие в  благотворительной деятельности без  какой-либо национальной, этнической, политической дискриминации, как для  граждан, так и беженцев, вынужденных  переселенцев, лиц без гражданства.

Принцип адресности предполагает оказание любой формы благотворительной помощи конкретным группам нуждающегося населения в соответствии с законодательно принятыми критериями и пожеланиями благотворителей. По адресной помощи благотворительность разделяют на общественную (строительство детских приютов, оказание финансовой поддержки на их содержание, финансирование, учреждений культуры и искусства и т.п.) и индивидуальную - оказание помощи отдельным нуждающимся лицам (нищим) и другим. Последняя, в свою очередь, подразделяется на разовую (подача милостыни, предоставление средств на издание книги, картины, скульптурной композиции) и постоянную, которая оказывается определенному нуждающемуся человеку постоянно, т.е. ежемесячно, ежегодно или в какой-то иной периодичности, но регулярно в течение длительного времени. Приоритетное значение, несомненно, имеет отечественная благотворительность. Она касается большего круга людей в смысле удовлетворения их потребностей и, следовательно, имеет больший общественный резонанс. Достаточность благотворительной помощи предусматривает такой ее объем, который будет удовлетворять базовым потребностям благополучателей на социально приемлемом уровне и минимальному возмещению материального ущерба от различных социальных рисков и непредвиденных чрезвычайных обстоятельств. Социальная эффективность благотворительности проявляется в обеспечении социально приемлемого уровня жизни благополучателя и, в то же время, предотвращает возникновение социального иждивенчества трудоспособного населения. Принцип правовой обеспеченности достигается за счет разработки новых и упорядочивания действующих законодательных и иных нормативных актов, регулирующих сферу благотворительности.

Устойчивость благотворительной  деятельности обеспечивается за счет наиболее полного, целесообразного, прозрачного  использования средств из всех источников. Гибкость благотворительных акций  предполагает систематический пересмотр  направлений, форм, методов, механизмов и технологий оказания благотворительной  поддержки в соответствии с изменяющимися  социально-экономическими условиями  жизнедеятельности общества. Управляемость  системы благотворительности достигается  за счет четкого разграничения функций, полномочий, ответственности и ресурсного обеспечения различных организаций, осуществляющих благотворительную  поддержку различных благополучателей, как частных лиц, так и организаций. Научная обоснованность системы благотворительности предполагает применение теоретических, методических и экспериментально апробированных механизмов и технологий, доказавших на практике свою эффективность в решении проблем благотворительности. Обобщенно проблемы благотворительности можно свести к следующим:

- благотворительность в  нашем обществе развита слабо,  необходимость ее развития в  государстве и обществе не  осознана;

- благотворительные ресурсы  подчас используются не по  назначению;

- благотворительное движение  неустойчиво и плохо справляется  со своей миссией. 

Таким образом, осуществление благотворительности – частное и добровольное дело конкретного человека, поскольку это связано с распоряжением частными ресурсами, материальными, финансовыми или трудовыми. Важным принципом встраивания благотворительности в систему социальной политики является информационная достаточность сопровождения благотворительных акций. Необходимым критерием эффективности функционирования благотворительных организаций является доступность предоставляемых благ нуждающимся группам населения, т.е. способность благотворителей своевременно, четко выявлять и максимально осуществлять свои уставные функции.

Благотворительность лежит  вне сферы официального администрирования. Решения в этой сфере принимаются, а действия предпринимаются без  предписаний закона или официальной  политики. Существует несколько принципов  благотворительности. Среди основных форм благотворительной поддержки  различают пожертвование, грант  и техническую помощь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 История благотворительности  в России

Истоки социальной работы восходят к благотворительности, существовавшей на всех этапах развития общества.

Началом благотворительной  деятельности в России принято считать 988 год – дату крещения Руси. С  принятием христианства с одной  из его основных заповедей - о любви  к ближнему - на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни неимущим.

