Содержание
Введение
1.История
взаимодействия государства и
гражданского общества
2.Модели
взаимоотношений государства и
гражданского общества
3.Формы
взаимодействия государства и
гражданского общества
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Гражданское
общество - это спутник правового
государства, т.е. правовое государство
появляется в той стране, в которой
существует не просто общество людей,
а гражданское общество.
Актуальность
темы заключается в том, что в
настоящее время в России формируется
гражданское общество, основанное на свободе
граждан, и новая роль государства, признающая
приоритет прав человека.
Государство
и гражданское общество неразрывно
связаны друг с другом, составляют
две части единого общественного
организма. В идеале развитое гражданское
общество создает условия для свободных,
демократических межличностных отношений,
для удовлетворения разнообразных интересов
и потребностей общественных индивидов.
Степень независимости институтов гражданского
общества (различных объединений, ассоциаций,
партий, движений, средств массовой информации,
семьи, церкви и др.) от государства, демократичности
общественно-политической системы оказывает
решающее влияние на характер и распределение
власти в обществе. В таком обществе власть
не может быть сконцентрирована в одних
руках, а разграничивается на полицентричной
основе.
Цель
контрольной работы раскрыть взаимоотношения
государства и гражданского общества.
Для
реализации поставленной цели решим
следующие задачи:
1.
Рассмотреть историю взаимодействия государства
и гражданского общества.
2.
Описать модели взаимоотношений
государства и гражданского общества.
3.
Изучить формы взаимодействия
государства и гражданского общества.
1.История
взаимодействия государства
и гражданского общества
Само
понятие "гражданское общество"
появилось в XVII в., в частности
в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка,
а затем получило свое развитие в
XVIII в. в работах Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье,
В. фон Гумбольта и др. Они уже
не отождествляли гражданское общество
с существующим государством или реальными
формами государственного правления.
При этом они исходили из теории договорного
происхождения государства, в основе которой
лежала идея общественного договора. Согласно
этой теории, законно то правительство,
учредить которое и повиноваться которому
все граждане согласились по своей воле.
Сторонники
теории договорного происхождения
государства отождествляли гражданское
общество и государство, если последнее,
основанное на общественном договоре,
выражает интересы граждан. Но они понимали,
что в действительности государство, как
правило, подавляет гражданское общество,
что, в частности, "абсолютная монархия,
которую некоторые считают единственной
формой правления в мире, на самом деле
несовместима с гражданским обществом
и, следовательно, не может быть формой
гражданского правления".
Значит
понятие "гражданское общество",
появившееся в XVII в., уже тогда
включало в себя такие важные элементы,
как договор, учет и реализацию интересов
граждан.
Более
четко провел различия между государством
и гражданским обществом видный
представитель немецкого просвещения
XVIII в. В. фон Гумбольт. Он пришел к
мысли о том, что сама государственная
деятельность должна быть подчинена
удовлетворению интересов и потребности
человека. Несмотря на то, что эта мысль
не получила у него развернутого обоснования,
сам факт постановки подобной проблемы
является чрезвычайно важным в истории
изучения гражданского общества.
Гегель
предпринял попытку философского осмысления
различия между гражданским обществом
и государством. Область действия государства,
по Гегелю, - общие интересы, а гражданского
общества - сфера частных интересов.
Проблема
соотношения гражданского общества
и государства достаточно широко
рассматривалась К. Марксом в работах,
относящихся к 40-м и более поздним годам
XIX в. Маркс пришел к четкому осознанию
того, что в исследовании государства
необходимо опираться на анализ гражданского
общества. Не государство порождает общество,
а наоборот, "в действительности семья
и гражданское общество составляют предпосылки
государства, именно они являются подлинно
деятельными".
По
мнению Маркса, гражданское общество,
в котором частной собственности
принадлежит решающая роль, порождает
государство, являющееся результатом
исторического развития семьи и гражданского
общества, продуктом, их функционирования.
Государство представляет собой политическое
установление, форму, организующую гражданское
общество, общество частных материальных
интересов, форму, которая внешне обнимая
его целиком, на самом деле служит интересам
собственников, господствующих классов.
Государство вообще не может существовать
без таких предпосылок, как семья и гражданское
общество. Сфера деятельности гражданского
общества, по Марксу, - не только экономика,
но и культура, идеология и рожденные ими
общественные движения.
Исследованию
надстроечных явлений гражданского
общества уделял большое внимание А.
