Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 17:03, лекция
Объектом изучения теории менеджмента являются микрогруппы, или малые группы, которые в своей совокупности образуют организацию. Малая группа- относительно обособленное объединение небольшого количества людей, находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместное действие в течение достаточно долгого промежутка времени. Взаимодействие базируется на общем интересе и связано с достижением группой целей.
Эффективность деятельности советов и комиссий значительно повысится, если будут четко определены их права и обязанности, а также регламентировано время на процесс принятия и реализации решения.
Тема 5.6 Процесс формирования команды
Руководители современных
организаций стремятся к
Под командой мы понимаем общность сотрудников организации или структурного подразделения, работающих как единое целое, проявляющих при этом максимум ответственности и инициативности. Категории «команда» и «группа» имеют разное значение. Если группа — это некоторая общность людей в организации, то команда — это всегда эффективная группа индивидов. К основным характеристикам команды относят наличие общей цели и высокую степень участия членов в разработке новых идей. Исследователи отмечают специфические различия между группами и командам [35,43]:
• в группе существует один ярко выраженный лидер; в команде лидерство разделено между ее членами;
• в группе доминирует личная ответственность; в команде личная ответственность дополняется коллективной;
• в группе производятся продукты индивидуальной деятельности; в команде - продукты коллективной деятельности;
• группа обсуждает, решает и делегирует; команда обсуждает, принимает решение и выполняет его.
Таким образом, любая команда является группой, но не всякой группе присущ командный дух. При этом сформировавшаяся в организации команда будет иметь более высокие результаты, чем другие группы, за счет того, что каждый член команды стремится к достижению общей цели, четко выполняет свои обязанности, взаимодействует с другими членами для координации совместной деятельности и рассматривает себя как часть единого целого. На основе этого в команде возникает так называемый синергетический эффект. Суть этого эффекта состоит в том, что результат совместных усилий членов команды оказывается больше суммы отдельных результатов ее членов, если бы они работали порознь. Этот эффект обеспечивается тем, что в командах, по сравнению с группами, более ярко выражены такие характеристики как: одинаковые ценности, внутренние взаимосвязи, преданность, согласованность, доверие, сотрудничество, значимость групповых процессов .
Выделяют четыре категории команд: 1) совещательная – совет, «круглый стол»; 2) производственная – бригады, команды летного состава;
3) проектная – исследовательская группа, группа планирования, инженерная группа, целевая группа; 4) группа действий – спортивная команда, экспедиция, команда на переговорах, бригада хирургов, военное подразделение.
Существует два типа команд – кружки качества и самоуправляющие команды. Кружки качества, как правило, образуются добровольно из числа рабочих.
Самоуправляющиеся команды (автономные рабочие команды) могут состоять из работников всех уровней в организациях любых типов. В командах нет назначенного руководителя, они сами выполняют функции управления - планирование, составление рабочего графика, контроль прием на работу персонала.
Команды положительно влияют на производительность и на межличностные отношения внутри группы, но не на общее отношение к работе, прогулы и положение дел на предприятии в целом.
Проведенные американскими учеными исследования выявили множество личных и организационных факторов, вызывающих неэффективную деятельность команд.
1) Члены команды консервативны и не желают расставаться со старым опытом, забыть о былой власти и положении.
2) Не все члены команды обладают способностями, знаниями и навыками, полезными группе. Функционирование команды из-за отсутствия дифференциации ответственности неэффективно.
3) Работники, как члены
команды часто сталкиваются с
конфликтами и трудностями. То,
Проблемы оплаты труда и системы вознаграждения ориентированы только на индивидуальную деятельность и снижают стимул хорошей работы команды.
Эффективность работы команды может понизиться, если они не будут работать как единая команда; прислушиваться к мнению друг друга, управлять конфликтами, признавать особый вклад каждого члена команды в общее дело.
5.7 Особенности неформальных групп
Неформальные группы играют существенную роль в динамике поведения сотрудников. Основное отличие функционирования неформальных групп в организации в том, что у них отсутствуют официально предписанные цели и отношения. Неформальные группы образуются спонтанно (стихийно), в том числе в рамках формальной организации, на основе социальных взаимоотношений между людьми, общих интересов, взаимных симпатий. Характеризуются относительной независимостью от официальных структур, иногда нечетко выраженной целью групповой деятельности, неформальным контролем за членами группы. Иногда их называют группы по интересам. Однако формальные и неформальные группы неразделимы и существуют параллельно. В каждой неформальной группе формируются определенные нормы поведения, происходит распределение ролей и складывается структура межличностных отношений.