Князь Владимир вводя христианство на Руси, глубоко проникся его положениями, обращенными к душе человека. Эти  положения призывали людей заботиться о ближнем, быть милосердными. Проникнувшись этими положениями, князь Владимир велел раздавать еду и воду из княжеской казны, а для тех, кто не мог сам дойти до княжеского двора милостыню возили специальные телеги. Активно помогал неимущим и больным сын Всеволода и внук Ярослава князь Владимир Мономах. Сестра Владимира Мономаха Анна Всеволодовна открыла в Киеве и содержала на собственные средства женское училище для всех сословий. Сын Владимира Мономаха Мстислав, а также князь Ростислав отличались особой любовью к бедным: так, Ростислав отдал им все имущество, полученное в наследство. Эти тенденции развития общественного призрения в Киевской Руси были прерваны, как и весь ход исторического процесса формирования российской государственности, татаро-монгольским нашествием, явившимся тяжелым испытанием для ее жизнестойкости.  Царь Иван IV (Грозный) предпринял ряд мер, направленных на узаконивание благотворительности в рамках государственной политики. Были изданы специальные законы, направленные на оказание помощи нуждающимся. В короткое время был создан ряд благотворительных учреждений, финансируемых как из государственной казны, так и за счет частных пожертвований. Милосердие и благотворительность стали основными ценностями православия: монастыри и церковные приходы содержали больницы, приюты, школы для сирот, библиотеки, организовывали бесплатные обеды. В 1601 году из-за неурожая в стране начался страшный голод, толпы голодающих стекались в Москву. На государственные деньги для Москвы было закуплен хлеб, который раздавали голодающим. Царь и сам раздавал деньги нищим, вдовам и сиротам[14,с.120-122].

Первый русский царь из династии Романовых, Михаил Федорович, поручил патриаршему приказу  открытие сиротских домов. В 1635 году Михаил Федорович пожертвовал землю  бывшего «убогого дома» (места, куда свозили тела умерших «дурной смертью», то есть без покаяния), для нового Покровского мужского монастыря. Позже, при царе Алексее Михайловиче были созданы специальные приказы, занимавшиеся призрением бедных.  Много внимания строительству больниц, богаделен, разного рода приютов уделял великий реформатор России Петр I. В 1706 году митрополит Иов неподалеку от Великого Новгорода учредил приют для незаконнорожденных детей. Петр I одобрил это начинание и выделил на содержание приюта доходы с нескольких монастырских вотчин. Вскоре и в других городах России были открыты приюты для незаконнорожденных. Введенные при Петре I меры по борьбе с нищенством с перерывами, в силу чрезвычайных обстоятельств, просуществовали длительное время.  Ставшая впоследствии неотъемлемой частью общественной деятельности русских императриц, благотворительность получила широкое развитие при Екатерине II (Великой). При Екатерине были созданы дома призрения для бедных в Гатчине, богадельни для подопечных Воспитательного дома, повивальный институт с родильным отделением для бедных женщин.

Отличительной чертой благотворительности  в допетровской Руси было то, что  она состояла главным образом  в раздаче еды и одежды (деньги раздавались реже), строительстве  жилья и оказании бесплатной медицинской  помощи. Такая форма благотворительности, связанная с личной инициативой  князей, царей была характерна для  России вплоть до середины XVI века, когда  c чередой непрекращающихся малых и больших войн число нуждающихся постоянно росло и, в конце концов, благотворительность перестала быть личным делом правителей, а превратилась в заботу государства. После Стоглавого собора 1551 года в России начался переход к системе общественного призрения с дифференцированным подходом к разным группам населения, нуждающегося в помощи. XIX век стал переломным в развитии благотворительности: именно в пореформенной России были изданы многочисленные законы и установлены неписаные правила, благодаря которым социальная политика государства, общественная и частная благотворительность приобрели очертания системы и получили мощный импульс к развитию. При Александре I благотворительность в сфере образования стала координироваться Министерством народного просвещения, учрежденным в 1802 году.

В августе 1814 года общество было преобразовано в «Императорское человеколюбивое общество», просуществовавшее  более 100 лет. Его филиалы были открыты  в большинстве крупных городов  России. В царствование Александра I в Петербург из Франции переехал доктор Гаюи. При его участии в столице был основан первый в России Институт для слепых. Во время Крымской, Русско-турецкой и Русско-японской войн в стране повсеместно стали возникать общества сестер милосердия.  Радикальные общественные реформы 60-х годов, осуществленные во время правления Александра II, стали благоприятной почвой для развития меценатства и благотворительности. Едва ли не ежедневно в России возникали новые благотворительные общества и фонды, появились организации, объединявшие людей по профессиональным признакам, уровню образования, месту проживания, склонностям. Широкое распространение получили бесплатные учебные заведения для малообеспеченных, где педагоги работали безвозмездно – например, воскресные школы. В 1857 году был принят Устав об Общественном призрении. Во второй половине XIX века законодательство в области благотворительности было суммировано в «Общем Уставе Императорских Российских университетов» (1863 год), законе «О некоторых мерах к развитию начального образования» (1864 год), в «Положении о городских училищах» (1872 год), «Положении о начальных народных училищах» (1874 год), «Правилах об учреждении в учебных заведениях именных стипендий» (1876 год). Государство в условиях реформ стремилось усилить свое присутствие на всех уровнях общественно-политической жизни, одной из важных составляющих которой стала благотворительность[15].