Грамши. Анализируя механизм господства
буржуазии в первой половине XX в.,
он выделил три его составные
части, три "общества", следуя его
терминологии: экономическое (экономическая
основа господства буржуазии - ее владение
средствами производства и распределения),
политическое и гражданское.
Совокупность
тех частей надстройки, которые осуществляют
функцию принуждения и прямого господства
(военного, полицейского, правового), составляет
"политическое общество". Однако
в чистом виде, полагал Грамши, такое общество,
соответствующее системе "охраны общественного
порядка и соблюдения законов", не существует.
Оно переплетается с той частью надстройки,
которая у него выступает под понятием
"гражданское общество". Это совокупность
всех тех рычагов и органов в государстве,
позволяющая буржуазии осуществлять идейное
и нравственное руководство подчиненными
классами, т.е. идеологическая надстройка
общества.
Из
приведенных выше воззрений на гражданское
общество можно выделить ряд его
основополагающих характерных черт.
Во-первых, развитие гражданского общества
связывалось с преодолением жестких
рамок сословно-феодального строя,
с появлением капиталистических производственных
отношений: Во-вторых, гражданское общество
возникает в определенный период общественного
развития и связано с исторически преходящими
формами государства, является силой,
постоянно находящейся с государством
в противоречивом, диалектическом единстве.
В-третьих, в рамках гражданского общества
неизбежно возрастает значение личности
человека, который превращается из подданного
в гражданина. В-четвертых, более сложной
и близкой нам по времени является грамшианская
трактовка гражданского общества. Правящий
буржуазный класс, по его мнению, осуществляет
свою гегемонию не только через механизмы
власти (политической и экономической),
но и через структуры общественного сознания,
позволяющие включить гражданское общество
в качестве дополнительного рычага давления
на индивида. Буржуазные ценности, по Грамши,
пропитывают не только институты власти,
но и производство, культуру, быт - все
"поры" гражданского общества. Перед
нами более сложный вариант классической
схемы соотношения гражданского общества
и государства, связанный с изменением
реальных границ между ними в первой половине
XX в.
В
80-е годы появилась новая трактовка
понятия "гражданское общество",
связанное с именами таких
европейских политических мыслителей,
как В. Гавел, Дж. Кин и др. Эти авторы
ввели понятие "социалистическое гражданское
общество". Например, английский политолог
Дж. Кин предлагает более широкое представление
о гражданском обществе, которое не сводится
только к проблеме взаимоотношения между
ведущими классами в рамках одной формации.
Он выходит на еще более общие, общецивилизационные
проблемы. В их числе проблема демократизации
общества, соотношения свободы и подчинения
индивида обществу, становления нового
типа свободы - контролируемой и упорядоченной
на основе политического разума. А. Арато,
А. Уэйр и их единомышленники сегодня исходят
из того, что гражданское общество - структура
чрезвычайно сложная, фундамент демократической
общественной организации.
В
отечественной литературе можно
встретить несколько подходов к определению
гражданского общества. В научной литературе
есть мнение, согласно которому прямо
или косвенно гражданское общество отождествляется
с правовым государством. Сторонники такого
подхода полагают, что правовое государство
выходит из гражданского общества.
Ближе
подходят к раскрытию понятия "гражданское
общество" те исследователи, которые
включают в его содержание всю
совокупность общественных отношений
вне рамок государства.
Чем
объясняется тот факт, что понятие
гражданского общества в наши дни возвращается
на страницы достаточно широкой печати?
Французский политолог Доминик Кола пишет,
что, начиная с 70-х гг. нашего столетия,
ни один термин не пользовался большей
популярностью, чем "гражданское общество":
перекочевывая из научных публикаций
к газетным страницам, он и теперь остается
предметом нескончаемых дискуссий".
И автор, судя по российской прессе, безусловно,
прав.
В
отличие от марксистских текстов, в
настоящее время данная проблема
рассматривается в контексте
обеспечения дальнейшего развития
активности индивидов в обществе, возможностей
расширения и углубления его демократизации
и вместе с тем ограничения функций государства
и усиления контроля за его деятельностью
со стороны общества. В современной литературе
понятие "гражданское общество" трактуется
неоднозначно. И все же чаще всего его
содержание включает всю совокупность
неполитических отношений в обществе,
т. е. экономических, социальных, в том
числе национальных, духовно-нравственных,
религиозных и т. д., составляющих жизненную
основу политической системы, государства.