Причины вхождения в неформальную организацию состоят в том, что принадлежность к неформальной группе может дать людям психологические выгоды, не менее важные, чем получаемая заработная плата: чувство принадлежности, взаимопомощь, взаимная защита, тесное общение.
Принадлежность является первой причиной вступления в неформальную группу. Люди, чья работа не дает возможности устанавливать и поддерживать социальные контакты обычно не удовлетворены.
Во многих ситуациях людям легче получить помощь у своих коллег, чем у начальства, что является важным мотивом вступления в неформальную группу.
Защитная функция приобретает наиболее важное значение, когда начальству не доверяют.
Общение и
симпатии – это потребности людей,
которые они могут
Свойства неформальной группы отличаются от свойств формальной организации, к ним относятся такие характеристики, как социальный контроль, сопротивление переменам, наличие неформальных лидеров.
Социальный контроль – это установление и укрепление групповых эталонов приемлемого и неприемлемого поведения. В неформальной организации имеются свои правила, они могут касаться характера одежды, поведения, приемлемых видов работ. Несоблюдение этих норм может жестоко караться. Социальный контроль, осуществляемый неформальной организацией может оказывать положительное влияние и способствовать достижению целей формальной организации.
Сопротивление переменам:
перемены могут нести в себе угрозу
дальнейшего существования
Неформальной группой руководят неформальные лидеры. В своих действиях они делают ставку на людей и их взаимоотношения. Неформальный лидер имеет две первостепенные функции: помогать группе в достижении ее целей и поддерживать и укреплять ее существование.
Любая неформальная группа имеет определенную структуру, систему межличностных отношений, согласно которой каждый работник получает свой социометрический статус в организации.
Проблемы и преимущества, связанные с неформальными группами.
К числу негативных характеристик неформальных групп относят:
Преимуществами
• повышение эффективности деятельности системы в целом;
• облегчение нагрузки на менеджмент;
• обеспечение безопасного выхода эмоций работников;
• улучшение коммуникаций;
•позитивные социальные нормы (коллективизм, творчество, взаимопомощь) и разумный социальный контроль.
Поскольку существование неформальных групп в организации неизбежно, а влияние их велико, менеджменту не стоит бороться с ними, а лучше использовать их преимущества для достижения целей организации.
Теоретики менеджмента предлагают следующий подход к неформальным группам:
• признать существование неформальной группы и работать с ней;
• выслушивать мнение членов и лидеров неформальных групп, поощрять тех, кто способствует достижению целей организации;
•привлекать членов и лидеров неформальной группы к процессу принятия решений с целью ослабления сопротивления переменам;
•формировать эффективную систему коммуникаций, быстро выдавать точную информацию, препятствуя распространению слухов.
Тема 5.8 Повышение эффективности деятельности групп
Целью любого управленческого воздействия на функционирование группы является повышение эффективности ее деятельности, которая, по мнению исследователей, оценивается большим количеством факторов:
• структурные факторы: величина группы, иерархия, коммуникации в группе и организации;
• независимые факторы: физическое расположение группы; взаимосвязь с другими группами;
• переменные факторы: характер задачи, степень сложности задачи; условия решения;
• мотивационные факторы: мотивация членов группы; групповая мотивация, состояние окружающей группу среды; атмосфера в коллективе;
• промежуточные факторы: стиль руководства, взаимоотношения между членами группы и группами в организации; распределение ролей; характер процесса принятия решения; психологический климат.
Кроме того, анализируя деятельность группы, следует учитывать воздействие внешнего окружения.
В качестве основных способов повышения эффективности деятельности групп в организации можно предложить следующие:
• наличие сильного лидера
группы, заинтересованного в успехе
дела и способного оказывать влияние
на организационное поведение
• оптимальные размеры группы, обусловленные производственной необходимостью и рекомендациями психологов и социологов;
• рациональная и социальная
структура группы, которая складывается
из статусно-ролевых отношений, профессионально-
• формулировка четких целей группы в рамках организации, при которой каждый член группы должен знать, к каким результатам следует стремиться и в виде чего они будут выражены;
• создание благоприятного социально-психологического климата, характеризующегося здоровой критикой, свободным обсуждением идей, низкой конфликтностью, сотрудничеством и взаимопомощью;
• снижение уровня группового конформизма.
Важным в повышении эффективности деятельности групп является формирование организационной культуры фирмы, в которой будут проявляться: философия и идеология управления, ценностные ориентации, ожидание, групповые нормы, лежащие в основе характера отношений и взаимодействий как в целом по организации, так и в каждой ее группе.