К концу XIX века социальная помощь в России отличалась многообразием  форм и уровней: общественным призрением занимались городские благотворительные  общества, деревенские, земства. В деревнях открывались общества призрения  для крестьян и ясли-приюты. В  городах была налажена система попечительства о бедных. В рамках городского самоуправления создавались специальные комитеты.

Набирала силу частная  благотворительность, причем на благотворительность  жертвовали не, только состоятельные  люди. Очень популярны были «кружечные»  сборы: железные кружки висели на стенах приютов, магазинов – туда бросали  милостыню. «Конкуренцию» частной  благотворительности составляла благотворительность  приходская: церковно-приходские попечительства к концу XIX века имелись практически  в каждом российском городе. С успехом  функционировали и многочисленные благотворительные организации, работавшие по определенным направлениям, как, например, «Союз для борьбы с детской  смертностью в России».

К концу XIX века благотворительность  в России стала настолько масштабным общественным явлением, что в 1892 году была создана специальная комиссия, в ведении которой были законодательные, финансовые и даже сословные аспекты  благотворительности. Важнейшим итогом работы комиссии можно считать обеспечение  прозрачности благотворительной деятельности в России, открытости и доступности  всей информации, включая финансовую, для всех слоев общества. С конца XIX века в стране устанавливается общественный контроль над благотворительностью, результатом чего явился рост доверия в обществе к деятельности благотворителей и, как следствие, новый небывалый рост числа жертвователей. В конце века в среде состоятельных промышленников и богатых купцов становится модным вкладывать деньги в развитие культуры и искусства. Их фамилии навсегда вошли в историю России: Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найденовы, Боткины и многие другие.

В начале XX века благотворительность  в России переживала пик своего развития. На каждые 100 тысяч жителей Европейской  части России приходилось 6 благотворительных учреждений[15].

Традиция российской благотворительности  была нарушена революцией 1917 года. Идеология  первых революций не допускала никаких  форм благотворительности. Все средства общественных и частных благотворительных  организаций были в короткие сроки  национализированы, их имущество передано государству, а сами организации  упразднены специальными декретами. В  целях соблюдения «революционного  порядка» любая частная (как, впрочем, и общественная) благотворительная  деятельность пресекались. Официальная  идеологическая позиция по отношению  к благотворительности была отражена в Большой советской энциклопедии, изданной в 1927 году. Там благотворительность  трактовалась как «явление, свойственное лишь классовому обществу», тогда как  «социальному строю СССР чуждо понятие  благотворительности».

Потом функции благотворительности  опять целиком взяло на себя государство, но коллективный труд на благо общества (распространенные формы - субботник, сбор макулатуры и металлолома, движение школьников-тимуровцев, помощь пенсионерам) приветствовался. Исторический опыт организации  благотворительности и обобщение  исторических дореволюционных традиций благотворительной деятельности в  Российской империи показывает, что в России были сильны традиции государственной социальной помощи, поддержки образования, науки, искусства; однако государственной помощи на протяжении всей истории развития нашего Отечества было недостаточно; данная тенденция, наряду с религиозными обычаями бескорыстной поддержки, обусловила развитие многих видов благотворительности в дореволюционный период; переход к капитализму во второй половине XIX столетия, формирование класса русского буржуа, а также особенности национального русского характера способствовали процветанию меценатства в купеческой среде.

Тема благотворительности, милосердия возродилась в России вместе с перестройкой. В то время  со страниц газет не сходили репортажи  из домов престарелых, больниц, где  работали добровольцы во главе с  приходскими священниками. Тогдашние  прорабы перестройки утверждали, что эра милосердия не за горами. Но вскоре вместо всеобщей гуманизации произошла криминализация нашего общества, тема благотворительности осталась как бы на обочине общественных интересов.  Эпоха девяностых годов, когда под вывеской благотворительности подчас творились неблаговидные дела, негативно сказалась на восприятии обществом самой идеи благотворительности.

В середине 90-х годов появились российские благотворительные структуры, специализирующиеся в разных сферах: поддержка научных, учебных программ, помощь детским домам, больницам, предоставление средств на дорогостоящее лечение. Это, например, благотворительные фонды Владимира Потанина, Олега Дерипаски, Дмитрия Зимина и др. Сейчас происходит объединение различных фондов, способных оказывать более масштабную помощь. Это одна из общемировых тенденций последних 10-15 лет.

Таким образом, благотворительная деятельность зародилась еще в древности и, несмотря на развитие общества, не потеряла свою силу, но и так же осталась жизненно необходима некоторым слоям населения. Возрождение благотворительных традиций России наметилось в конце прошлого столетия. Последние исторические события показывают, что идет активное возрождение благотворительности. Однако на данном этапе благотворительность понимается несколько иначе, чем в предыдущие исторические эпохи.

Информация о работе Благотворительность как социальный феномен