В
весьма суженном объеме определяет рассматриваемое
понятие А. Мигранян: "Гражданское
общество - это сфера спонтанного
самопроявления свободных индивидов
и добровольно сформировавшихся
ассоциаций и организаций граждан,
которая ограждена необходимыми законами
от прямого вмешательства и произвольной
регламентации деятельности этих граждан
со стороны органов государственной власти".
Несмотря
на очевидное значение отмеченного
аспекта, определение гражданского
общества нельзя сводить только к нему.
А такое имеет место в публицистических
выступлениях, когда утверждается, что
будто бы в СССР не было гражданского общества,
а существовало только тоталитарное государство.
Гражданское общество - объективная реальность.
"Это совокупность "естественных
форм общественной жизнедеятельности
индивидов - призванных обеспечивать удовлетворение
их потребностей и интересов". Его не
может ни поглотить, ни ликвидировать
какой-либо политический режим. Другой
вопрос, каков уровень развития данного
гражданского общества, какие общественные
связи и отношения на том или ином этапе
составляют его содержание, насколько
реализована или не реализована способность
членов общества к творческому труду,
самоуправлению, каково отношение между
публичной властью и индивидуальной свободой
и т.д. Государственная власть может деформировать
гражданское общество, сковать процесс
функционирования его элементов, свести
к минимуму автономию и самостоятельность
индивидов и социальных групп. Но не в
ее силах ликвидировать материальную
и духовную жизнь людей, насильственно
упразднить социальные группы, основополагающие
формы организации человеческой жизни,
духовной культуры, наконец, присущую
социальным объектам активность. Утверждать
противоположное - значит соглашаться
с идеалистической догмой о всесилии политики,
государства.
2.Модели
взаимоотношений
государства и
гражданского общества
Антиэтатизм
начал формироваться в эпоху
буржуазных революций, как позиция,
трактующая государство как исторически
преходящую форму организации общества,
свойственную непросвещенным несвободным
людям, которые еще не ощущают себя личностями
и не настаивают на реализации своих прав
и свобод. В данных теориях государство
рассматривается всецело как механизм
насилия и подавления одних (тех, кто имеет
властные ресурсы и имеет возможность
реализовывать свои права и свободы) по
отношению к другим, кто таких возможностей
лишен. Соответственно, государство оказывается
ненужным в обществе, где права и свободы
каждого будут реализованы. Именно таким
идеалом является гражданское общество.
Пределом антиэтатистского мышления является
анархизм, который выступает против любого
института, поскольку он, так или иначе,
связан с каким либо обязательствами человека.
Здесь можно выделить целый спектр различных
политических теорий, который простирается
от анархизма (Прудон - основоположник
анархизма, Кропоткин, Бакунин) до неоконсерватизма,
который оставляет государство только
как некую символическую реальность. В
промежутке между этими крайностями лежат
различные концепции - Локка, Руссо, Маркса,
Пейна, Джефферсона и т. д., - которые рассматривали
государство как аппарат подавления в
руках того или иного класса и отмеривали
ему разные исторические сроки существования
и предназначали разную историческую
миссию. Необходимо отметить, эти антиэтатистские
концепции оказали сильное влияние на
политическую практику, особенно в эпоху
буржуазных революций. И попытка последовательной
реализации антиэтатистских концепций
привела к тому, что в обществе возникло
осознание односторонности этих концепций.
Поскольку попытка построения гражданского
общества и воплощения антигосударственных
устремлений не привели к гарантиям прав
и свобод граждан и к увеличению степени
свободы и властных позиций, а напротив,
по мнению многих историков и теоретиков
политической науки, отбросили общество
назад к дикости и варварству, к состоянию,
в котором никто не мог быть спокоен за
то, что его права не будут нарушены. В
качестве реакции на политическую практику
и как реставрация возрожденческих и реформаторских
концепций, возникла этатистская модель.
Этатизм
возникает как реакция на теории,
которые видят в государстве
уходящий институт. Как уже было
указано, в возрожденческих и
реформаторских моделях (Боден, Макиавелли),
рассматривали светское государство как
гарантию гражданских свобод и гарантию
невмешательства церковных властей. Но
главный запал в эпоху реставрации был
не столько в борьбе с церковной властью,
сколько в реакции на революцию и на анархистские
модели. Основными теоретиками такой модели
выступали Гоббс, Деместр, Берк,